История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Товарищи солдаты!
Все чаще и чаще приходится вам слышать, что смута и крамола в России растут; вам говорят, что крамольники - это враги народа, что солдаты должны поступать с ними так же, как со всяким врагом, и даже гораздо хуже. Вот уже больше двух лет каждый день газеты печатают кровавые вести: по всей России идет война, всюду бьют, вешают и расстреливают. Про эту внутреннюю войну печатают много, а сколько не печатают? Не даром ведь закрывают те газеты, которые стоят за народ! От солдат в особенности скрывают правду. Даже письма от родных не дают читать солдатам, - сначала офицер прочтет письмо, и, чуть что ему не понравится, письмо пропало.
Но кто же эти крамольники, эти «внутренние враги», на которых посылают солдат? Эти внутренние враги - весь русский народ. Внутренними врагами ваше начальство зовет всех тех людей, которые поняли, что нельзя народу дальше так жить, как он жил до сих пор, нельзя, чтобы царь и его правительство бесстыдно грабили казну, набивали себе карманы народными деньгами, а народ держали в темноте и невежестве.
До чего довело Россию правительство, всякий знает; все (а особенно солдаты) помнят, как наш помазанник божий стал торговать лесом в Корее и как началась позорная японская война. Эта война обошлась в три тысячи миллионов рублей народных денег. Да двести тысяч народу легло в Манчжурии! Эта война разорила народ, но генералам она пошла впрок: целехоньки вернулись домой и привезли с собой миллионы, обворовав солдат. Царь генералов щедро наградил орденами, а для солдат тоже нашлась награда: когда запасные потребовали, чтобы их отпустили домой, царь послал на них своих верных палачей - Ренненкампфа с Меллером-Закомельским - с приказом стрелять и вешать.
Правительство довело крестьян до нищеты, задавило рабочих, сажало в тюрьмы, ссылало на каторгу и вешало всех друзей народа, а у забитого народа отнимало последние гроши. Народ начал понимать, какие разбойники хозяйничают в России. Народ вступил в войну с правительством; эта война есть революция! Революция стала теперь всенародным делом. Она не кончится, пока не будет свергнуто и уничтожено царское правительство; она не кончится, пока народ сам не станет управлять собой, выбрав своих представителей в Учредительное Собрание. Народное Учредительное Собрание установит в России новые законы и новые порядки, чтобы народ стал хозяином в своей стране.
Городские рабочие первые открыто и бесстрашно пошли против правительства. Почти два года тому назад - девятого января - петербургские [443] рабочие пошли к царю просить свободы и хлеба. Они думали тогда еще, что весь грабеж и все притеснения народа делаются без ведома царя, а что царь стоит за народ. Царь велел стрелять в безоружных рабочих. Прошлой осенью рабочие начали всероссийскую забастовку: остановили фабрики и заводы, железные дороги, телеграф. Правительство не могло совладать с великой забастовкой и уступило. Царь торжественно объявил в манифесте 17 октября, что он исполнит требование народа, что будет созвана Государственная дума из народных выборных, что без этой Думы не будут вводиться новые законы. Но царское правительство решило надуть народ. Оно стало вводить военное положение, чтобы без суда казнить друзей свободы, а в Кронштадте хотело предать военному суду матросов. Тогда рабочие решили снова забастовать, отнять власть у правительства и передать ее народу. В декабре снова пришлось рабочим отстаивать завоеванные права.
Тем временем росла уже революция в деревнях среди крестьян. Измученные безземельем, голодом, поборами и насилием, крестьяне еще за два года перед тем начали подниматься, жечь помещичьи усадьбы и захватывать помещичьи земли. Крестьяне думали тогда, что царь стоит за правду и защитит их от помещиков. Но скоро и они узнали, за кого стоит царь. Против крестьян послали войска, и началась жестокая расправа. Тогда крестьяне начали понимать, почему бастуют рабочие, почему они начали революцию и желают свергнуть правительство.
Правительство созвало 27 апреля Государственную думу, но за несколько дней до этого издало новые «основные законы», которые отняли у Думы всякую власть. Царь подписал эти законы и бесстыдно отрекся от собственных обещаний, данных в манифесте 17 октября. Крестьяне не знали, что Дума не будет иметь власти; они думали, что Дума издаст новые законы и наделит крестьян землей. Они стали с нетерпением ждать, что решит Дума. Хоть Дума и не поддержала всех народных требований, все же она потребовала земли для крестьян, отмены новых основных законов, амнистии, улучшения солдатской и матросской службы и прочее. В то время как заседала Дума, правительство продолжало действовать попрежнему - вешать, расстреливать и сажать в тюрьмы крестьян, рабочих и революционеров и наконец разогнало Думу.
После разгона Думы революция охватила всю Россию. Правительство ведет войну с народом во всех городах и во всех губерниях. Повсюду дело идет теперь к последней битве, к вооруженному восстанию. Правительство надеется, что войска останутся на его стороне и снова разобьют народ. Будут ли войска попрежнему защищать грабителей-чиновников против крестьян и рабочих? Войска, к счастью для России, уже начали понимать, что их посылают не против внутренних врагов, а против всего народа, который восстал за свою свободу. Начались восстания на военных кораблях, в крепостях и полках. Матросы и солдаты, не вытерпев притеснения и издевательства начальства, поднимали красный флаг революции, становились на сторону народа. В Севастополе, Кронштадте, Свеаборге, Либаве, Киеве и других местах солдаты подымались против правительства. Правительство жестоко усмиряло восстания: сотни героев погибли от пуль, на виселице и в каторге. Но этим правительство не стало милее солдатам; напротив, кровь лучших товарищей, пролитая царем, поселила жажду мести в сердце каждого солдата. Но в то же [444] время солдаты стали понимать, что своими силами они не могут улучшить своей судьбы, что им нужно итти вместе со всем народом.
Рабочие, крестьяне и часть солдат теперь готовы ударить на правительство. За царя и за царскую сволочь стоит теперь не вся армия, а только часть ее. Только на этой части войска, на этих темных врагах народа держится еще шайка грабителей. Правительство хорошо знает, что войска разделились на две части: на царское войско и на народное войско. Для своих верных войск правительство не жалеет наград, для народных войск не жалеет пуль, тюрьмы и каторги.
Когда Государственная дума предложила облегчить и улучшить солдатскую службу, царь объявил, что он сам позаботится о солдатах. Посмотрим, как он позаботился. Два месяца прошло с разгона Думы. За это время издано 3 новых закона для солдат. Первый закон (12 августа) прибавляет 2 года каторги тем солдатам, которые помогают революционерам. Второй закон (23 августа) назначает шесть лет каторги тем солдатам и новобранцам, которые откажутся итти против народа. Царь, значит, сдержал свое обещание, позаботился о солдатах, насулил им вдоволь каторги. Других законов царь не собрался издать.
Такие милости царь сулит тем солдатам, которые стоят за народ. Для тех, кто стоит за чиновников, у него есть другие награды: для солдат - милостивые слова и медные медали, а для господ офицеров - казенные денежки. Господа офицеры знают, что на милостивое царское слово ничего не купишь, а позорная медаль с надписью «За усмирение мятежа» все равно, что Каинова печать, поэтому они больше любят получать награды деньгами. На-днях еще царь отпустил кронштадтским офицерам 74 тысячи рублей казенных денег за то, что они расстреливали матросов и солдат. В Варшаве офицерам выдали 80 тысяч, а на Кавказе 250 тысяч за то, что исправно делали работу палачей. Но царскому правительству не удастся перевести всех солдат в палачи. Честный солдат не станет убивать братьев своих ни за каторгу, ни за царское слово, ни за иудины сребреники.
Товарищи солдаты, помните, что царское правительство ведет войну со всем народом, помните, что правительство не хочет дать народу того, что он требует, - землю и свободу. Помните, что царь и его правительство хотят задавить народную революцию, чтобы попрежнему безнаказанно грабить и мучить народ. У правительства нет других защитников и союзников, кроме войск, и оно посылает вас защищать неправое и преступное дело - посылает вас убивать ваших отцов и матерей, братьев и сестер.
Товарищи солдаты! Вспомните всю правду, когда вас будут посылать на убийство, не будьте палачами! Дружно, как один человек, отказывайтесь итти на усмирение! А когда народ восстанет и призовет вас на помощь, чтобы сломить власть палачей последним ударом, переходите к народу и вместе с ним идите добывать свободу.
Военная Организация
при Петербургском Комитете Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.
Печ., 2 стр., 2 стб., 29 l/2 X 20 см., библиотека
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 443-445.
Комментарии |
|