История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
На полях собственноручная помета Николая II: «С-ъ». Ливадия, 9 (22) декабря 1900 г. Ниже, против второго абзаца собственноручная его же приписка: «Очень хорошо».
Сообщается российским послам и посланнику в Токио.
Не теряйте из виду, что, вслед за подписанием всеми посланниками коллективной ноты и предъявлением ее китайским уполномоченным, наша задача в Печили может считаться законченною. А посему мы не видим возражений против принятия предложения, внесенного английским посланником, о том, что международные войска не покинут печидийского театра до тех пор, пока Китай не подчинится поставленным ему требованиям.
Для русских интересов было бы, наоборот, невыгодно, если бы, напр., Германия, со свойственной ей резкой изменчивостью в решениях, внезапно отозвав свои войска, задумала искать расположения и дружбы Китая, что поставило бы нас в весьма затруднительное положение при переговорах о сепаратном соглашении с китайским правительством.
Заявив ясно и определенно с самого начала китайского кризиса, что по высочайшей воле Россия не будет участвовать ни в каких карательных экспедициях и не станет преследовать враждебных целей по отношению к соседней империи, - мы подтвердили это заявление при отозвании русских войск с печилийского театра тотчас по освобождении осажденных в Пекине императорской миссии и русских подданных.
Согласие наше на включение поправки Сатоу ни в чем не изменяет такового решения.
Высказав заранее взгляд свой на целесообразность некоторых из поставленных Китаю требований, императорское правительство не желало, однако, затягиванием переговоров создавать препятствия скорейшему мирному разрешению вопроса: но, само собою разумеется, оно ни в каком случае не примет участия в насильственных мерах с целью поддержать такие требования, как постановка памятника Кеттелеру, посылка чрезвычайного посольства в Берлин и Токио и т. п.
Затем, исключительно для личного вашего сведения, считаю долгом заметить, что некоторое продление оккупации в Печили, возбуждая ненависть китайцев против остающихся там иностранных экспедиционных отрядов, едва ли может нанести какой-либо ущерб чисто русским интересам в этой провинции; а между тем таковое положение дел представит для нас вполне законное основание продолжить, в согласии с заявлениями циркуляра 12 августа, занятие Манчжурии, внутренняя организация коей еще требует с нашей стороны не мало забот и усилий. [45]
Вызвать окончательно из Манчжурии наши войска мы обещали лишь по водворении в Китае полного порядка и - если образ действий других держав не будет служить тому препятствием; на наш взгляд - восстановление нормального порядка вещей нельзя считать обеспеченным, пока двор не вернется в Пекин, что, в свою очередь, станет возможным лишь в том случае, когда иностранные войска покинут столицу империи.
Текст воспроизведен по изданию: Красный Архив. - М.-Л., 1926 № 01 (14). - C. 45-46.
Комментарии |
|