История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
МИЛОСТИВЫЕ УБИЙЦЫ.
В газетах напечатано было на днях «Краткое извлечение из журнала комитета министров 24 декабря 1901 г.» Из журнала мы узнали, что 24 декабря министры обсуждали вопрос о государственном страховании рабочих. Ничего, однако, министры не решили, а передали дело комиссии, «которая, - как говорится в журнале, - по тщательном изучении всех данных, касающихся присущих каждому отдельному производству особенностей, и по ознакомлении с постановкой дела заграницей по обеспечению рабочих в иностранных государствах, должна выработать соответствующий законопроект для представления в Государственный совет, коему и будет предстоять высказать по сему делу окончательное заключение».
Даже на бумаге это выходит очень длинно, а на деле может выйти еще длиннее. При наших порядках комиссия будет заседать несколько лет. А нам, пока что, будут говорить: «Потерпите немного, вот комиссии соберет данные... Подождите еще два года - члены комиссии изучают постановку дела за границей». А лет через пять, когда комиссия благополучно труды свои закончит, нам скажут: «ну, теперь уже недолго - года два-три, пока в Государственном совете обсудят».
А пока комиссия будет тянуть свои работы, машины тем временем аккуратно будут отхватывать у рабочих руки и ноги, ломать ребра, раскалывать черепа и разрывать на куски...
Но если бы комиссия и закончила свои работы не в пять лет, а в год или даже полгода, что может она дать нам? Что это за комиссия, которой министры поручили составлять для рабочих законы? Будем ли мы ее выбирать из своих же товарищей рабочих? Нет, она назначена комитетом министров, т. е. теми же министрами, которые две недели назад, по приказу царя, дали распоряжение стрелять в безоружных забастовавших рабочих в Петербурге, Риге, Либаве и Варшаве[1]. [192]
Посмотрите только, кто в этой комиссии, которая будет решать нашу судьбу: в нее назначены 11 царских чиновников - 11 представителей от убийц, 56 фабрикантов и заводчиков - 56 грабителей, сосущих нашу кровь, расхищающих наши силы и нашу жизнь. И среди этих 67 волков в овечьей шкуре - десяток забитых, смирных баранов - представителей от общества взаимного страхования рабочих от несчастных случаев. Ничего, кроме нового обмана, нового грабежа и какого-нибудь нового мошенничества от такой комиссии и ждать нельзя. Увидите, что она на нас же наложит новое бремя: из зарабатываемых нами жалких грошей нам придется делать обязательные взносы на страхование, а этими деньгами будут бесконтрольно распоряжаться воры-чиновники, прикарманивая их себе или раздавая тем рабочим, которые умеют лакействовать перед мастером, шпионить и выдавать своих товарищей.
Вся эта комиссия, товарищи, только новая хитрость царя и его министров, чтобы еще раз обмануть нас. Теперь, когда тысячи наших братьев, убитых по приказу царя в Петербурге, Риге и Варшаве, зарыты в холодные могилы, - теперь убийцы, на руках которых еще не обсохла кровь, заговорили с нами ласковыми словами, обещают нам всякие милости - «обеспечение участи рабочих» - «государственное страхование рабочих от несчастных случаев на фабриках и заводах».
Нет-с, господа палачи, - ответим мы, - после 9-го января нам нужно прежде всего страхование от пуль и штыков. Нам нужно застраховать себя прежде всего от убийц-царей, от палачей-министров, от нагаек и виселиц, от тюрьмы и ссылки, от насилий полиции и жандармов, ог разграбления народных денег ворами-чиновниками, - одним словом, нам нужно застраховать себя от самодержавия. А путь к этому только один - установить демократическую республику (народное самоуправление), т. е. такой порядок, при котором не царь управляет страной по своему произволу, а выбранные всем народом депутаты, сменяемые каждые два-три года.
Другого выхода для нас нет. Кто не оглох от стука молотков, от грохота машин, кто не ослеп от пыли и чада, кто не одурел от каторжной работы, - тот после 9-го января должен был понять, что царское самодержавие - самый жестокий, самый беспощадный враг рабочих. И потому-то самодержавие должно быть уничтожено, иначе рабочим нет свободного выхода, нет возможности улучшить свое положение, А когда самодержавие будет уничтожено, когда завоюем себе политическую свободу, тогда никто не будет мешать нашим забастовкам, тогда мы свободно будем устраивать свои собрания, говорить речи, соединяться в союзы; тогда мы добьемся и государственного страхования рабочих (не за наш счет, а за счет хозяев), и 8-часового рабочего дня, и большей чистоты в мастерских, и бесплатных школ для наших детей, - одним словом, всего того, что нам нужно, чтобы чувствовать себя людьми, а не рабочей скотиной.
Уничтожить самодержавие и завоевать политическую свободу - вот наша первая задача. А для этого нужно, чтобы все русские рабочие соединились в один союз - Российскую социал-демократическую рабочую партию, чтобы они дружно, во всех городах и в одно и то же время, восстали с оружием в руках, сбросили с трона коронованного убийцу [193] со всем его отродьем и выгнали прожорливую, ненасытную шайку грабителей-чиновников, начиная с министра и кончая шпионом.
Готовьтесь же к бою, товарищи, собирайте оружие, учитесь владеть им. А когда мы почувствуем себя в силах, мы встанем дружно, как один человек, и пойдем на последний, решительный бой.
Да здравствует вооруженное восстание!
Да здравствует революция!
Долой самодержавие!
Да здравствует великий братский союз рабочих - Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия!
Февраль 1905 г.
Печатано в 5 000 экз.
Социал-Демократической Рабочей Партии.
листовка № 247.
[1] 9 января 1905 г. в Петербурге царскими войсками было убито свыше 200 демонстрантов и свыше 800 ранено (по официальным данным, убито было 130 человек, ранено - 299 человек).
В Риге, как только получилось 12 января 1905 г. известие о петербургских событиях, рабочие большинства фабрик и заводов забастовали. Бастовало около 60 тыс. рабочих. Вскоре в Ригу было стянуто большое количество войск. 13 января забастовка в городе расширилась. Войска расстреливали демонстрировавших рижских рабочих. Было убито около 80 демонстрантов и ранено около 300 человек.
На следующий день, 14 января, после этой бойни началась всеобщая стачка. В похоронах погибших товарищей участвовало 25 тыс. трудящихся Риги.
В Либаве забастовка протеста против январского расстрела петербургских рабочих началась 13 января 1905 г. К 16 января в Либаву были стянуты царские войска, которые разгоняли демонстрантов-рабочих нагайками и прикладами. Убитых не было.
В Варшаве 15 января, в день годовщины казни в 1886 г. четырех человек по делу о первой социал-демократической организации «Пролетариат» и в знак протеста против расстрелов в Петербурге, забастовали все рабочие, к ним присоединились студенты, демонстрировавшие затем вместе с рабочими. Царские войска расстреливали демонстрантов. На следующий день, 16 января бои рабочих с солдатами продолжались. В город вошли новые подкрепления царских войск, и началась кровавая расправа над рабочими. По официальным данным, в течение трех дней войсками было убито 93 человека (по данным, собранным специально созданной частной комиссией, - 700 человек). Количество раненых, по официальным данным, было 176 (по неофициальным сведениям - втрое больше). Во время забастовки Варшава была объявлена на военном положении. Забастовка здесь продолжалась по 20 января.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 192-194.
Комментарии |
|