История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
В июле 1900 года Ленину с большим трудом удалось выбраться за границу. Началась его первая эмиграция, длившаяся свыше пяти лет.
Сначала Владимир Ильич направился в Швейцарию. Здесь он вел переговоры об издании «Искры» с группой «Освобождение труда». Потом Ленин выезжает в Германию. В Мюнхене сосредоточилось главное ядро редакции «Искры», и в декабре 1900 года там был подготовлен первый номер общерусской марксистской газеты.
Ленин был душой «Искры»; редкий номер появлялся без его статей. По инициативе Владимира Ильича, под его руководством в России возникли группы содействия «Искре» и сеть ее агентов.
Ленинская «Искра» стала центром собирания, воспитания партийных кадров. Она сыграла решающую роль в создании революционной марксистской партии рабочего класса России.
В Германии с мая 1901 года Ленин начал работать над книгой «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения». В этой работе, вышедшей в свет в марте 1902 года, он подробно изложил и обосновал план построения пролетарской марксистской партии. Книга Ленина сыграла огромную роль в сплочении социал-демократов России вокруг «Искры» и в подготовке II съезда партии.
В начале 1902 года на след «Искры» напали полицейские шпики. Дальнейшее пребывание Ленина и редакции в Мюнхене становилось опасным. В апреле 1902 года издание газеты было перенесено в столицу Англии - Лондон.
21.IX.01.
Дорогая мамочка! Получил твое письмо от 22-го августа. Merci за него, а также за деньги (35 руб.), которые мы наконец получили после долгой проволочки, происшедшей случайно по вине одного приятеля. Насчет финансов у нас вообще дела ничего себе. Моя издательница прислала мне кое-что, и я надеюсь обойтись этим еще довольно долго, тем более, что жизнь здесь своим хозяйством не очень дорога. Присылать не надо, merci.
Письмо твое к Наде тоже получили несколько времени тому назад, и я на него ответил тебе[1]. Получила ли?
От Анюты имел известие, что следствие по делу наших закончено и дело передано прокурору. Это хорошо: теперь, вероятно, и наши спокойнее будут да и времени уже им сидеть осталось меньше. Может быть, и твое прошение о выдаче на поруки уважат. Неужели же и после окончания следствия все еще держать будут? Это мало вероятно.
Что касается до наших знакомых в Петербурге, то с этим дело довольно-таки плохо. Никого, почитай, и из знакомых-то не осталось, - кроме того разве старого друга[2], которого и ты знаешь и жена которого была у тебя в Москве, когда у тебя была и Елиз. Вас. Но от него толку мало. У Нади есть старая знакомая Аполлинария Ивановна Книпович, Петербургская сторона, Большой проспект, д. № 42, кв. № 16, - но и от нее, не знаю уже, можно ли надеяться найти заручку. Но я все же пишу на случай, если ты будешь в Петербурге и захочешь зайти. [146]
Мы живем по-старому. Теперь здесь получше стала погода, после довольно долгого ненастья, и мы пользуемся временем для всяких прогулок по красивым окрестностям: раз не удалось уехать куда-нибудь на лето, так хоть так надо пользоваться! Ел. Вас-на теперь поправилась и чувствует себя лучше. Она шлет большой привет и тебе, и всем нашим, Надя тоже.
Крепко обнимаю тебя, моя дорогая, и желаю быть здоровой, - да чтобы поскорее выпустили наших. Напиши, когда устроишься как-нибудь на зиму. Не холодно ли уже на даче?
Твой В. Ульянов
Послано из Мюнхена в Подольск
[1] См. предыдущее письмо. Ред.
[2] Имеется в виду И. Н. Чеботарев, близкий знакомый семьи Ульяновых. Ред.
Текст воспроизведен по изданию: Любящий тебя В. Ульянов. Письма В. И. Ленина матери. - М., 1978. С. 146 - 147.
Комментарии |
|