История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Р О С С И Й С К А Я С О Ц И А Л - Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Ч А Я П А Р Т И Я.
Царь, очевидно, признает потребностью народа - стоять в путах, как стреноженная лошадь. Он говорит только «о сильной и закономерной власти». «Сильная» - это мы знаем, что значит; «закономерная» - это значит, сообразующаяся с нашим законом, а наш закон - это и есть путы.
Во всем манифесте можно найти только два как будто бы разумных и добрых слова. Он заговаривает об «отмене стеснительной для крестьян круговой поруки» и облегчении выхода из общества для отдельных крестьян да еще - «о веротерпимости». Но круговая порука - это такая крупица, такая мелочь среди всех тех пут, о которых мы говорили, что отмена ее сама по себе почти ничего не даст. То же надо сказать и о выходе из общества отдельных лиц, который, разумеется, будет делаться под опекой и с разрешения земских начальников и прочих опекунов народа-малолетки. Правительственная опека ничуть от этого не ослабится, а казна даже выиграет: министр финансов еще год тому назад докладывал царю, что богатая часть крестьянства воздерживается часто от уплаты податей из боязни, что их придется вносить вторично по круговой поруке; теперь платежи будут поступать исправнее. Веротерпимость, т. е. свободное исповедыванне веры, какая нравится человеку, - разумеется, великая вещь. Но красивое слово это употреблено [70] совершенно попусту; манифест говорит только о «соблюдении властями заветов веротерпимости, изложенных в основных наших законах». Ничего нового, стало быть, не вводится. Попрежнему, стало быть, евреи будут подвергаться гнусным стеснениям, которые опутывают их еще сильнее, чем остальную массу народа. Попрежнему будут всячески преследоваться, как преследовались до сих пор, все отпавшие от православия сектанты, и прежде всего наиболее разумные из них - штундисты, баптисты, духоборы. Попрежнему сознательные русские люди не будут вправе открыто признавать себя свободными от предрассудков религии. Все, словом, останется попрежнему. Все путы останутся на своем месте.
Все, что народ мог бы сделать для себя, будет тормозиться «сильной и закономерной властью». Все, что нужно этой власти и совершенно не нужно, а только вредно народу, будет усиленно и насильственно ему навязываться.
Иные легковерные люди усмотрят, пожалуй, что-нибудь доброе в обещаниях манифеста пересмотреть законы о сельских сословиях при участии местных «достойнейших деятелей, доверием общества облеченных», а также привлечь к местному управлению «местных людей». Но пусть эти легковерные заглянут повыше: там царь обещает итти к народному благу «в разуме приснопамятных дел прение всего незабвенного родителя нашего». Приснопамятные дела эти заключались в том, что власть чиновников и путы всюду усиливались, а свобода и народ, и местные, т. е. нечиновные, люди отовсюду выдворялись. Александр III именно тем и незабвенен, что более упорного и тупого врага свободы не было даже среди Романовых. Впрочем, дальше манифест устраняет всякое сомнение на этот счет, если бы оно и было возможным: ведь в нем сказано, что труды местных людей будут руководиться «сильной и закономерной властью». В лучшем случае, значит, местные люди будут изучать народную нужду и подавать свои мнения о ней; а сильная власть будет брать из этого то, что ей понравится, и отбрасывать остальное. Местные люди разжуют хлеб, а правительств проглотит [71] его. Итак, манифест ничего не дает народу и всем, кто думает о свободе народной. Радоваться ему имеют полное основание только два разряда людей. Те, кто будет облечен сильной властью на месте, т. е. губернаторы (их власть именно и будет расширена), да сельское православное духовенство: духовенству обещано «улучшение имущественного положения» и «усугубление плодотворного участия в духовной и общественной жизни их паствы».-Молитесь же, господа попы, молитесь усердно за своего благодетеля батюшку-царя, набивайте головы ваших учеников в школах православно-самодержавными баснями вместо науки да во имя «заветов веротерпимости» вместе с жандармами посматривайте за всякими раскольниками! Долг платежом красен.
Но для кого же дан, для чего же написан этот манифест? Для губернаторов и духовенства, что ли, чтобы они не унывали? - Нет, он дан всему народу, чтобы отвратить его от смуты! Русские люди повсеместно недовольны. Везде начинают понимать, что так жить невозможно: и голодно, и просто подло. Вот их и успокаивают такой царской бумажкой. С самых первых строк манифест заговаривает об этой смуте и находит, что у нее две причины: «замыслы, враждебные государственному порядку», и «увлечение началами, чуждыми русской жизни», т. е. желание жить, как живут западноевропейские народы. Но это не две причины, а только одна: кто стремится к чуждому до сих пор строю жизни европейских государств, тот враг нашему государственному порядку. Освободиться от наших пут, или, что то же, от нашего государственного порядка, можно только свергнув самодержавие и завоевав себе те учреждения, которые уже завоевали себе цивилизованные народы. Не желать быть азиатом - это именно значит питать замыслы, враждебные нашему порядку и хозяину этого порядка - царю, это и значит быть смутьяном!
В подобных странах законы издаются при участии народа, и это участие растет и растет; вот почему и законы и учреждения там все более и более отвечают «потребностям народной жизни».
У нас не законы, а какие-то ошейники, какие-то арканы, которые чиновники и царь накидывают нам на шею без нашего спроса, без нашего ведома, чтобы вести нас, куда им угодно, или привязывать к стойлу. Ноги спутаны, на шее петля, и стоять в таком виде на одном месте - это у нас называется жить «под сенью самодержавной власти, под которой только и могут развиваться народное благосостояние и уверенность каждого в прочности его прав». Но ведь мы стоим (именно стоим!) под этой сенью вот уже тысячу лет, и что же? Благосостояние наше - это голод; права - это полное бесправие; уверенность в их прочности - уверенность в том, что наши министры и царь могут безнаказанно делать с нами все, что им взбредет в голову.
Есть только одна сень, под которой могут развиваться народное благосостояние и его права, и уверенность в их прочности. Это сень народовластия, это права, добытые в борьбе с самодержавием, в победе над ним. Только получив право издавать законы для себя, народ из ошейника и петли превращает их в обеспечение своей свободы. Народ, начинающий сознавать, что он состоит из людей, прежде всего требует себе человеческих прав: он требует себе «начал, чуждых нашей народной жизни», требует себе европейской свободы, а не азиатских арканов. [72]
Народ наш начал это понимать, и началась смута.
Наш самодержец редко заговаривает о своих планах. С 1881 года мы не получали таких манифестов, как только что изданный. И как манифест Александра III (29 апреля 1881 г.), так и нынешний вызван смутой, обещает борьбу с ней и охранение азиатских порядков.
Вот и все, что можно вычитать из нескладного пустословия нового манифеста.
Но в смуте 1881 г. народ не участвовал: он еще спал. Вся смута велась горстью интеллигентных бойцов за народное дело. И правительству удалось сдержать свое обещание, оно ослабило смуту и сохранило все путы и арканы. Теперь народ уже просыпается; он тоже увлекается началами, чуждыми нашей азиатской жизни. Надо полагать, что на этот раз самодержец не сумеет сдержать свое обещание...
Петербургский Комитет Российской
Социал-Демократической Рабочей Партии.
Типография С.-Петербургского
Комитета.
листовка № 125.
[1] Манифест Николая II, изданный 26 февраля 1903 г., в котором он обещал «блюсти вековые устои державы Российской», намечал следующие основные пункты программы деятельности правительства:
1) укрепление веротерпимости с сохранением православной церковью господствующего и первенствующего положения;
2) улучшение имущественного положения православного сельского духовенства с усилением его участия в духовной и общественной жизни паствы;
3) «укрепление и развитие благосостояния основных устоев русской жизни путем развития деятельности государственных кредитных учреждений, в особенности дворянского и крестьянского банков»;
4) завершение трудов по пересмотру законодательства о крестьянах. В основу пересмотра должна быть положена «неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения». Но наряду с этим должны быть изысканы меры «к облегчению отдельным крестьянам выхода из общины»;
5) отмена круговой поруки;
6) реформа губернского и уездного управления «для усиления способов непосредственного удовлетворения многообразных нужд земской жизни трудами местных людей, руководимых сильной и закономерной властью», «строго ответственной» перед царем;
7) «сближение общественного управления с деятельностью приходских попечительств при православных церквах» и
8) «утверждение в семье, школе и общественной жизни нравственных начал».
[2] Политическая забастовка в Ростове-на-Дону происходила в ноябре 1902 г. под руководством Донского комитета РСДРП (С. И. Гусев и др.). Забастовка началась 2-4 ноября в главных железнодорожных мастерских Владикавказской железной дороги, и в течение 2-3 дней она перекинулась почти на все промышленные предприятия Ростова, охватив многие тысячи рабочих. В течение 8-10 дней шли митинги, которые ввиду огромного стечения народа были перенесены за город, в предместье Ростова - Темерник. Здесь в «балке» ежедневно собиралось до 20 тыс. человек, произносились политические речи, обсуждались злободневные вопросы, читались листовки. Здесь же 11 ноября произошло сражение между рабочими и окружившими «балку» солдатами и казаками. Шесть раз отступали казаки и солдаты под градом камней, которыми осыпали их рабочие; только к вечеру, когда митинг закончился и многие разошлись, казаки стали смелее. В оставшихся на «балке» рабочих был дан залп без предупреждения. Были убитые и много раненых.
Забастовка закончилась только 21 ноября под давлением жестоких репрессий, арестов и массовых высылок рабочих.
О значении ростовской стачки см. статью Ленина «Новые события и старые вопросы» (Соч., т. V, стр. 206-210).
[3] Упомянутое в листовке избиение рабочих на станции Тихорецкой произошло 15 ноября 1902 г., во время которого было убито 5 человек и много ранено.
[4] Указанная в листовке стачка на Невской бумагопрядильной мануфактуре Л. И. Штиглица в Петербурге произошла 23 января 1903 г.
Текст воспроизведен по изданию: Листовки петербургских большевиков. 1902 - 1917. - Т. I: 1902 - 1907. - [М.], 1939. С. 69-73.
Комментарии |
|