История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


КО ВСЕМ РАБОЧИМ.

«Разделяй и властвуй».


Товарищи! На фабриках и заводах вам всем приходится встречаться с людьми, которые объявляют себя защитниками отечества, но защищают Россию не от японцев, а от своего же брата-рабочего. Они лгут, доносят начальству, шпионят за товарищами, выискивают крамольников и стараются обморочить голову малосознательным рабочим всякими нелепыми сказками. Они - помощники полиции и лучшие ее друзья. И, конечно, охранное отделение не забывает поблагодарить их за услуги.

Но отчего же самодержавное правительство обращается к их помощи? Или мало у него тюрем? Или разбежались все его сыщики? Или городовые подали в отставку и казаки перестали лупить? Нет, все слуги его целы и усердствуют попрежнему. Но с каждым днем работа всей этой сволочи становится труднее, потому что растет сила и единение рабочего класса. Потоки крови мало-по-малу спаивают русский рабочий класс в одну могучую скалу, которую не в силах разбить никакой полицейский в мире. И царь царя, генерал Трепов, с сокрушением вздыхает: «рабочие соединяются, рабочие теперь сплошной военный лагерь. Они в Петербурге, в Москве, в Одессе, Лодзи, Варшаве. Они всюду и везде. Их больше, чем сыщиков, больше даже, чем войск. Они готовятся к бою и виселицей грозят моим возлюбленным палачам. «Камо пойду от духа их и от лица их камо бежу»?

И новый план придумал генерал-пушка[1]. Рабочие сильны своим единением - вот это единение их и нужно разрушить. Если удастся [243] натравить брата на брата, если голодный начнет душить голодного - тогда грабь спокойно сытый, спи безмятежно, белый царь, вешай усердно, полицейский! Ибо тогда рабочие разделятся, а разделенные они бессильны и не страшны. А сделать это не трудно: ведь не даром работали попы, не даром чиновники отучали народ от книжек, не даром рабочему не давали грамоты. Сыщики воспользуются этой темнотой; они расскажут кучу басен несознательным людям и поведут их за собой - бить и истреблять сознательных товарищей. Так придумало самодержавное правительство.

Сказано - сделано. Генерал Трепов рявкнул на всю Россию: «Сыщики- вперед! Неграмотные - шагом марш! Губернаторы и казаки - в резервах!» Атака началась. И от новой невыносимой боли застонала рабочая Россия.

Устроили правильную охоту на людей. Стали сыпать рублями и двугривенными патриотам из босяцкой команды. На фабриках и заводах организовали черную сотню. И всю эту свору выпустили на сознательных рабочих, борющихся за свои права. Сперва устроили еврейские погромы, вернее, погромы еврейской бедноты. Потом - погромы гимназистов в Курске, Харькове и других городах. Наконец, погромы рабочих в Нижнем-Новгороде.

Здесь дело обстояло так: 9 июля, чтобы выразить сочувствие петербургским товарищам, нижегородские товарищи организовали всеобщую однодневную забастовку. Стояли сормовские заводы и все фабрики и заводы в городе. В Сормове собралось шеститысячное собрание, и когда казаки попробовали его разогнать, рабочие их самих прогнали бомбами. В городе одновременно с этим происходило двухтысячное собрание - и губернатор, наученный горьким опытом, не вмешивался. Но к следующему дню у губернатора уже было все готово. Он подобрал мелких лавочников, извозчиков, отчасти приказчиков, ремесленннков, крючников, и когда утром 10 июля только начала собираться толпа рабочих (успело собраться еще не более 300 чел.) - вся подкупленная орава разом бросилась на них. Полицеймейстер был тут же и подбодрял громил, крича: «Нечего с ними церемониться! Бей крамольников, бей социалистов, бей жидов!» Масса народу была до полусмерти избита, многие рабочие и интеллигенты убиты. Когда пытались обороняться, на помощь громилам скакали казаки и били оборонявшихся. Это была месть правительства рабочим за стачку.

Несомненно, товарищи, что еще много таких попыток сделает царское самодержавное правительство. Ведь оно и без того сидит по горло в крови - станет ли оно задумываться над новыми убийствами. В Петербурге на некоторых заводах уже организуется черная сотня при содействии администрации и некоторых инженеров.

Царь и слуги его хотят погубить общее рабочее дело и набирают изменников и убийц из нашей же среды - из среды рабочего класса. Перед этими новыми испытаниями не спасуйте, товарищи! Разъясняйте всем несознательным рабочим, куда их ведет полиция и против кого она их ведет. Царь хочет расплодить у нас Каинов. Но мы не будем ждать божьей кары: свою, людскую кару напишем мы на лицах и спинах проклятых изменников! Против несознательных, темных товарищей наше оружие - слово убеждения, а против сознательных предателей, против наемных Иуд - слова бессильны, нужно действие. Сильный, здоровый [244] кулак - вот лучшее поучение шпионам. А вождям их, Треповым и прочей самодержавной сволочи, освобожденная Россия поднесет получше подарок: осину или виселицу. «Разделяй и властвуй» - так говорит самодержавие. «Соединяйся и борись» - так отвечает пролетариат.

Июль 1905 г.

Петербургский Комитет Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.


Типография Петербургского
Комитета.

Печ., 2 стр., 32 X 9 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 305.

[1] Прозвище петербургского генерал-губернатора Трепова после 9 (22) января 1905 г.


Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 243-245.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."