История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Бунд - «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» основан в сентябре 1897 г. в Вильно. В 1898 - 1903 и 1906 - 1912 гг. являлся автономной организацией в РСДРП. Принимая в основном ее программу, Бунд в национальном вопросе занимал особую позицию, которую неизменно подтверждал в резолюциях своих съездов и конференций. Наиболее видными деятелями Бунда были А. Кремер, В. Коссовский (Левинсон), Р. Абрамович, Ф. Вайнштейн, Э. Фрумкина. В 1905 - 1907 гг. имел 274 организации, объединявшие 34 тыс. членов.
В 1912 г. на VI (Пражской) партийной конференции Бунд был исключен из РСДРП. В первую мировую войну стоял на позиции оборончества.
После Февральской революции Бунд поддерживал Временное правительство (оно в марте 1917 г. отменило 140 законов и распоряжений, ограничивающих права евреев во всех сферах общественной жизни). События октября 1917 г. бундовцы встретили враждебно, но часть из них все же высказалась за переговоры с большевиками. В марте 1921 г. Бунд самораспустился.
Публикуемые документы дают представление о программе Бунда на всем этапе его существования.
Принимая во внимание, сто при первом чтении законопроекта Государственная дума установила воскресенье в качестве обязательного дня отдыха для всего государства, что такое установление в России с ее христианским, еврейским и мусульманским торговым пролетариатом подавляет свободу совести еврейских и мусульманских торговых служащих, лишает их нормального отдыха в праздники, исторически [85] установившиеся в их среде, и препятствует им в удовлетворении их культурных потребностей.
VIII конференция Бунда призывает еврейских торговых служащих к самой энергичной борьбе против постановления Государственной думы, в котором нашла себе выражение политика национального угнетения, которую ведут правительство и думское большинство.
Конференция, однако, обращает внимание соц.-дем. Думской фракции на то, что и позиция, занятая ею в этом вопросе, не отвечает интересам торгового пролетариата, так как установление одного обязательного дня отдыха для каждого отдельного города объективно дает те же результаты, что и постановление думского большинства, ведя к подавлению национальных меньшинств в каждом отдельном городе.
Всецело поддерживая общие требования, выставленные соц0дем. Фракцией по вопросу о нормальном отдыхе, конференция считает безусловно необходимым такое разрешение вопроса о дне отдыха, которое удовлетворяло бы фактическим потребностям торгового пролетариата, и видит такое разрешение в установлении законом трех дней еженедельного отдыха: воскресенья, пятницы, субботы, и в законодательном обеспечении еврейскому пролетариату права праздновать субботу, при установлении принуждения праздновать и другой день.
Текст воспроизведен по изданию: В.М. Фомин. Программные документы национальных политических партий и организаций России (конец XIX в. - 1917 г.). Сборник документов. Выпуск 1. М., 1996. С. 85 - 86.
Комментарии |
|