История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Товарищи рабочие! 20-го июня предстоит «суд» над 56 членами Сов. Раб Деп.[1]. Правительство, захватив в плен наших выборных, продержав их полгода за решеткой, в изнуряющем тюремном заключении, хочет теперь добить врагов ссылкой, каторгой, быть может, смертными казнями. И для этого устраивает комедию суда. Царские чиновники, послушные все той же треповской власти, покорные рабы и холопы начальства, наряженные в судейские мундиры, при плотно закрытых дверях, под охраной штыков и жандармов, будут допрашивать свидетелей, обмениваться с серьезным видом речами и, в конце концов, подпишут приговоры, которые им уже заранее присланы из министерских канцелярий. Правительство мстит за смертельный ужас, в который повергла его пролетарская борьба, которою руководил Сов. Раб. Деп.
Сов. Раб. Деп. образовался в октябре, когда все выше и выше нарастала революционная волна. Раньше это был Стачечный Комитет, но в несколько дней он превратился в орган, объединяющий весь борющийся пролетариат Петербурга. Он действовал в то время, когда под могучим напором всеобщей забастовки затрещало по швам сгнившее самодержавие, когда не на шутку перепугавшееся царское правительство выбросило в виде белого флага манифест 17-го октября, умоляя о пощаде. Но пролетариат знает цену царским обещаниям и манифестам!
Посылая своих депутатов в Сов. Раб. Деп., рабочие вручали им свою волю, а воля их была та же, что и теперь, - добиться полной свободы! И Сов. Раб. Деп. выражал эту волю, боролся за Учред. Соб., за демокр. респуб., за землю для крестьян. 17-го окт. притиснутая хищная самодержавная птица запела, как нежный соловей, - это пение заставило сытых либералов разом забыть о крепком клюве, о цепких и острых когтях, которые не перестали рвать Россию, - но пролетариат еще громче заявил свои политические требования, еще с большей энергией стал бороться за полное уничтожение ненавистного хищника.
И верный выразитель воли рабочих Сов. Раб. Деп. больно бил по самодержавным когтям, когда они впивались в живое мясо, была ли то несчастная измученная Польша, были ли то кронштадтские матросы. И здесь и там со злобой принуждено было правительство отступить, остановилась рука палача, но мысль о мести назрела и окрепла у мундирных негодяев.
И когда правительство увидело, что революционная волна несколько опала, что ему еще не грозит немедленная гибель, оно начало подымать голову, становясь все наглее и наглее. Сперва арестовали Хрусталева[2], - пролетариат не откликнулся непосредственной вспышкой, закрыли газеты за известный «Манифест», а на другой же день, 3-го декабря [398] (1905 г.) арестовали весь состав Совета Рабочих Депутатов в Вольно-Экономическом Обществе[3]. Рабочие уже были измучены, обессилены, они, правда, еще бастовали, но не было сил для более энергичной борьбы. Тогда почувствовав уверенность, став на твердую почву, царская опричина начала действовать во-всю: пошли разгромы городов, сожжение деревень, массовые расстрелы, аресты, повешения. В то же время правительство пыталось успокоить страну Г. Думой. Правительство надеялось, что жалкое подобие народного представительства умиротворит революцию, что народ удовлетворится и будет прославлять доброе начальство. Но и с Думой выходит то же, что было с манифестом 17-го окт. Только теперь вместе с рабочими готовятся к бою и крестьяне, разочарованные в своих ожиданиях земли и воли, задумывающиеся о том, чтобы добывать землю и волю «не добром, а колом». И вот в этакое-то время правительство осмеливается выступать на тяжбу со своим пленным врагом, осмеливается бросать вызов всему пролетариату, сажая на скамью подсудимых его представителей, верных выразителей его воли! Пусть называются судьями чиновники в судейских мундирах, пусть они выкосят свои приговоры нашим доверенным, - грозный судья, народ, еще не произнес своего приговора в этой тяжбе! Беспощаден будет этот приговор! Сметет он всех насильников, от простого, заурядного палача и до самых высших палачей-министров с их приятелем царем! Этот приговор - революция. Она, и только она, даст нам свободу, даст нам выборное сверху донизу управление, откроет нам дорогу к социализму!
Г Заявите же, товарищи, что жив дух ваш, заявите, что напрасно торжествуют враги и собираются судить ваших выборных, заявите, что вы не бросили знамени борьбы, что будете бороться и добьетесь тех целей, за которые боролся Сов. Раб. Деп. и ради которых посылали вы в него своих представителей!
Устраивайте, товарищи, митинги и громко заявляйте свой единодушный протест.
А в то же время накопляйте, товарищи, силы, не поддавайтесь провокациям правительства, не выступайте раньше времени!
Вместе с революционным крестьянством и революционной частью армии выступим мы в решительный бой с правительством за свободу и землю!
Да здравствует Совет Рабочих Депутатов!
Да здравствует революция!
Да здравствует социализм!
Российской Социал-Демократической
Рабочей Партии.
Типография Петербургского
Комитета.
листовка № 491.
[1] 20 июня 1906 г. в Петербургской судебной палате начался разбор дела членов Петербургского совета рабочих депутатов в числе 56 человек. Из-за неявки многих свидетелей дело слушанием было отложено и вновь началось разбором 19 сентября 1906 г. Приговором суда 15 человек были присуждены к ссылке на поселение с лишением всех прав, состояния и двое - к крепости на разные сроки.
[2] Хрусталев-Носарь Г. С. - помощник присяжного поверенного. В октябре-ноябре 1905 г. - председатель Петербургского совета рабочих депутатов, меньшевик. Во время гражданской войны был ярым контрреволюционером в стане Скоропадского и Петлюры. Расстрелян как контрреволюционер.
[3] Вольно-экономическое общество - было учреждено в Петербурге в 1765 г. в целях «распространения в государстве полезных для земледелия и промышленности сведений». В библиотеке Вольно-экономического общества было собрано около 200 тыс. книг, не считая единственной в России по полноте коллекции земских изданий. Этой библиотекой пользовался Ленин, когда он сидел в Доме предварительного заключения в 1896 г. Ленин после своего возвращения из-за границы в ноябре 1905 г. бывал на заседаниях Совета рабочих депутатов, происходивших в помещении Общества. Ныне Вольно-экономическое общество обращено в филиал Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, и в ней находится личная библиотека Плеханова.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 398-399.
Комментарии |
|