История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Печатаемая листовка с призывом к однодневной забастовке протеста в день открытия IV Государственной думы 15 ноября 1912 года распространялась на фабриках и заводах Петербурга за три дня до открытия Думы. Инициаторами забастовки и демонстрации являлась группа большевиков, потерявшая связь с Петербургским комитетом в результате арестов, произведенных в октябре 1912 года.

Против забастовки протеста сразу же выступила меньшевистская петербургская «инициативная группа», опубликовав в «Луче» (№ 49 от 13 ноября 1912 г.) заметку о том, что слухи о демонстрации являются «безусловным вымыслом». В течение оставшихся до открытия Думы двух дней ликвидаторский «Луч» «предостерегал» петербургских рабочих от выступления.

Несмотря на эти «предупреждения» меньшевиков, политическая забастовка охватила в Петербурге несколько десятков заводов и фабрик и до 50 тыс. рабочих. В ряде районов были организованы небольшие демонстрации в 100-200 человек с красными флагами и революционными песнями.



Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


К РАБОЧИМ Г. ПЕТЕРБУРГА.

Товарищи пролетарии!

Нам, гордо ответившим на Ленскую бойню однодневной стачкой и уличными демонстрациями, недавно был нанесен новый удар в спину. Мошеннической проделкой царское правительство сделало наглую попытку лишить нас возможности послать в Государственную думу стойкого борца за рабочее дело. Оно «разъяснило» наших уполномоченных в Тридцати предприятиях.

Петербургские рабочие немедленно дали должный отпор этому натиску столыпинской банды. Улицы столицы снова огласились пением революционных песен, заводские мастерские опустели, и на многолюдных митингах раздались смелые призывы к борьбе[1].

Правительство отступило. Оно было принуждено взять назад свое «разъяснение» и назначить новые выборы. Нахальный вызов, брошенный Макаровым пролетариату в апреле [1912 г.] с думской трибуны: «Так было и так будет» - оказался висящим в воздухе, ибо безвозвратно прошли те недавние времена темной реакции, когда рабочие массы покорно сносили все издевательства царских сатрапов.

Чувствуя приближение новой революционной грозы, черносотенные герои контрреволюции пытаются заглушить ее первые раскаты своим старым излюбленным средством - усилением репрессий.

Тюрьмы переполнены. В рабочих районах почти каждую ночь идут массовые аресты. Наши легальные рабочие организации беспощадно [69] закрываются администрацией. Военные суды все чаще выносят массовые смертные приговоры. В каторжных застенках происходит самое наглое глумление над человеческой личностью пленников царизма - политических заключенных. Наконец, последнее «разъяснение», сената по делу депутата Кузнецова означает новое крупное покушение правительства на насущные интересы рабочего движения.

Это «разъяснение» допускает привлечение депутатов к суду за речи, произнесенные с думской трибуны. Без права обличать в Думе все бесчинства правящих классов и беспощадно, на весь мир, клеймить их гнусность и лицемерие Государственная дума теряет для пролетариата почти всякое значение.

Рабочие массы не могут и не должны молча переносить эти издевательства и попрание своих прав. В день открытия Думы - 15 ноября они должны сомкнутыми рядами выйти на улицу и громко заявить: «Долой смертную казнь, позорящую человечество! Мы требуем отмены приговора над семнадцатью матросами города Севастополя и суда над насильниками Алгачинской и Кутомарской каторжных тюрем, надругающихся над скованными борцами за народную свободу!»

«Мы требуем отмены чрезвычайных и усиленных охран и административного произвола!»

«Мы требуем свободы слова! Свободы печати! Свободы собраний! Свободы стачек и коалиций!»

«Мы требуем действительного государственного страхования за счет государства и предпринимателей, распространения его на все виды наемного труда!»

Пусть эти требования служат руководящей нитью для представителей рабочего класса в Государственной думе в их тяжелой борьбе за народную свободу. Вокруг них социал-демократические депутату станут сплачивать и мобилизовать партийные массы на решительную борьбу за действительное народное представительство и за удовлетворение всех социально-экономических требований рабочего класса и разоренного крестьянства.

Товарищи! Дружно бросайте работу 15 ноября и стройными колоннами с развевающимися красными знаменами двинемся к Таврическому дворцу для предъявления требований и горячего протеста против «разъяснения» выборов, лишающего наших представителей свободы слова в Думе.

Долой царское правительство, дворян-помещиков и хищническую буржуазию! Да здравствует борьба за демократическую республику, избранную на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права!

Да здравствует 8-часовой рабочий день и полная свобода рабочих коалиций!

Да здравствует конфискация помещичьих земель в пользу ограбленного крестьянства!

На Балканах идет война. Потоками льется человеческая кровь и безжалостно разрушаются народные богатства, созданные тяжелым трудом нескольких поколений. Рабочий класс всех цивилизованных стран капиталистического мира на многолюдных митингах [70] и съездах своих пролетарских партий энергично протестует против этой бессмысленной растраты человеческих жизней и продуктов человеческого труда и резко клеймит все лицемерие правящих классов буржуазного общества, затеявших кровавую бойню из-за своих корыстных целей.

Товарищи! Присоединим 15 ноября свой голос к протесту всемирного пролетариата и громко заявим:

Долой войну!

Да здравствует мировая солидарность [рабочих] всех стран!

Да здравствует конечная цель всемирной пролетарской борьбы - полное уничтожение всякой эксплуатации и мирное братство народов в будущем социалистическом строе!


С .-Петербургская центральная социал-
демократическая группа профессиональных работников,
Группа социал-демократов,
Группа революционных социал-демократов.


Печ., 1 стр., 26 1/2 X 12 1/2 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 791.

[1] Речь идет о забастовках протеста, происходивших в Петербурге в первой половине октября 1912 г. в связи с отменой выборов уполномоченных по 22 крупнейшим предприятиям Петербурга. Забастовка протеста началась по решению, принятому Петербургским комитетом большевиков по инициативе товарища Сталина, 4 октября и продолжалась до 14 октября. За эти дни в Петербурге бастовало до 100 тыс. рабочих.


Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. 2: 1907 - 1917. - [М.], 1939. С. 69 - 71.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."