История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
БЕЗРАБОТИЦА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ.
Товарищи рабочие!
30 тысяч безработных в Петербурге! Считая с семьями - свыше 100 тысяч человек! Среди них есть и грудные дети, и больные женщины, и дряхлые старики - и все они отданы в жертву нищете, холоду, болезням, голодной смерти... [325]
Рабочих вышвыривают на улицу, как ненужную вещь, потому что в промышленности застой, потому что сейчас к р и з и с, потому что владельцам заводов невыгодно продолжать производство в прежнем размере. И до тех пор, пока фабрики, земля и пр. принадлежат кучке богатых людей (капиталистов), пока существует капиталистический строй, до тех пор кризисы неизбежны, а значит неизбежны для рабочих голод и холод, полная необеспеченность существования, мучительная неуверенность в завтрашнем дне. Избавление придет лишь с достижением социалистического строя, при котором земля, фабрики, заводы, машины будут принадлежать всем сообща, и не будет тогда наемного труда, не будет хозяина и рабочего, не будет один человек жиреть из трудов другого!
Товарищи! Ужасная нужда гнетет вас, но пусть тяжкий молот этой нужды скует ваши сердца, ваши мысли в одну могучую пролетарскую волю, пусть пламя жгучей ненависти к капитализму спаяет ваши стремления в непреклонное решение бороться и победить, добиться социалистического строя! Ваше счастье, ваше спасенье в светлом царстве социализма, куда зовут вас сознательные рабочие всего мира, куда зовем вас мы, российские социал-демократы.
Да, товарищи, пока не будет достигнут социалистический строй, кризисы вообще неизбежны, но в том именно кризисе, который переживает сейчас Россия, а значит и в той безмерной нужде, от которой страдаете теперь вы, во всем этом виною царское правительство, и только оно.
Разве не самодержавие своей дикой и безумной политикой довело страну до полного разорения, разве не оно всей своей тяжестью давило на крестьян и довело их до полной нищеты, разве не оно еще недавно, в угоду кучке придворных прихлебателей, бросилось в безумную авантюру японской войны, которая нанесла последний удар благосостоянию всей страны!
Самодержавие сжигало русские города и деревни, разгромило их из пушек; царские палачи без суда и следствия расстреливали тысячи русских граждан из пулеметов.
Мстя рабочему классу, отважному бойцу за свободу, правительство закрыло свои казенные заводы и выкинуло на мостовую тысячи рабочих.
Правительство разгоняет всякие собрания, где рабочие могли бы обсуждать свои нужды.
Оно задавило все профессиональные союзы, в которые объединятся пролетариат, чтобы облегчить свое положение.
Мало того. Оно преследует даже кассы помощи безработным, оно закрывает бесплатные столовые, устроенные социал-демократией и другими организациями.
Где нельзя расстрелять пулеметами, там оно хочет задавить голодом! Но рабочие тем сильнее ненавидят гнусный самодержавный произвол, сильнее стремятся уничтожить владычество царя с его холопами, заливающими кровью Россию, стремятся установить новые порядки, демократическую республику. И в ответ на все зверства правительства из груди пролетариата вырывается мощный крик:
Да здравствует борьба за Учредительное Собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования!
Да здравствует организация для этой борьбы! [326]
Но лютый голод вносит уныние в ряды борющихся, расстраивает и ослабляет их организацию. Что надо делать, как уменьшить бедствие безработицы? Чем могут помочь себе безработные, и какую помощь могут оказать им другие товарищи? Когда люди доведены до отчаяния, они способны на безумные действия, вредные для них же. Например, рабочие, уволенные с одного казенного завода, собирались громить его. Товарищи, не поддавайтесь тем, кто зовет вас на такой шаг! Вы от этого сытее не станете, а правительству дадите удобный случай перестрелять вас по частям, когда вы недостаточно вооружены и сорганизованы, чтобы дать ему надлежащий отпор.
Нет, товарищи, надо бороться другими путями.
Требуйте от администрации, чтобы каждый рабочий работал половинное время; тогда должны будут принять на работу еще столько же человек. Этим путем работающие товарищи помогут безработным там, где были увольнения. Где их не было, рабочие должны делать постоянные взносы в комиссию о безработных, с каждого рубля получки. Но и того и другого недостаточно. Необходимы общественные работы, подобно тому, как устраиваются в других странах во время безработицы. Там рабочий класс своей грозной силой давит на городские думы, и те идут навстречу требованиям миллионов пролетариев. Петербургская городская дума имеет в своем распоряжении до 20 миллионов рублей на разные работы, вроде электрического трамвая, заграждения от наводнений и пр. Некоторые из этих работ могут быть начаты немедленно.
Толстосумам, заседающим в городской думе, нет дела до того, что вокруг безработные мрут с голоду. Буржуазия всегда охотно пользуется той свободой, что добыта рабочей кровью, но когда рабочий ранен в неравном бою, она от него отворачивается, проходит мимо. Но у рабочего достаточно громкий голос, чтобы заставить кого угодно испуганно оглянуться на него. И этим громким голосом рабочие заявят:
МЫ ТРЕБУЕМ УСТРОЙСТВА ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ!
Мы требуем немедленного приема рабочих на заводы, к которому можно приступить теперь же!
Товарищи! Необходимо, чтобы это требование стало всеобщим, чтобы оно было обсуждено и принято всеми. Для этого нужно всячески стараться устраивать митинги и собрания, обсуждать на них сообща положение рабочих и выход из этого тяжелого положения.
Сила рабочих - в их единении!
Да здравствует единение рабочих!
Да здравствует борьба за свободу!
Февраль 1906 г.
Российской Социал-Демократической
Рабочей Партии.
Типография Петербургского
Объединенного Комитета.
листовка № 405.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 325-327.
Комментарии |
|