История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Стачка на шерстопрядильной и ткацкой фабрике тов-ва Р. Мартынова с сыновьями в Москве (5 сентября 1891 г.).
Сего числа в 5 часов пополудни дано было знать, что в ткацком отделении шерстопрядильной фабрики товарищества Родиона Мартынова с сыновьями, то Большому Благовещенскому переулку, рабочие в числе около ста человек прекратили самовольно работу, вследствие чего старший помощник мой Греков тотчас же прибыл на фабрику, где рабочие ему и присутствовавшему помощнику фабричного инспектора Федорову заявили: 1, что они просят исследовать воду, даваемую им для питья; 2, устроить свободнее мастерские и доступ к пожарным лестницам; 3, получать хлеб не от подрядчика Попова, у коего таковой, по их мнению, неудовлетворительного качества, а от подрядчика Ратникова; 4, получать условную плату за заправку жекардовских[1] машин; 5, уничтожить вычет за дрова, кухню и освещение ее; 6, шпульники были бы снабжены расчетными книжками; 7, уничтожить обоюдную поруку за харчи; и 8, расценок работ был бы старый, а хлеб брать по вольной цене. По предъявлении означенных требований администрации фабрики, таковая согласилась на удовлетворение пунктов [76] 6 и 7, что же касается пунктов 1, 2 и 3 [признала] несправедливыми, а пункты 4, 5 и 8 - незаконными, за исключением освещения кухни, что и берет на себя. По мнению же помощника фабричного инспектора г. Федорова, по пунктам 1, 2 и 3 следует произвести расследование, почему и приглашается комиссия, а представленная рабочими часть хлеба опечатана; по 4 пункту, хотя требование рабочих незаконно, но фабричной администрации следует яснее выразить расценок; по пунктам 5, 6 и 7 требование рабочих законно, почему администрация фабрики обязана подпиской немедленно исполнить это требование, а по 4 пункту яснее выразить расценок и вывесить его, по 8 же пункту требование рабочих незаконно. При заявлении рабочих более резко выражали свое неудовольствие и не желали согласиться с незаконными своими требованиями следующие рабочие: 1, кр[естьянин] Тульской губ. и уезда, Архангельской волости, д. Епиной Кирилло Васильев Коренев, 2, запасный рядовой из кр[естьян] Московской губ., Можайского уезда, Порецкой волости, д. Ново-Поречья Николай Иванов Горелов, 3, кр[естья]нин Тульской губ., Каширского уезда, Больше-Грызловской волости, д. Новоселок Максим Ефимов Казаков, 4, крестьянин Калужской губ., Малоярославецкого уезда, Марьинской волости, села Терентьева Степан Алексеев и 5, запасный бомбардир из кр[естьян] Московской губ., Подольского уезда, Десенской волости, села Никольского Прохор Степанов Гусев, почему за ними учреждено особое наблюдение.
О вышеизложенном донося вашему превосходительству, честь имею доложить, что недовольные рабочие вновь стали работать на фабрике, где число всех рабочих до 600 человек.
Пристав (подпись)
МГОИА, ф. Канц. моск. обер-полицеймейстера,
1891 г., св. 95, д. 1377, л. 1-2.
[1] Так в подлиннике; следует: жаккардовских.
Текст воспроизведен по изданию: Рабочее движение в России в XIX веке: сборник документов и материалов. - Т. III. Ч. 2. - [Москва], 1952. С. 76 - 77.
Комментарии |
|