История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Р О С С И Й С К А Я С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Ч А Я П А Р Т И Я.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
КО ВСЕМ ЖЕЛ.-ДОРОЖНЫМ РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ.
Товарищи железнодорожники!
Точно Мамаево нашествие царит теперь на железных дорогах: наших депутатов арестовывают и ссылают, наших товарищей истязают и десятками расстреливают в Прибалтийском крае и под Москвою и в других местах, иногда только за то, что они носят жел.-дорожную форму! Наше положение повсюду стало еще хуже, еще нестерпимее, чем была раньше. Невыносимо страдает и весь народ. Так жить непереносно. Нет сомнения, что предстоит еще новая, небывалая борьба. Вся Россия только отчасти и только на время притихла, изнуренная, уставшая, она копит новые силы, готовится к новым битвам, к решительному, победоносному бою.
Для успеха борьбы в будущем надо пользоваться уроками прошлого. Чему же учит жел.-дорожников опыт прошлого года?
В феврале 1905 года начались повсеместно петиции и ходатайства с просьбами улучшить положение рабочих и служащих жел. дорог. Выставлялся целый ряд пунктов очень скромных, выражающих желание жить хоть немного человеческою жизнью, а не жизнью машины. И в ответ на все эти многочисленные просьбы, как дьявольская насмешка, последовал в марте знаменитый «манифест» князя Хилкова: вместо удовлетворения насущнейших нужд жел.-дорожники получили лишь грубый нагоняй за «действие скопом»!
Только 4 дороги добились удовлетворения части своих требований: юго-зап., риго-орлов., моск.-каз. и часть моск.-винд.-рыб. Почему? Потому что они подкрепили свои ходатайства забастовкой, показали свою способность к борьбе, показали, что они не хотят быть овцами, терпеливо ждущими милости от волка, а предпочитают силой вырвать то, что им нужно.
Припомните, товарищи, еще факт. Правительство хотело ограбить нас, хотело забрать все те наши тяжелым трудом сколоченные сбережения, которые находились в жел.-дорожных пенсионных и сберегательных кассах. Оно хотело, присвоив все суммы, облагодетельствовать нас [336] обычной казенной пенсией, жалкими грошами, до которых надо чуть не сто лет дослуживаться. Для проведения этого воровского плана была созвана покатиловская комиссия, но ваши делегаты решили бороться и отстоять кровные гроши рабочих и служащих от покушений жадного вора-правительства. Они отбросили долой Покатилова, заявили протест против правительственных ухищрений и в качестве первого всероссийского жел.-дорожного делегатского съезда перешли к обсуждению важных вопросов, касающихся жизни жел.-дорожников и всего русского народа. Они стали на почву борьбы, и лишь их борьбой были спасены наши кассы! Но надо помнить, что правительство, принужденное постыдно отступить, не перестает зариться на наши деньги, и, лишь борясь, сможем мы и в будущем отстоять их.
Лишь борьбой можно добиться своего - это был 1-й урок жел.-дорожников.
Каждый в отдельности не в силах успешно бороться, для борьбы надо сплотиться, надо сорганизоваться. И жел.-дорожники это поняли. Мы образовали жел.-дор. союз, который имел множество отделений на местах, который объединял и направлял всю деятельность жел.-дорожников в их борьбе за свободу. Став организацией всероссийской, союз приобрел необычайную мощь. Держа правительство вечно под страхом всеобщей забастовки, он смело выставлял свои требования, и они исполнялись. Вспомните, как удалось союзу в течение нескольких часов заставить правительство отменить смертную казнь в Кушке! Когда правительство захотело «успокоить» все требующее свободы население России и издало шарлатанский манифест 17 октября 1905 года, жел.-дорожный союз не прекратил забастовки, выразив тем недоверие правительству, и тогда всемогущие деспоты заискивающе заплясали на задних лапках и умоляли нас стать на работу, обещая не только удовлетворить все наши требования, но сверх того ассигновать еще 16 миллионов рублей на улучшение нашего положения. Так велико было значение организованного жел.-дорожного пролетариата!
И отсюда мы черпаем 2-й урок: в единении, в организации - мощь и сила!
Когда жел.-дорожники увидели собственными глазами вывешенные на стенах телеграммы с пышными правительственными обещаниями, они поверили и прекратили забастовку. Мы поверили правительству воров, разграбивших всю Россию, правительству насильников и палачей, кровью заливающих родную землю, не щадящих дряхлых стариков, женщин и грудных детей; мы поверили правительству, доведшему крестьянство до голодного вымирания, обратившему крестьянских сыновей-солдат в лютых зверей-братоубийц! Мы поверили этому правительству всесильных негодяев, когда оно, притиснутое к стене, ожидающее гибели, лепетало дрожащим голосом всевозможные обещания, трусливо озираясь, куда бы спастись! Мы поверили и остановили нашу борьбу, и как наказаны мы за наше легковерие! Где наши 16 мил.?! Где все улучшения, которых мы добивались?! Где все свободы, которые мы считали уже добытыми, завоеванными ценою нашей крови и жизни?!.. Правительство не исполнило ни одного из своих обещаний. Почувствовав вновь силу, оно, как наглый мошенник, посмеивается над простаками, которые ему поверили, оно издевается над нами и в то же время зверски мстит нам за те минуты испуга, которые мы заставили его пережить, за те победы, [337] которые мы над ним одержали: наши представители на 1-м делегатском съезде, ударившие правительство по рукам, протянутым к нашим деньгам, почти все арестованы и сосланы. Тюрьмы, виселицы и расстрелы, неслыханно жестокие законы и правила - вот то, что щедрой рукой раздает теперь царское правительство дорогим его сердцу железнодорожникам!
Истекший год приучил нас к борьбе, и, борясь, мы постоянно изыскиваем новое оружие борьбы. Если мы сейчас временно побеждены, то это заставляет лишь лучше готовиться к грядущей борьбе; жел.-дорожная забастовка не привела к решительной победе, как не увенчалась успехом и общая забастовка всех производств; против мирно скрещенных рук правительство выставило пушки и пулемет и одержало победу. И это показывает нам, что лишь силой можно одолеть силу! Поднявший меч от меча и погибнет. И в предстоящей борьбе мы не будем довольствоваться мирными забастовками, а возьмемся за подлинное оружие. И лишь с помощью вооруженного восстания всего народа возможно победить и добиться свободы, добиться созыва Учредительного Собрания на основе всеобщего, прямого, равного и закрытого голосования. Наша задача - готовиться к этой борьбе, к этой победе, не поддаваясь правительственным ухищрениям вроде бумажного манифеста 17 октября или мошеннически подтасованной Государственной Думы, созываемой под грохот пушек и солдатских ружей, при зареве сжигаемых войсками городов и деревень. Довольно мы верили наглым обманщикам! Мы многому научились.
Третий урок жел.-дорожников:
Царскому правительству нельзя верить, с ним нельзя столковываться, его можно только уничтожить, его необходимо стереть с лица земли.
Долой же это кровавое чудовище!
Но для жел.-дорожников невозможно добиться свободы, если они будут действовать отдельно от всего остального пролетариата. И едва ли не самым важным уроком истекшего года является 4-й урок: чтобы добиться цели, надо действовать дружно, солидарно со всем остальным пролетариатом России.
Действительно, все, что было завоевано, было плодом геройской борьбы всего рабочего класса России, и жел.-дорожники, идя рука об руку со своими братьями - другими пролетариями, значительно увеличили силу борцов. Одними своими усилиями жел.-дорожники не смогли бы так ослабить правительство, как это было в октябре. Когда же в декабре одна часть жел.-дорожников не пошла вместе с другими товарищами и со всем борющимся пролетариатом, дело борьбы понесло страшный урон, от которого пострадали жестоко и другие рабочие, и сами жел.-дорожники, и весь революционный народ России. Неудача декабрьской забастовки из-за петербургского узла повлекла за собой все те ужасные разгромы, которыми временно торжествующее правительство думает вконец задавить революцию и от которых чуть ли не больше всех страдают жел.-дорожники! Еще раз тяжелый опыт показал, что лишь в единении сила. В нашей борьбе мы не должны отделять себя от остального пролетариата. Лишь борясь дружно, можем мы победить, и боремся мы за одно и то же, интересы у нас общие. Работаем ли мы за станком или за конторкой, в депо или на паровозе, бьем ли молотом, или щелкаем [338] счетами, или закручиваем тормоз - все мы такие же наемные рабы, как и рабочие всех производств всего мира. У нас так же ничего нет, кроме наших рук и головы, мы так же влачим зачастую полуголодное существование, мы так же не уверены в завтрашнем дне, так же не гарантированы от голодной старости...
Существующий капиталистический строй выдавливает из нас соки так же, как из всех рабочих мира. И вместе со всеми сознательными пролетариями мы должны добиваться полного освобождения всех трудящихся от всякого гнета, от всякой эксплоатации, мы должны бороться за новую, светлую и радостную жизнь для всего человечества, за социалистический строй. Лишь он может избавить нас и наших детей от всех бедствий теперешней жизни.
Для борьбы за достижение светлого царства социализма, для расчищения пути к нему рабочие всех стран объединяются в рабочие социал-демократические партии. И пролетариат России ведет борьбу под красным знаменем Российской Социал-Демократической Рабочей Партии, стремясь к той же великой цели, сбрасывая с своего пути все препятствия, мешающие его борьбе, добиваясь установления теперь же полной политической свободы и такого порядка, когда управлять всей страной будут выборные от всего народа, а не кучка продажных холопов, воров-чиновников. При этом порядке мы сможем успешнее бороться за социализм, ускорить полное освобождение рабочего класса.
Товарищи железнодорожники! Кто из вас не может мириться с теперешними грабительскими порядками, кто видит все зло капиталистического строя, кто сознает, что избавлением от него язляется лишь социализм, кто готов бороться за достижение социалистического строя, за расчищение дороги к нему путем установления свободного строя в России взамен теперешней власти кровопийц, - идите вместе с нами в ряды великой рабочей армии, в ряды Российской Социал-Демократической Рабочей Партии!
Сорганизовавшись, сплотившись под ее знаменем вместе с остальным пролетариатом России, мы мощными ударами разобьем наших врагов и добьемся победы, добьемся свободы!
Товарищи! Организуйтесь!
Да здравствует единение пролетариата!
Да здравствует борьба за свободу!
Да здравствует Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия!
Февраль 1906 г.
Железнодорожная Организация
Петербургского Объединенного Комитета
Российской Социал-Демократической
Рабочей Партии.
Российской Социал-Демократической
Рабочей Партии.
Печ., 2 стр., 2 стб., 29 X 19 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 458.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 336-339.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!