История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Р О С С И Й С К А Я  С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Ч А Я  П А Р Т И Я.


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


«Повеяло весной», кричат либералы, «наступила новая эра» (пора). Какой весной, какая эра? Все это объясняется просто: место убитого Плеве занял Святополк-Мирский. И либералы воспряли духом.

Но почему же Святополк-Мирский пробудил столько надежд в мягких сердцах либералов? А потому что, по его словам, он будет доверчиво относиться к населению и общественным учреждениям, что он желает служить «благу народа» и «прогрессу», которого, впрочем, по его же словам, «нельзя избегнуть». «Если бороться с ним, он все равно ворвется к нам» - так думает Святополк-Мирский, и на этот раз правильно думает.

Что же значит его служение благу народа, как понимает это министр. Министр думает, что народ действительно достигнет этого блага, если он, министр, проявит, как он говорит, «широкий либерализм, поскольку этот последний не противоречит установленному порядку правления». Итак, либерализм в связи с самодержавием - вот благо народа. Но в чем же заключается этот либерализм? Прежде всего, конечно, в доверии, о котором так много говорят. Правда, министр ясно говорил, что больших перемен не будет, что у него «нет определенной программы, а есть одна цель - благо народа», что это благо связано с процветанием самодержавия и даже больше: Святополк-Мирский признает ответственность министра только перед государем. Всякая другая ответственность, по его словам, «искусственна и номинальна». Выходит, что доверие, о котором говорил министр, должно быть не к народу, а к самодержавию и министру. Вот до чего можно договориться.

И это человек, на которого либералы возложили все надежды, который призван, по их мнению, открыть новую эру. Мы знаем, какова должна быть эта новая эра, этот новый план внутренней политики, который пришелся так по душе нашим либералам. [130]

До сих пор либерализм министра выразился лишь в возвращения высланных земцев (после раскассирования тверского земства)[1] и некоторых ссыльных, пострадавших при Плеве, в возобновлении общеземской организации, в помощи больным и раненым на войне. Но можно ли считать возвращение земцев актом необычайного либерализма? В самом деле, какая опасность заключалась в этих людях, действовавших легально, на легальной почве. Надо быть Плеве, с его принципом «сокрушу», чтоб обрушиться на такую мнимую опасность. Но разве сознавать это значит поступать либерально или подавать надежду на конституцию? Точно так же и общеземская организация не таила в себе никаких замыслов, да и разрешение ее продиктовано оскудением всех средств помощи, и не велика заслуга министра, возвратившего ее к жизни.

Вот все, что он пока сделал. Правда, у него есть еще обещание дать некоторую свободу печати, но о неограниченной свободе, по его словам, не может быть и речи, он обещает расширить полномочия земств в решении вопросов о школе, продовольствии, о дорогах, но и это пока только слова. Те же «добрые» слова мы слышали от министра в разговоре об евреях. Здесь, поистине, добродушие его достигло умилительных размеров. «Я буду иметь счастье близко стоять у источников справедливости (?) и прошу передать вашим единоверцам (Мирский говорил с евреем), чтоб они твердо верили, что правительство занято разрешением их нужд».

Напитавшись из этого источника справедливости, от которого несет запахом трупа, Мирский храбро заявляет, что он не намерен дать полной свободы евреям, так как они могли бы сделаться слишком преобладающими. Он намерен, однако, относиться к ним «благосклонно». Что значит эта благосклонность - неизвестно. Ясно только одно, что весь план политики Мирского сводится к «благосклонности», с одной стороны, и «доверию» к правительству, с другой.

А земцы и городские думы спешат приветствовать нового реформатора, который, должно быть, признает, что приветливый вид и благосклонный взгляд суть тоже меры внутренней политики. И этими мерами он хочет сделать, так, чтоб и волк был сыт и овцы целы. Что волк будет сыт в этом, конечно, нет сомнений, но также нет сомнений, что овцы не будут целы - на то они и овцы.

Есть слух, что уже призывались редакторы тех газет, где особенно рьяно возвещали о весне. Нужно ждать, очевидно, поворота к осени.

Как шатка должна быть почва под ногами у либералов, если все их надежды сосредоточиваются в образе министра при самодержавном правительстве, министра, который вооружился гипнозом добродушия, доверия и надеждой, что заблуждения часто сопровождаются раскаянием. Так говорит сам Святополк-Мирский.

Если либералы, услышав слова доверия, ждут как милости дарования конституции, то мы, социал-демократы, бросаем правительству наше недоверие, мы не будем надеяться на министра, который хочет быть ответственным перед самодержавным государем, а не перед избранными народом, который лицемерно говорит о доверии к народу, лишенному права высказывать свои желания в печати через своих выборных, на собраниях; народу, который стонет под страшной тяжестью самодержавия, беспощадно посылающего его нa убой. [131]

Долой это лицемерие. Это недоверие, кощунство, издевательство над вашими священными требованиями.

Мы боремся за право свободно говорить, писать, собираться, выбирать своих представителей прямым и тайным голосованием, а нам предлагают доверие, охранение самодержавной власти.

Нет, довольно хороших слов - мы им не доверяем. Слишком много мы слышали о сердечном попечении, о разных довериях, а над нашими спинами не переставала свистать нагайка, и двери тюрем широко открывались для нас.

Нет, мы не верим в тот свет, который светит нам, мы надеемся на свои силы, и мы говорим правительству - не доверяем.

Мы не будем ждать от министра дарования свободы, мы знаем, какова его свобода.

Перед нами широкая дорога - борьба, и мы не хотим лицемерных слов о свободе и защите самодержавия - мы поднимем наше светлое знамя и возвестим миру победу, победу истинной свободы.

Борясь за свободу слова, печати, собраний, союзов и стачек, борясь за всеобщее и тайное голосование, мы не остановимся на этом полпути и завоюем свое будущее.


Петербургский Комитет Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.


Типография Петербургского
Комитета.

Печ., 2 стр., 28 X 8 1/2 см., библиотека ИМЭЛ,
листовка № 177.

[1] В январе 1904 г. министру внутренних дел и тверскому губернатору были предоставлены особые полномочия по отношению к тверскому земству: назначить на текущее трехлетие председателей и членов Тверской и Новоторжской земской управ, отменить предполагавшиеся земские собрания, сохранить на 1904 г. сметы и расходы предшествующего года и воспретить пребывание в пределах Тверской губернии лицам, «вредно влияющим» на ход земского управления. Тверское оппозиционное земство было разогнано. Последовали массовые увольнения служащих и высылка видных земцев.


Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 130-132.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."