История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Я сын безземельного крестьянина, который с 13 лет и до самой смерти работал на заводе Курбатова меднолитейщиком...
Хотя мне в то время было всего семь лет, но я отлично помню, как отец с горячностью говорил, что ни за что не отдаст меня в рабочие, что он сам ни за что потратил силы и сгубил свое здоровье. Вот, говорит, вырастешь, я стану тебя учить. И матери говорил: „если я умру, не отдавай его в рабочие, довольно и я помучился, пускай хоть ему полегче будет". Отцу страшно хотелось дождаться того времени, когда я вырасту и он отдаст меня учиться, и я ему буду помогать. Но ему так и не удалось осуществить свои мечты. Он помер 38 лет, когда мне было всего около восьми лет... Мать моя не получила образования, а поэтому ее часто смущала задача, которую возможно разрешить только с помощью высшей математики, а именно, как разделить 15 руб. на восемь частей, по числу голодных ртов, за вычетом суммы, необходимой на одежду и обувь, на бумагу, на книги учащимся. Мать находила необходимым выучить всех, по крайней мере, хоть грамоте, а мне дала даже возможность окончить уездное училище...
По окончании училища мне серьезно надо было приняться за работу. Моей матери страшно не хотелось отдавать меня в рабочие, и она долго ходила, кланялась, унижалась. Мне страшно больно было за ее унижение. Все ее хлопоты ни к чему не повели, протекции у меня не было никакой и мне оставалось только поступить в завод. До сих пор я только гулял и учился, а учение больше удовольствие, чем труд. Ну, делал там домашнее [27] дело: дров поколоть или самовар поставить, в комнате убрать, печи затопить, но свободного времени у меня было много. Страшно мне было итти на завод, но выхода не было - и вот я поступил к Курбатову в слесарные ученики. Контраст с прежней жизнью был громадный. Дома - полнейшая свобода и ласковое обращение со стороны матери; когда же я поступил в завод, пришлось вставать в пятом часу утра и работать до семи часов вечера, так что свободного времени у меня не стало. Потом вся обстановка завода: пыль, копоть, грязь, непрерывный шум, теснота от станков и деталей машин, люди грязные, с истомленными, бескровными лицами, вечно суетящиеся в лихорадочном движении, - все это произвело на меня самое удручающее впечатление, словно я заблудился в дремучем лесу. Но, когда я узнал ближе условия труда и людей, с которыми мне придется прожить всю жизнь, я был совершенно уничтожен. Я увидел, что жизнь рабочих полна унижения.
В первый же день я получил оскорбление, равное пощечине: по выходе из завода меня обыскали, как вора. Много нужно было самообладания, чтобы и впоследствии не протестовать против этого грубого унижения. Потом я должен был выслушивать от мастера комплименты в роде: осел, болван, идиот, а часто и непечатную ругань. Трудно, трудно было сдерживать себя и не детские силы были нужны для этого...
После близкого знакомства с действительной жизнью все мои неясные, неопределенные надежды на светлую, осмысленную жизнь рухнули, мысль, что я всю жизнь должен буду прожить в условиях, которые казались мне невозможными, приводила меня в отчаяние. Всю жизнь только работа, работа и унижение. Хочется сходить в театр, но денег и на хлеб не хватает, хочется почитать, но после рабочего дня голова отяжелеет, и - или заснешь над книгой, а то читаешь слова, а смысла не понимаешь, и это в такой книге, которую со свежей головой прочитаешь без всякого напряжения мысли. А тут еще праздничные и ночные работы, принудительные, как со стороны мастера, так и со стороны личной необходимости. 20 коп. - не велики деньги, а сработаешь несколько праздников и ночей, все несколькими двугривенными больше будет.
Я не мог примириться с подобной жизнью. Часто, бывало, идя на работу после сработанной ночи, когда не приходится проспать больше двух часов в сутки, я буквально засыпал на ходу, глаза против воли слипались и я шел полубессознательно; жизнь казалась мне мучительной и я страстно желал умереть. Я не боялся смерти, как не боюсь ее и теперь, и от самоубийства меня удерживала только жалость к матери, для которой это было бы страшным ударом. Мать - да, много значит это слово... Глубоко мне в душу запали ее слова, что „есть много, много людей, которым живется в тысячу раз хуже, чем нам". Я впоследствии только понял, что это, действительно, правда; что большинство народа безнадежно несчастно, как от страшной материальной нужды, так еще более благодаря отсутствию всякого света и знания, не позволяющему народу жить умственной и нравственной жизнью, и надежда [28] отдать свою жизнь за народ примирила меня с ней. В продолжение 4 лет работы моей у Курбатова я совершенно слился с рабочей средой. Я привык к рабочим, и благодаря близкому знакомству и пониманию их интересов, потребностей и надежд, я пришел к заключению, что нравственный уровень жизни рабочих может быть повышен только с повышением экономического уровня.
В 1896 г. были произведены в Курбатовском заводе аресты, что произвело сильнейшее впечатление на всех рабочих. Толковали, что их посадили в тюрьму за то, что они хлопотали за уменьшение рабочего дня; и когда в 1897 г. вышел закон об уменьшении рабочего дня, среди рабочих шли рассуждения, что благодаря им, т.-е. тем рабочим, которые были посажены в тюрьму, сбавили время с двенадцати часов до десяти с половиной. О судьбе этих рабочих шли разногласные толки: одни говорили, что их всех перевешали, другие, что их свезли в Петропавловскую крепость, где есть маленькие комнатки, куда вводят чековека, из стен высовываются ножи, изрезывают его в куски, и куски эти проваливаются с опустившимся полом в Неву. Были и такие, которые говорили, что всех политиков надо перевешать, и что они, дескать, мутят народ из-за того, что им платят большие деньги, но такие мнения, как неразумные, осмеивались. Все видели, как жили и поступали исчезнувшие без вести рабочие, и что никаких денег после них не осталось, и что, следовательно, они пошли не из за своих выгод...
Из опыта, вынесенного из жизни и знакомства с нею из книг, я пришел к выводу, что только тогда рабочие могут поднять экономический уровень своей жизни, когда закон дозволит им открыто бороться против ненормальностей жизни. Я не мог оставаться простым зрителем, так как сам такой же рабочий, как и все. Я всеми силами желал хоть чем-нибудь помочь, отдал бы свою жизнь, если это могло хоть на волос улучшить положение рабочих. Я не знал, каким способом рабочие могут обратить на себя внимание правительства. Когда же по всему Сормову стали носиться слухи, что будет демонстрация, я увидел в этом сильное средство, чтобы обратить внимание правительства на ненормальное положение рабочих. Я знал, что за участие в демонстрации грозит каторга. Наказание страшное - в моих глазах страшнее смерти, так как в каторге человеческая личность совершенно уничтожается и бесчеловечно унижается на каждом шагу. Но надежда на то, что жертвуя собой, принесешь хотя бы микроскопическую пользу труженикам, дает полнейшее удовлетворение за все страдания, которые пришлось и придется перенести; личное же несчастье тонет, как капля в море, в великом горе народном, за желание помочь которому можно отдать всю душу.
Да, я признаю, что я сознательно примкнул к демонстрантам, не примкнуть к ним было свыше сил моих. Но виновным себя не признаю потому что считал себя вправе участвовать в демонстрации, посредством которой был выражен протест против тех законов, которые, защищая интересы привелегированного класса богачей, не дают возможности улучшить условия своей жизни. Из личного опыта, вынесенного за 10 лет [29] работ по заводам, я пришел к заключению, что рабочие единичными усилиями не в состоянии добиться нормальных условий жизни; эксплоатация принуждает их довольствоваться положением вьючного животного. По большим заводам везде введены сдельные и поштучные работы и многие думают, что благодаря этому, условия труда улучшились, так как рабочий может стараться и заработать больше. Действительно, рабочий может усиленно работать, но это ведет лишь к преждевременному истощению сил, потому что невозможно до бесконечности усиливать напряженность труда, а удержать на известном уровне заработок можно только при этом условии, так как большой заработок, вызванный усиленным трудом, ведет к сбавке расценков; сбавлять расценки никогда не устанут. Неужели же человека считают за машину? Но, ведь и машина, расчитанная на известное число сил, не может развивать их до бесконечности, да от машины этого и не требуют, тем более бесчеловечно требовать это от человека, который сделан не из стали, как машина. Дело сводится к тому, что рабочие, благодаря задельной плате и сбавкам расценок, лишаются последнего отдыха, будучи принуждены работать по праздникам и по ночам сверх обычной денной работы, не имея в то же время возможности, вследствие все понижающихся расценок, при самом исполнительном труде заработать средства, необходимые хотя бы для сносной жизни. Точно также не может рабочий единичными усилиями поднять и уровень расценок и заработка до высоты, необходимой для удовлетворения настоятельных потребностей. А потребности эти с развитием грамотности и просвещения сильно увеличились, и не видеть этого могут только люди, нарочно закрывающие глаза. Теперь уже не говорят, как прежде „на что нам грамотность, на что нам знания", напротив, говорят, что „нужно образование, что без него трудно жить", и всякий отец семейства, имеющий некоторые средства, стремится дать своим детям хоть некоторую подготовку. Сормовская библиотека, более, чем скромная, может доказать, что у рабочих существует сильная потребность в знаниях. В библиотеке более подписчиков, чем книг, несмотря на то, что рабочие, в большинстве случаев, не могут получать того, в чем нуждаются. Рабочие также нуждаются в разумных развлечениях, и если среди них и развито пьянство, то одной из главных причин служит отсутствие таковых. Сормовские рабочие долго добивались разрешения ставить любительские спектакли и им было это разрешено лишь после увольнения директора Фосса, жена которого не давала разрешения. Каждый спектакль, или каждый музыкально-литературный вечер привлекают полный зал публики. Многие, не имеющие достаточных средств рабочие отказывают себе в пище, чтобы прилично одеться. Из этого видно, насколько сильна у рабочих потребность в приличном платье. Всякий согласится, что рабочие крайне нуждаются в квартирах, отвечающих гигиеническим условиям, и что, только благодаря нужде и дороговизне квартир, скучиваются в каморках. Питательная пища и отдых после усиленной работы также необходимы для восстановления потраченных сил. Развившееся чувство человеческого достоинства [30] заставляет рабочих желать, чтобы с ними обращались, как с порядочными людьми, не ставили бы их на одну доску с ворами, подвергая ежедневно обыску, чтобы мастера и служащие обращались с ними, как с равными, а не как с вьючной скотиной. Вообще рабочие нуждаются в культурных условиях жизни.
Несоответствие условий, в которых рабочим приходится жить, с запросами, пред'являемыми к жизни, заставляют их сильно страдать и искать выхода из ненормального положения, в которое они поставлены. На гуманность предпринимателей рассчитывать нельзя, так как они, признавая сами себя людьми, на рабочего смотрят не как на человека, имеющего право на человеческую жизнь, а как на орудие, необходимое для их личного обогащения. Чем короче срок, в который можно выжать все соки из рабочего, тем для них выгоднее. Для более успешной эксплоатации труда рабочих, предприниматели соединяются в акционерные общества. Для того, чтобы удержать на желательной высоте цены на продукты, производимые трудом рабочих, но принадлежащие предпринимателям, образуются союзы и синдикаты, - напр. синдикаты сахарозаводчиков, нефтепромышленников и пр. Для этой же самой цели предприниматели и добиваются запретительных пошлин на ввозимые в Россию более дешевые и доброкачественные иностранные товары, что служит тормозом для развития русской промышленности. Отдельный рабочий, защищаясь от эксплоатации со стороны предпринимателей, не может оказать им большего сопротивления, чем кусок свинца - давлению гидравлического пресса. Отдельный рабочий не может не соглашаться на тяжелые условия, предлагаемые предпринимателем, так как без работы он существовать не может, и даже соединенными силами, при отсутствии благоприятных условий, рабочие не могут противостоять предпринимателю, которому от временной приостановки производства не грозит голод, как рабочим. Рабочие не могут добиться участия в прибылях, получаемых от их труда, не соединившись все вместе в один братский союз; но и этого единственного выхода они лишены, так как закон, разрешая предпринимателям эксплоатировать рабочих, запрещает последним защищаться от эксплоатации, преследуя союзы и стачки. Чтобы добиться более культурных условий жизни, рабочим необходимо иметь право устраивать стачки против предпринимателей, иметь право организовать профессиональные союзы, иметь право свободно говорить и печатать о своих нуждах и, наконец, через своих выборных принимать участие в законодательстве, так как всякая победа рабочих над предпринимателем может быть прочной лишь после ее узаконения.
В силу всего вышеизложенного, считая рабочих вправе добиться за свой труд лучших условий жизни, я сознательно примкнул к демонстрантам. Узнав за несколько дней о предполагаемой демонстрации, я решил принять в ней участие и сделал со своей стороны три штуки знамен. На одном из них я написал: „долой самодержавие" и „да здравствует политическая свобода", на другом: „да здравствует социал-демократия"и на третьем: „да здравствует восьмичасовой рабочий день". С этими [31] знаменами я и пошел на демонстрацию. Мои знамена оказались очень кстати, так как таковых у демонстрантов не оказалось, и они выражали свой протест только пением революционных песен и возгласами: „долой самодержавие", „да здравствует политическая свобода". Мелкими протестами до сих пор рабочим не удалось добиться чего-нибудь сущещественного. Начальство и общество сквозь пальцы смотрят на злоупотребление и на явное нарушение законов со стороны предпринимателей, следовательно, нужно что-нибудь из ряда вон выходящее, чтобы обратили на нас, рабочих, внимание. Посредством резкой демонстрации участники ее, по моему мнению, желали обратить внимание общества на ненормальное положение рабочих и на игнорирование правительством их интересов. Рабочие, служа в солдатах, работая в копях, на фабриках и заводах, все свои силы отдают государству, но им не дано никаких прав, так что всякий, обладающий капиталом и покладистой совестью, может обратить в рабство всякого человека, не имеющего возможности существовать без работы. Рабочие, представляя собой слабую сторону, больше нуждаются в покровительстве законов и в поддержке со стороны правительства, чем сильнейшая сторона, капиталисты, к услугам которых и концессии, и казенные заказы, и тарифы. Предприниматели могут открыто писать и говорить о своих нуждах, к которым правительство относится отзывчиво. Предприниматели могут устраивать промышленные с'езды, могут устраивать акционерные общества, союзы и синдикаты, т. е. стачки против рабочих и потребителей, наконец, представители капитала фактически участвуют в законодательстве, так как министры, будучи сами капиталистами, склонны отстаивать и отстаивают интересы капитала.
Я все сказал. Снисхождения я не ожидаю, так как знаю, что господствующий класс общества против стремления рабочих к культурной жизни, но все-таки пора сравнять в правах рабочих с капиталистами, пора и рабочего признать человеком.
„Освобождение" 1902, № 14, стр. 229-234.
Текст воспроизведен по изданию: Русская революция в судебных процессах и мемуарах. - Кн. 4. - М., 1925. С. 27-32.
Комментарии |
|