История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ПИСЬМА К РАБОЧИМ И КРЕСТЬЯНАМ.
Уже два месяца заседает Государственная Дума. В течение двух месяцев она заявляет русскому правительству о нуждах и страданиях стомиллионного народа. Большинство членов Думы - представители либеральной буржуазии, люди имущих классов. Лишь робко и неполно выражают они требования страны, и далеко не громовыми раскатами звучит в заявлениях Думы народная воля. Но и на эти неполные, недостаточно решительные и твердые требования царское самодержавие ответило отказом.
Ни земли крестьянам, ни воли народу! - заявило правительство мошенников и палачей, и каждый день, каждый час оно подтверждает эти наглые слова кровавыми делами насилия. Каждый день Дума запрашивает министров об их преступлениях, каждый день новые преступления самодержавия служат ответом на эти запросы. Дума потребовала отмены смертной казни, царское правительство ежедневно казнит борцов революции. Дума требовала амнистии, правительство ссылает сотни и тысячи революционеров и очищает их места в тюрьмах для новых. Дума требовала свободы слова, собраний, наши собрания разгоняются сворами казаков, расстреливаются, наши газеты закрываются с полнейшим нарушением даже тех «правил», которые изданы самим же правительством.
Вместо воли - попрежнему нагайка, пуля, тюрьма, ссылка, виселица! А вместо земли крестьян «наделяют» карательными отрядами, которые с огнем и мечом, под стоны и проклятия проходят по деревням и селам, грабя и разоряя, убивая и насилуя.
Все остается попрежнему в нашей стране. Попрежнему царит в ней произвол и насилие, попрежнему вся действительная сила в руках у старой власти. Вырвать эту силу, отнять эту власть у самодержавия и передать ее народу - вот попрежнему главная задача революции, главная очередная задача рабочего класса, идущего во главе революционного движения.
Революционный пролетариат России уже в течение долгих лет борется против старого строя. Сначала разрозненная и стихийная борьба рабочeгo класса становилась все более сознательной и организованной. Все большие массы пролетариата сплачиваются в революционную армию, в грозное шествие ее увлекает за собою все новые и новые слои народа: крестьяне, матросы, солдаты встают на бой, идут за рабочими.
Низвергая самодержавие, революционный пролетариат знает, что эта революция еще не даст ему окончательного освобождения, что за ней последует новая, еще более трудная и великая борьба против гнета [401] капитала, за социалистический строй. Но чтобы облегчить нашу борьбу за социализм, нам надо иметь полную свободу организации. Царское самодержавие не дает нам этой свободы, и куцая конституция либералов не даст нам ее. Уже и теперь российские либералы готовят каторжные законы для рабочей печати, обеспечивают себе возможность разгона рабочих собраний. И мы, представители революционного пролетариата, должны направить все усилия, все стремления к тому, чтобы, разбивая нынешние цепи самодержавия, сокрушить вместе с ними заранее и те будущие оковы, которые на нас хотят наложить. Вот почему мы боремся за полную политическую свободу, за самодержавие народа, которое даст нам лишь демократическая республика, за уничтожение постоянного войска, которым пользуются и всегда будут пользоваться против нас наши хозяева, за полное разрушение остатка всей той самодержавной машины, которая калечила и давила народные массы. Когда всенародное Учредительное Собрание свободно и самостоятельно распорядится всем новым порядком народной жизни, когда вместо замуштрованной, казарменной армии, вместо воровской, насильнической полиции, права и свобода будут охраняться самим вооруженным народом, когда вместо теперешних чиновников, назначенных такими же казнокрадами, и судей, все дела будут ведаться выборными местного населения, - тогда и только тогда, товарищи, мы скажем, что самодержавие низвергнуто вполне. И тогда на свободных рабочих собраниях, в свободных рабочих газетах мы будем широко, открыто распространять учение социализма, мы будем организовываться для борьбы за него.
Таковы наши ближайшие задачи. Как же достигнуть их? Один пролетариат не может сделать этого, но у него есть союзник в борьбе против царского самодержавия. Этот союзник - крестьянство. Идя за землей, оно наталкивается на царские штыки, оно должно отбросить их, чтобы победить царизм, осуществить свои требования.
Наша обязанность помочь крестьянам разобраться в том, кто их ближайший враг. Пусть каждый рабочий, имеющий связь с деревней, учит крестьян, что надо делать, как надо бороться против царизма.
Все сильнее и сильнее разгорается крестьянское движение. Из одной губернии в другую перекидывается оно. Уже войск нехватает у царского правительства, да и те, что есть, ненадежны. Даже гвардия, это придворное войско, «заражена» «крамолой», даже она отходит все дальше от самодержавия, все ближе к революционному народу.
Революция развивается. Надо готовиться к тому, чтобы в нужную минуту быть на своем посту, чтобы при новом ударе он был нанесен сразу и повсеместно.
Готовьтесь же, товарищи. Собирайте собрания, устраивайте митинги, обсуждайте события, происходящие перед нами. Втягивайте, привлекайте отсталых товарищей, тех малосознательных, кто по темноте и незнанию сторонится от общего дела, боится принять в нем участие. А тех, кто сознательно мешает ему, кто входит в сношение с палачами, кто предает товарищей и служит проклятой народом старой власти, удаляйте из своей среды, чтобы в момент борьбы провокаторы и изменники не вносили смятение в ряды борцов, не вредили нашей работе.
Итак, за дело, товарищи! Расширяйте и укрепляйте свои организации! [402]
Будите спящих, толкайте отставших. Но прежде всего и больше всего старайтесь увеличить и сплотить ряды социал-демократической рабочей партии. Под ее знаменем идет борьба за свободу, под ее знаменем мы достигнем свободы.
Да здравствует революция!
Да здравствует международная социал-демократия!
Да здравствует социализм!
Социал-Демократической Рабочей Партии.
Типография Петербургского
Комитета РСДРП.
листовка № 501.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 401-403.
Комментарии |
|