История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ГОДОВЩИНА 19 ФЕВРАЛЯ.
Товарищи! 19-е февраля - годовщина освобождения крестьян от крепостного права. 19-го февраля 1861 года царь Александр II издал манифест об освобождении крестьян. Освобождение от крепостного права - как хорошо это звучит! Казалось бы, как не радоваться такому великому делу, как не превращать годовщину его в светлый народный праздник? И кто же всех больше радуется, кто всех больше готов праздновать этот день? Крестьяне ли? Рабочие ли? Конечно, крестьяне и рабочие ценят свободу и добром вспоминают день, когда цепи крепостного рабства спали с их дедов и отцов. Но все-таки главным образом не они ликуют и торжествуют теперь в день 19-го февраля. Ликуют и торжествуют главным образом либеральные помещики-кадеты, которые в своих газетах и речах на торжественных обедах, устраиваемых по этому поводу, восхваляют «великодушие» Александра II и «благородство» либеральных помещиков и чиновников, будто бы освободивших крестьян в 1861 году. Почему это так? Чтобы понять это, надо припомнить, как произошло освобождение крестьян[1].
Свободу свою, конечно, завоевали сами крестьяне своими восстаниями против помещичьей власти и чиновничьего произвола: в последние 10 лет перед освобождением одних больших крестьянских бунтов известно 137. Кровью своей наши отцы и деды добыли себе освобождение от крепостничества. Помещики, чиновники и первый помещик и чиновник России - самодержавный царь - должны были уступить великому народному гневу. Но они постарались уступить поменьше. Они не допустили крестьян до обсуждения того, на каких условиях надо дать свободу. Они распорядились сами, одни, без народа. Как же они распорядились?
Еще при крепостном праве помещики забрали под свою барскую пашню большую часть земли. Теперь, при освобождении, они отняли у крестьян еще пятую часть той земли, которую крестьяне раньше обрабатывали на себя. Не меньше восьми миллионов десятин лучшей земли, политой крестьянским потом, перешло при освобождении в руки помещиков. Поистине это было освобождение крестьян от земли.
Но мало этого: и за оставленную в руках крестьян землю помещики содрали с них втридорога. Земля, многие века обрабатывавшаяся [500] крестьянами, давно оплаченная с избытком оброками и барщиной на помещиков, была оставлена в руках крестьян не даром, а за огромный выкуп. Помещики получили за нее не менее 900 миллионов рублей, которые выплатила им казна, и в казну крестьяне стали вносить особую тяжелую подать - выкупные платежи, которые уничтожены только в нынешнем году[2]. Этих выкупных платежей русское «свободное» крестьянство уплатило в казну гораздо больше тысячи миллионов рублей: перепала, значит, немалая толика народных денег не одним «благородным» дворянам, но и сообща с ними трудившимся над «освобождением» «великодушным» чиновникам, живущим и наживающимся за счет казны. Значит, крестьян освободили не только от земли, но и от капитала, от денег, сделали так, чтобы ни одного лишнего гроша не оказалось в крестьянском кармане.
И это однако еще не все. Отбирая у крестьян земли, помещики брали у них самые необходимые участки - такие, которые клиньями, чересполосно вдаются в крестьянские земли или отрезывают дорогу к лесу, к водопою, к выгону, к большой дороге, к крестьянским полям. Приходилось на каких угодно условиях арендовать эти земли. К тому же приводил и недостаток земли. Недаром крестьяне арендуют теперь у помещиков 50 миллионов десятин и платят им в год за это дань в 300 миллионов рублей. И не только деньгами платят они за арендованную землю, но и своим трудом: половина всех русских помещиков сдает крестьянам свою землю в аренду за отработок, то-есть за то, чтобы крестьяне работали в самую горячую страдную пору не на своей пашне, а на помещичьей. Чем это отличается от крепостной барщины? И выходит, что помещики только по виду уничтожили крепостное право, а на деле сохранили. В этом им помогли и чиновники; земские начальники и губернаторы измывались и продолжают измываться над крестьянами не хуже прежних крепостников-дворян. Крестьян арестовывали без суда, секли, грабили и при малейшем сопротивлении расстреливали руками их несчастных, обманутых братьев-солдат. Нет! 19-го февраля крепостное право не было уничтожено. Тогда только лишний раз были обмануты и ограблены помещиками и дворянами русские крестьяне.
И вот почему, товарищи, не крестьяне и не рабочие главным образом празднуют 19-е февраля, а лицемеры и предатели народной свободы, кадеты, представители либеральных помещиков, нажившихся и наживающихся за счет народа. Есть однако повод и у крестьян и у рабочих праздновать этот день. Помещики и чиновники ограбили народ, но они в то же время подготовили, сами того не желая, могилу себе. Только после освобождения крестьян мог окрепнуть и действительно окреп в России рабочий класс. На капиталистических фабриках и заводах, в тяжелой работе в огромных помещичьих имениях объединился российский пролетариат, сознал свои классовые интересы и понял, что его спасение и всенародное освобождение заключается только в социализме, в таком порядке, при котором нет частной собственности на землю и на капитал, нет эксплуатации, и все общество является единым великим братским союзом всех трудящихся. Российский пролетариат понял также, что для успешной борьбы за социализм надо прежде всего завоевать полную свободу, демократическую республику, восьмичасовой рабочий день, всю землю для народа. Поняло это и крестьянство. И отсюда вышла великая российская революция. [501]
И еще есть у рабочих и крестьян причина праздновать 19-е февраля: тогда наши деды и отцы показали нам пример борьбы за свободу; тогда крестьянство своими восстаниями завоевало себе волю. Пусть его обманули, пусть его ограбили, но оно научилось бороться. И теперь мы, товарищи, боремся еще более дружно и самоотверженно, чем боролись тогда наши деды и отцы. Теперь мы не позволим лицемерам и предателям обмануть нас. Кровью нашей завоюем мы всенародное освобождение. Будем же готовы к продолжению великой борьбы за полную свободу и всю землю.
Петербургский Комитет Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.
Печ., 2 стр., 2 стб., 20 X 16 1/2 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 56З.
[1] Ленин, оценивая значение реформы 1861 г., писал: «Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними. По случаю «освобождения», от крестьянской земли отрезали в черноземных губерниях свыше 1/5 части. В некоторых губерниях отрезали, отняли у крестьян до 1/3 и даже до 2/5 крестьянской земли. По случаю «освобождения», крестьянские земли отмежевывали от помещичьих так, что крестьяне переселялись на «песочек», а помещичьи земли клинком вгонялись в крестьянские, чтобы легче было благородным дворянам кабалить крестьян и сдавать им землю за ростовщические цены. По случаю «освобождения», крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, при чем содрали вдвое и втрое выше действительной цены на землю. Вся вообще «эпоха реформ» 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве» (Ленин, «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция, Соч., т. XV, стр. 142).
[2] Выкупные платежи по манифесту 3 ноября 1905 г., являвшемуся ответом на развивавшееся аграрное движение, были прекращены с 1 января 1907 г.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 500 - 502.
Комментарии |
|