История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
На борьбу с революцией реакция тратит свои последние силы. Революция же накопляет силы, она приводит в порядок свои расстроенные последней горячей схваткой ряды, организует все притекающие к ней новые и новые слои революционных классов и отмежевывается oт своих «бывших товарищей» справа, изменивших ей в самый решительный момент борьбы с самодержавием.
Таков смысл настоящего, переживаемого нами момента, и эта точка зрения делает появление и широкое распространение нашей ученической социал-демократической организации простым, понятным и последовательным.
Средняя школа, представляющая поле деятельности нашей организации, переживает именно такой момент «лебединой песни» реакции и организации революции, революционных сил. Наше школьное начальство, это воплощение реакции, при первом же упадке революционной волны устремилось отнять и отняло у нас все, что было завоевано в «славные дни революции». Оно отняло у нас возможность широко поставить дело пропаганды идей научного социализма, оно отняло право и возможность свободно собираться в стенах училища, свободно говорить, свободно работать. И учащиеся, руководимые наиболее сознательными элементами из своей среды, социал-демократами, должны были на время оставить свою борьбу, так как понимали, что борьба будет успешна только в том случае, если она пойдет вместе с общей борьбой революционного пролетариата, крестьянства и интеллигенции.
И мы на время оставили нашу борьбу, но мы не оставили нашей работы пропаганды, агитации и организации наших сил.
Если большая часть наших товарищей или в силу своей несознательности или в силу своих сложившихся на почве классовых интересов буржуазно-либеральных убеждений испугалась, позорно сдалась реакции, то другая часть, правда меньшая, начала эту трудную и тяжелую работу.
Существовавшие до сих пор небольшие группы учащихся социал-демократов и раньше понимали, что в средней школе возможна и желательна пропаганда социал-демократических идей; они понимали, что успех этой пропаганды обеспечен самым характером развития буржуазного, капиталистического общества, поставляющего контингент умственных пролетариев, с одной стороны, и самой средней школой, призванной на помощь в деле выработки этих пролетариев, с другой стороны. Наконец, они также понимали, что эта пропаганда может принять более или менее массовый характер, так как процесс пролетаризации нашей интеллигенции значительно изменил состав средней школы, оставив в ней более или менее широкую массу, способную по своим идеологическим склонностям воспринимать идеи социализма. Но они не помышляли, да и не могли помышлять о широкой постановке дела пропаганды и агитации. Самый характер русского самодержавия дореволюционного периода загонял работу в глубь конспиративных кружков, и самая мысль о широкой постановке дела в то время казалась невозможной, утопичной. Но русская революция ослабила силы самодержавного режима и научила нас думать иначе. [348]
Вооружившись опытом нашей революции, отдельные, разъединенные группы социал-демократов учащихся начинают сливаться, организуя одну большую группу. Эта группа, создаваясь из пролетарских элементов, приняла, да и не могла не принять в своей программе принципы социал-демократии: самый характер объединяемых группой элементов требовал этого. Приняв эту точку зрения, организация объявляет в своей программе, что задачей ее существования является прояснение классового сознания пролетарских элементов средней школы и подготовка их к активной работе в рядах социал-демократии. И наконец, констатируя факт пролетаризации нашей интеллигенции и влияния этого процесса на среднюю школу, организация считает свое существование законным и целесообразным.
Но организация развилась, выросла и окрепла среди борьбы. Не говоря уже о полицейском и школьном начальстве, которое конечно затрудняло деятельность организации, нам приходилось бороться и в своей ученической среде. Против нас выступали «беспартийные» и «социалисты-революционеры». Первые обвиняли нас в «фабрикации социал-демократов», в «механическом подавлении личности» и т. д. Они доказывали, что среднешкольное движение не может быть партийным.
Но жизнь сама своим развитием опровергла все эти обвинения; как только «беспартийная» организация начала широкую работу, от нее начали откалываться наиболее сознательные элементы и переходить к нам, в ряды партийной организации. И это происходило потому, что практика ясно показала истинную, буржуазную подкладку беспартийной организации.
Наконец, социалисты-революционеры, не соглашаясь с нами, расходясь по вопросам программы, организовались самостоятельно, отдельно от «беспартийных». Их работа, их пропаганда и агитация, конечно, нашла себе сторонников, но широкого распространения она не получила.
Так развивалась наша организация[1], вместе с общим развитием русско-политической и общественной жизни, вместе с ходом развития нашей революции. И вывод, который невольно напрашивается, когда мы просматриваем историю развития нашей организации, один: мы должны стремиться к привлечению всех пролетарских элементов средней школы, и только их, они все должны быть организованы, чтобы в решительный момент борьбы с самодержавием мы могли быть во всеоружии там, куда [нас] зовут наши убеждения, - в лагере пролетариата. С ним пойдет наша борьба, и с ним пойдем мы на борьбу за наши конечные цели, за социализм. Поэтому всем нашим товарищам социал-демократам, признающим нашу программу социалистичности и партийности среднешкольного движения, но почему-либо не примкнувшим к нам, мы даем один лозунг: присоединяйтесь, так как наше единение - наша сила. Тех же товарищей, которые уже стоят в рядах нашей организации, мы призываем удвоить энергию своей работы, чтобы ко времени нового революционного подъема мы могли бы выступить, как цельная, сильная и сплоченная организация.
Центральный Комитет ученической организации
при Пет. Ком. Российской Социал-
Демократической Рабочей Партии.
К сведению товарищей. Организация, выпускающая этот листок, раньше носила название Северной Социал-Демократической ученической организации, со вступлением в Российскую Социал-Демократическую Рабочую Партию она переменила свое название.
Мим., 2 стр., 24 X 20 см., библиотека ИМЭЛ, листовка № 171.
[1] В октябре 1905 г. была создана нелегальная Северная социал-демократическая организация учащихся средних школ. Программа этой организации, одобренная комитетом Северной социал-демократической организации в ноябре 1905 г., была опубликована в легальном социал-демократического направления петербургском журнале «Голос среднеучебных заведений» (№ 1 от 22 января ст. ст. 1906 г.).
24 марта 1906 г. эта организация установила прочные отношения с Петербургским комитетом РСДРП, в связи с чем была переименована в ученическую организацию при Петербургском комитете РСДРП. В ЦК этой организации был выделен представитель Петербургского комитета РСДРП.
В мае 1906 г. вышел первый номер нелегальных «Известий ученической организации при ПК РСДРП».
С 13 января 1908 г. до конца 1907/08 учебного года при Петербургском комитете РСДРП существовали две организации учащихся (кружковая и районная), которые имели свои центральные комитеты и в начале следующего 1908/09 учебного года (в августе-сентябре 1908 г.) слились в единую организацию под названием «Организация учащейся и рабочей молодежи при Петербургском комитете РСДРП». Организация возглавлялась своим ЦK, имела в своем составе кружки рабочей молодежи. Сношения этого ЦК с Петербургским комитетом партии происходили через определенных членов ЦК.
Осенью 1909 г. эта организация распалась, и до Февральской революции 1917 г. при Петербургском комитете особой организации рабочей молодежи и учащихся петербургских средних учебных заведений не существовало.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 348-349.
Комментарии |
|