История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Стачка на Илевском чугунолитейном и железоделательном заводе акционерного общества Шиповых в Ардатовском у., Нижегородской губ. (9-17 февраля 1891 г.).
Илевское акционерное общество Шиповских заводов, состоя из бывшего владельца Николая Николаевича Шипова и его кредиторов, никаких свободных средств неимеет и может рассчитываться с рабочими и подрядчиками лишь в случае успешного [52] хода работ, которые до настоящего времени действительно шли безостановочно. Ныне, в зимние месяцы, заводоуправление в видах обеспечения дальнейшей деятельности заводов вынуждено производить заготовку значительного количества материалов, как-то: дров, руды, угля и прочего, требующую таких расходов, которые поглощают весь приход, получаемый чрез продажу железа; при этом неурожай хлебов в минувшем лете также не мог не отразиться на заводской деятельности - возвышением цен на перевозочные средства и плохим сбытом железа, поэтому оно, не имея возможности своевременно удовлетворять заработком мастеровых, иногда задерживает таковой на семь и даже восемь недель. В этот раз заводоуправление задержало заработок мастеровых - пудлинговщиков за восемь и остальных цехов за девять недель, а так как большинство рабочих крайне народ бедный, не имеющий никаких других средств к своему содержанию и существующий единственно только этим заработком, не получая которого своевременно лишился возможности пропитывать себя и свои семьи, то и прекратил работы с целью, чтобы этим побудить заводоуправление к расплате с ними. Первоначально 9 февраля не пошел на работы пудлинговый цех, требуя заработка, и это было бы легко уладить одним лишь обещанием рабочим хотя незначительного платежа, но управляющий заводами г. Урбанович распорядился остановить работы в остальных цехах и этим только достиг увеличения мастеровыми своих требований, так что они, получивши 16 сего февраля заработок от заводоуправления за две, еще требовали за четыре недели, без чего не хотели работать. В настоящее время заводоуправление осталось должным мастеровым - пудлинговому цеху за шесть недель, а остальным цехам за семь недель. При переговорах моих с управляющим г. Урбановичем он находил возможным к 23 февраля рассчитать мастеровых заработком еще за две недели, а может быть, как он сказал, и за три недели, о чем мною было объявлено мастеровым, с требованием немедленно возобновить работы; но они при неуплате требуемого заработка не хотели работать, а затем уже после упорства, продолжавшегося почти двое суток, мне удалось убедить их приступить к работам и на предлагаемых условиях, и уже с сего 18 февраля они работают. При этом мною внушено всем мастеровым на сходе, что в случае задержки заводоуправлением расчетов их и на будущее время они бы не оставляли работ, так как подобные их действия могут только подрывать благосостояние как их самих, так и заводов, а обращались бы с ходатайством об удовлетворении их заработком к подлежащей власти.
Как при самом прекращении мастеровыми работ, так и во все затем время никаких беспорядков или волнений не было, [53] и единственное требование мастеровых заключалось лишь в том, чтобы их удовлетворили заработком в счет отработанных 8-9 недель только за четыре недели, без чего они, не имея денег на покупку хлеба, не могли продолжать работы.
Вообще Илевские заводы находятся в критическом положении и в будущем мало подают надежды на их улучшение, как об этом может свидетельствовать представляемое при сем в копии заявление г. Урбановича в Илевское волостное правление.
Об этом имею честь доложить вашему превосходительству.
Гос. архив Горьковской обл.,
ф. Канц. нижегор. губ., 1891 г., д. 1432,
л. 7-8.
Текст воспроизведен по изданию: Рабочее движение в России в XIX веке: сборник документов и материалов. - Т. III. Ч. 2. - [Москва], 1952. С. 52 - 54.
Комментарии |
|