История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
В начале декабря 1895 года В. И. Ленин и группа его соратников по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» были арестованы. Более 14 месяцев провел Владимир Ильич в одиночной камере петербургского дома предварительного заключения, и только 13 февраля 1897 года ему был объявлен приговор царского суда о высылке в Восточную Сибирь.
В мае Владимир Ильич прибыл на место ссылки - в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. В то время это было глухое сибирское село, находившееся более чем в 600 верстах от железной дороги. Но и здесь Владимир Ильич не терял бодрости, энергии и жизнерадостности. Он много и упорно работал над фундаментальным трудом «Развитие капитализма в России», внимательно изучал быт сибирской деревни, положение крестьянства, писал статьи по важнейшим теоретическим вопросам.
Через год в село Шушенское приехала Надежда Константиновна Крупская. Она также была арестована по делу петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Местом ссылки ей была назначена Уфимская губерния. Но она попросила отправить ее в Шушенское, к Владимиру Ильичу. Здесь Надежда Константиновна стала его женой. До конца жизни Ленина она была его ближайшим другом, соратником и верным помощником.
Находясь в далекой ссылке, Ленин внимательно наблюдал за развитием рабочего движения. Он вел обширную переписку с единомышленниками и соратниками в России и за границей, был осведомлен о деятельности социал-демократических организаций.
С гневом отмечал Ленин рост оппортунизма на Западе, попытки оппортунистов извратить революционную сущность марксизма.
В конце августа 1899 года М. И. Ульянова послала брату в ссылку книгу Бернштейна, в которой тот открыто выступил с ревизией основных положений марксизма. Буквально тотчас же Ленин принялся за чтение книги и на другой день писал матери, что они с Надеждой Константиновной прочли уже больше половины книги: «...содержание ее все больше нас поражает. Теоретически - невероятно слабо: повторение чужих мыслей... Практически - оппортунизм.. безграничный оппортунизм и поссибилизм».
В ссылке Ленин получил из Петербурга документ «экономистов» - так называемое «Кредо» и немедленно выступил с развернутой критикой этой программы российского бернштейнианства. Он пишет резкий обличительный «Протест российских социал-демократов», направленный против «Кредо», и призывает русских социал-демократов объявить решительную войну оппортунистическим идеям «экономистов», отвергавших необходимость создания в России марксистской революционной пролетарской партии. 25 августа 1899 года он сообщает матери: «Насчет credo der Jungen я был прямо-таки поражен бессодержательностью этих фраз. Это не credo, а просто какой-то жалкий набор слов!»
За время пребывания в ссылке Ленин разработал проект программы партии, написал свыше тридцати произведений, в которых наметил задачи русских социал-демократов и выработал план создания общерусской марксистской газеты и будущей рабочей партии.
2-ое марта. Станция «Обь»[1].
Пишу тебе, дорогая мамочка, еще раз с дороги. Остановка здесь большая, делать нечего, и я решил приняться паки и паки за дорожное письмо - третье по счету. Ехать все еще остается двое суток. Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял уже билеты до Красноярска. Так как здесь движение пока «временное», то плата еще по старому тарифу, и мне пришлось отдать 10 р. билет+ 5 р. багаж за какие-нибудь 700 верст!!! И движение поездов здесь уже совсем непозволительное. Эти 700 верст мы протащимся двое суток. Дальше, за Красноярском, движение есть только до Канска, т. е. на 220 верст, а всего до Иркутска около 1000. Значит, придется ехать на лошадях, - если придется. На эти 220 верст железной дороги уходит тоже сутки: чем дальше, тем тише ползут поезда.
Переезд через Обь приходится делать на лошадях, потому что мост еще не готов окончательно, хотя уже возведен его остов. Ехать было недурно, - но без теплого (или, вернее, теплейшего) платья удалось обойтись только благодаря кратковременности переезда: менее часа. Если придется ехать на лошадях к месту назначения (а это, по всей вероятности, так и будет), то, разумеется, придется приобретать тулуп, валенки и даже, может быть, шапку ((вот что значит набаловался в России!! А на лошадях-то как же?)).
Несмотря на дьявольскую медленность передвижения, я утомлен дорогой несравненно меньше, чем ожидал. Можно сказать даже, что вовсе почти не утомлен. Это мне самому странно, ибо прежде, бывало, какие-нибудь [23] 3 суток от Самары до С.-Петербурга и то измают. Дело, вероятно, в том, что я здесь все ночи без исключения прекрасно сплю. Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 верст от Челябинска до Кривощекова, трое суток), поразительно однообразны: голая и глухая степь. Ни жилья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо - и так в течение всех трех дней. Дальше будет, говорят, сначала тайга, а потом, от Ачинска, горы. Зато воздух степной чрезвычайно хорош: дышится легко. Мороз крепкий: больше 20°, но переносится он несравненно легче, чем в России. Я бы не сказал, что здесь 20°. Сибиряки уверяют, что это благодаря «мягкости» воздуха, которая делает мороз гораздо легче переносимым. Весьма правдоподобно.
Встретился в нашем поезде с тем самым Arzt'oм[2], у коего Анюта была в С.-Петербурге. От него узнал кое- какие полезные для меня вещи насчет Красноярска и др. По его словам, остановиться там можно будет, без всякого сомнения, на несколько дней. Я так и думаю сделать, чтобы, выяснить свое дальнейшее положение. Если дам телеграмму: «остаюсь несколько дней», то это значит, что срок остановки еще не определился и для меня самого. Значит, я дождусь там доктора[3], встречу его, и если придется путешествовать до Иркутска, то поедем уже вместе. Задержки из-за назначения мне места, по словам того же лица, ждать нельзя: вероятнее, что это уже решено, ибо все необходимые для сего мероприятия принимаются заранее. Ну, до следующего раза.
Твой В. У. [24]
Поклон всем нашим.
P. S. Ну вот, в чем другом, - а в редкости писем меня уже не обвинить! Когда есть что писать, - пишу сугубо часто.
Благодаря беседе с Arzt'ом мне уяснилось (хотя приблизительно) очень многое, и я чувствую поэтому себя очень спокойно: свою нервность оставил в Москве. Причина ее была неопределенность положения, не более того. Теперь же неопределенности гораздо менее, и потому я чувствую себя хорошо.
Послано в Москву
[1] Письмо послано с дороги в сибирскую ссылку.
29 января 1897 года был утвержден приговор царского правительства о высылке В. И. Ленина в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции сроком на три года. Ленин получил разрешение следовать в ссылку не по этапу, а на свой счет по проходному свидетельству в распоряжение иркутского генерал-губернатора. В Иркутск Ленин не выезжал, а жил в Красноярске, дожидаясь ответа на поданное им 6 марта прошение иркутскому генерал-губернатору о назначении ему места ссылки в пределах Красноярского или Минусинского округа Енисейской губернии.
[2] Arzt - В. М. Крутовский. Ред.
[3] Речь идет о Я. М. Ляховском. Ред.
Текст воспроизведен по изданию: Любящий тебя В. Ульянов. Письма В. И. Ленина матери. - М., 1978. С. 23-25.
Комментарии |
|