История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Указ царя Василия Шуйского свияжским воеводам с известием о борьбе с повстанческим движением под Москвой, в центральных и западных уездах страны и с предписанием о борьбе с восставшими в Поволжье
…1Божиею милостию и пречистыя Богородицы молитвою, и всех святых молитвою, проведав то воровство, во всех городех всякие люди нам добили челом и, воров переимав, в тюрьму посожали, а иных к нам привели, а иных многих побили, где кого изымают. А резанцы дворяне и дети боярския Григорий Сунбулов, Прокофей Ляпунов с товарищи, приехав к нам, добили челом и вину свою к нам принесли. И мы, великий государь, по своему царьскому обычаю их пожаловали великим своим жалованием, и вины их покрыли своим царским милосердием, да и всех людей в такой невольной перед нами вине хотим жаловать также, что зделалось то межусобное кровопролитье от воров для грабежу за грех всего государства. А из Смоленска, из Дорогобужа, из Белые, и с Невля, и изо Твери, и из Торшку, и из Новагорода, и из Бежецкого Верху, и из Кашина, и из Дмитрова, и из Клина, и из иных Замосковных городов дворяне и дети боярские все пришли к нам, идут против воров2. А в которых городех, боясь от воров убивства и грабежу, также по грехом пошеталися, из Вязьмы, и из Можайска, из Рузы и из Мещевска, и из Медыни, и из Вереи, и из Серпейска, и из Звенигорода, и из Боровска, и с Коломны и из иных городов все обратились и прислали к нам с повинными челобитными и, собрався, все идут на воров, где их сойдут, а иных у себя в городех перемали3. И мы их всех пожаловали, вину им отдали.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, уповая на божью милость и на пречистую его Матерь и на всех святых молитву, жили в Свияжском безстрашно и безо всякаго сумненья, и свияжским дворянам, и детем боярским, и свияжским служилым князем, и мурзам, и татарам наше жаловальное слово сказали, чтоб они жили безстрашно, и в Свияжском уезде по волостям велели беречи накрепко, где такие воры в Свияжском по слободам или в Свияжском уезде появятся и учнут в русских людех и в татарах, и в черемисе смуту делать для грабежу, приводить ко кресту, а татар и черемису к шерти; или которые воры от воров же прибежат в Свияжской или Свияжской уезд, и вы б им тех воров велели, имая, приводить к себе в Свияжской, а вам бы, их роспрося, подлинно писать к нам, а их сажати в крепкие тюрьмы до нашего указу4.
Да здесь нам сказал в роспросе московской стрелец Бориско Федоров, Турские земли полоненник, что он ехал из Казани с гонцом, с казанским жильцом с сыном боярским с Володею Васильевым сыном Тыртова, и того де сына боярского на Курмыше перенял вор, новокрещен арземаской помещик Ондрюшко Борисов сын Казаков, назвався князем, а приводит на Курмыше всяких людей ко кресту тем же воровством, будто царю Дмитрию, и в татарове, и в черемису в горную, к Ядрину городу послал к шерти приводить татарина. А к Москве де никаких людей проезжих и гонцев не пропущает, грабит с воры, которые к нему прибрались, а иных побивает5. А в иных местех воруют арземаские и нижегородские помещики, приводят ко кресту, воровством, затеев, Ивашка да Матюшка Борисовы дети Доможирова6, да Сенька Родивонов и иные воры.
И мы писали на Курмыш к Якову Вельяминову да к Степану Киселеву, и к курмышаном, и к дворяном, и к детем боярским, и ко всяким служилым, и жилецким, и к уездным людем, а велели тое грамоту на Курмыш послати от вас из [116] Свияжсково. И будет они страхом и пошетались поневоле, и они б, памятуя бога и наше крестное целованье, обратились к Богу верою, и к нам правду свою и службу показали, тем воровским затеям не верили, и того вора новокрещена Ондрюшку, которой воровством приводит ко кресту, и татарина, котораго он послал в Ядрин приводити черемисы к шерти, переимав, прислали к нам.
А буде они нашея грамоты не послушают, вора Ондрюшки новокрещена с товарыщи не изымут, и мы велели вам на Курмыш послати из Свияжского дворян, и детей боярских, и стрельцов, и татар, или каких людей пригоже, смотря по тамешнему делу, сколько человек мочно, да тех воров, переимав, к нам привести7. А курмышских всяких людей обнадежить нашим жалованьем, будет боясь от воров грабежу и убивства пошетались, и они б тотчас к нам обратились, а мы их однолично пожалуем, то в опалу не поставим.
И вы б велели к себе быти свияжским жильцом, детям боярским, или из каких людей пригож, и из толмачей, и их допросили: у кого на Курмыше поместья или у кого племя. Да кто скажет у себя на Курмыше поместье или племя, и вы б с ним нашу курмышскую грамоту послали на Курмыш тотчас, и наказ ему дали против сей нашие грамоты. А велели ему, приехав на Курмыш к кому на друг, нашу грамоту отдать, кто б ее во все люди прочел, приказным людям Якову да и Степану, и курмышаном дворяном, и детям боярским и всяким людям вслух. А отдав нашу грамоту, велели ему говорить дворяном и детем боярским и всяким людям против вашего наказу (и список с тое курмышские грамоты к вам послан), [и] будет страхом и пошетались, вором крест целовали, и они б нам послужили, вора Ондрюшку, новокрещена и татарина, котораго он послал в Ядрин, и иных воров, их товарыщев, переимали и привели к вам в Свияжской, и прислали бы к нам с повинными челобитными, а мы их пожалуем своим царским жалованьем. А будет курмышане и дети боярския и всякие люди той нашие грамоты и его не послушают, и вы б тотчас из свияжских жильцов выбрали сына боярского добра, а с ним детей боярских пятьдесят человек, да литовских людей двадцать человек, да с ним же сотника, да сто человек стрельцов, дав стрельцам по фунту зелья да по фунту свинцу, послали на Курмыш. А к тому в прибавку велели есмя послати из Чебоксар с Тимофеем Есиповым десять человек детей боярских, да сотника, да сто человек стрельцов, да с ним же из Кузьмодемьянского сотник Семен Болтин, да сто человек стрельцов, да из Цывильскаго ж велели есмя послати новокрещена Ивана, а прозвище Крымсару Карачюрина с новокрещенными с татарами, и с черемисою, с охочими людьми, сколько их приберутся. И в Чебоксар, в Кузьмодемьянской и в Цывильской о том от нас писано, а велено тем людем быти готовым, та и татар бы есте на воров послали, будет они нам служат прямо и шатости будет в них нет.
И, смотря по тамошнему делу, и наказ бы есте против сей нашие грамоты Тимофею Есипову и кого из Свияжска вновь выберете вы, воеводы наши, дали за дьячею приписью, а велели им на Курмыш ехати вместе и того вора, который приводит ко кресту воровством, новокрещена Ондрюшку Казакова и того татарина, который с ним приехал и поехал в Ядрин татары и черемисы к шерти приводить, и иных воров, которые с ним приехали, или будет которые тутошние люди для воровства к ним пристали, и с ними вместе воруют, велели переимати, а переимав, привести в Свияжской, чтоб тех воров с Курмыша не упустить. И курмышаном дворяном и детям боярским и всяким служилым, и посадцким людем велели им говорить всякими мерами: будет они от воров страхом, боясь убивства и грабежу, пошетались поневоле, крест целовали царевичу Дмитрию Ивановичю Углецкому, и они бы того себе в страх и в сумненье однолично не ставили, а мы их пожалуем, того им в вину не поставили, потому что [117] царевич Дмитрей Иванович Углецкой убит на Углече, а мощи его святые Богом соблюдены на Москве в Архангиле всем людям на уверение, и они б обратились к Богу верою, а к нам правду и службу свою показали, и с ними вместе тех воров переимали и прислали к вам в Свияжской. А которые люди от воров страхом пошетались и они б прислали к нам с повинными челобитными, и мы их пожалуем, вину их покроем своим царьским милосердием, как и иных городов дворян и детей боярских, и посадцких, и всяких людей есмя пожаловали.
А как вам в Свияжской с Курмыша тех воров, новокрещена Ондрюшку и татарина и иных их товарищев, которые для воровства с ним приехали, или иных тутошных людей, которые к ним для воровства пристали, переимав, приведут, и вы б новокрещена Ондрюшку и татарина и иных их товарищев, пущих воров, прислали к нам с детьми боярскими и с сотником, и с стрельцы, смотря по тамошнему делу, и велели их дорогою вести бережно, сковав, чтобы они с дороги не утекли и дурна никоторого над собою не учинили, а достальных велели посадити в Свияжском в крепкия тюрьмы до нашего [указа].
А как, выбрав голову и детей боярских, и сотника, и стрельцов на Курмыш отпустите, и вы б от себя в Чебоксар и в Кузьмодемьянской, и в Цывильской к воеводам нашим отписали наперед, чтоб они тех ратных людей по нашему указу отпустили тотчас, не задержав ни часу, и велели в тех городех стрельцом зелья и свинцу дати против Свияжсково. А от нас к ним о том писано ж. Да о всем почасту писали к нам подлинно.
Да будет в иных городех, где такая же смута учинилась, и вам б по тому ж ссылаясь в Казань с бояры нашими и с воеводами, промышляти велети воров, имая, сажати в тюрьму, а иных к нам присылати, а о всем делати, смотря по тамошнему делу, и писати к нам про все почасту, и самим жити с великим береженьем, и толмачей лутчих выбирая, посылати тайно в черемису проведывать, нет ли в их какие шатости, и про такия смуты велети им разговаривати ласкою, а в них проведывать почасту, да о том по тому ж к нам отписывали.
Писан на Москве лета 7115, ноября в 25 день.
25 ноября 1606 г.
Текст воспроизведен по изданию: Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601 – 1608. Сборник документов / Отв. ред. Н.М. Рогожин; Ин-т рос. истории. – М.: Наука, 2003. C. 116 – 118.
1 Начало указа утрачено
2 Царский указ от 25 ноября 1606 г. несколько опережает события, относя к предшествующим дням вступление на помощь осажденной Москве дворянского ополчения из Смоленска и городов “Смоленской Украйны” (Дорогобуж, Вязьма, Белая и др.). В действительности, ополчение их этих городов вступило в Москву 28 ноября 1606 г. (Смирнов И.И. Восстание Болотникова: 1606 – 1607. Л., 1951. С. 314 – 316). В этот же день и в последующие дни конца ноября в Москву вступили отряды из других названных в указе городов.
3 Некоторые из тех городов, которые в свое время “пошеталися”, примкнули к восстанию, такие, как Можайск, Руза, Боровск и Звенигород, были приведены в подданство Василию Шуйскому в ноябре 1606 г. в ходе карательной военной экспедиции И.Ф. Крюка-Колычева. Другие же города (Мещевск, Медынь, Верея, Коломна и др.) изъявили покорность царю, прислав в Москву своих представителей с “повинными челобитными”.
4 Царский указ предписывает свияжским воеводам (первым из них, судя по док. № 39, был думный дворянин Василий Борисович Сукин) принять меры к удержанию жителей Свияжска и уезда от присоединения к восстанию. Реализовать эти наставления не удалось, о чем свидетельствует грамота патриарха Гермогена митрополиту казанскому и свияжскому Ефрему от 22 декабря 1606 г., сообщавшая, что при вступлении повстанческого отряда в Свияжск жители города (дворяне, дети боярские, стрельцы и посадские люди) без сопротивления примкнули к восстанию (см. док. № 36).
5 Указ содержит уникальные известия, записанные со слов очевидца, московского стрельца Б. Федорова, об участии в восстании жителей г. Курмыша, где во главе восставших стал арзамасский помещик новокрещен Андрей Борисович Казаков. Он самозвано объявил себя князем и попытался привлечь к участию в восстании жителей близлежащего г. Ядрина.
6 Упоминаемые в указе Иван и Матвей Доможировы были сыновьями Б.И. Доможирова (см. док. № 23 – 26).
7 Большая часть указа содержит наставления о подавлении восстания в Курмыше и аресте его предводителя А.Б. Казакова. В случае неподчинения властям предполагалось подавить восстание военной силой, направив туда ратных людей (до 500 человек).
Комментарии |
|