История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
На полях собственноручная помета Николая II: «Вполне одобряю. Есть еще один весьма щекотливый, именно для Франции, вопрос - о миссионерах. По моему, эти господа - корень всего зла; они, вместе с коммерческими притеснениями, всего более способствовали возбуждению ненависти китайцев к европейцам. Каким-нибудь способом следовало бы упомянуть об этом, с целью ограничить бесстыдное эксплоатирование массы народа в Китае святым именем Христа». Беловеж. 24 августа 1900 г.
Сообщается российским представителям в Берлине, Лондоне, Вене, Риме, Вашингтоне и Токио.
Ознакомившись с содержанием письма вашего сиятельства от 17 августа, я почитаю долгом остановиться на одном наиболее существенном из затронутых вами вопросов, а именно, - относительно дальнейших практических способов разрешения китайских затруднений.
Французский министр иностранных дел, по словам вашим, полагает, что делом этим успешнее всего могла бы заняться особая конференция из представителей держав, имеющих интересы в Китае и что почин в созыве таковой конференции должен был бы принадлежать России, которая, по предварительном соглашении с Франциею, могла бы предложить и соответствующую программу на обсуждение держав.
Вследствие сего поспешаю сообщить вам нижеследующие соображения.
Уже не говоря о том, что всякие конференции вообще в редких случаях приходят к желаемым результатам, мы опасаемся, что подобный способ решения китайского вопроса, в котором тотчас оказались бы замешанными самые противоположные интересы государств, представил бы на практике большие неудобства и, несомненно, затянул бы желательную развязку.
Г. Делькассэ полагает, что главными основаниями программы конференции могли бы послужить известные 4 пункта, о которых упоминается в нашем циркуляре 12 августа, а именно: 1) поддержание общего согласия держав; 2) сохранение исконного государственного строя в Китае; 3) устранение всего того, что могло бы повести к разделу Поднебесной империи и, наконец, 4) восстановление общими усилиями законного центрального правительства в Пекине, которое могло бы само обеспечить в стране порядок и спокойствие. [31]
Нам кажется, что задачи, заключающиеся в этих 4 пунктах, настолько сами по себе ясны и определенны, что для осуществления их на деле едва ли потребуется какое-либо предварительное совещание держав на конференции. Между тем, помимо этих основных задач, ни Россия и, как мы думаем, ни Франция не имеют в виду других одинаковой важности политических целей.
Но само собою разумеется, что императорское правительство всегда готово войти в совместное обсуждение с парижским кабинетом всех вопросов, которые в общем, на наш взгляд, сводятся к следующему:
1) Восстановление с Китаем правильных отношений, существовавших до возникновения нынешней смуты, и подтверждение законным китайским правительством всех принятых им по отношению к различным державам обязательств. Быть может, в этих видах необходимо будет добиться от правительства богдыхана какого-либо формального торжественного акта в ответ на коллективные письменные требования всех иностранных представителей в Китае.
2) Поручение этим представителям выработать проект таковых требований, с указанием всех тех мероприятий, которые, по их мнению, являлись бы в настоящее время наиболее соответственными и служили бы верною гарантиею того, что китайское правительство не нарушит впредь данных обязательств. В числе указанных мероприятий, по мнению нашему, одним из самых существенных являлось бы окончательное соглашение держав относительно запрещения вывоза всякого рода оружия в Китай, каковое соглашение временно уже было достигнуто и продления коего, несмотря на все затруднения, желательно достигнуть. Другим залогом прочного внутреннего порядка было бы примерное наказание главных зачинщиков восстания и совершенное удаление принца Туана, сановников Тонг-фу-Цзяна, Кан-И, Ли-Пинг-Иена и губернатора Шанси - У-Шиена.
3) Вознаграждение за понесенные иностранными правительствами, обществами и подданными материальные убытки за время беспорядков.
Вполне точное и правильное определение таковых убытков, конечно, будет зависеть от усмотрения каждого иностранного правительства в отдельности. Но не следует терять из виду, что если все государства одновременно предъявят китайскому правительству требования о соответствующих вознаграждениях, то общая сложность таковых достигнет столь необычайных размеров, что правительство богдыхана совершенно не в состоянии будет удовлетворить подобным требованиям. А посему в этом отношении желательно, дабы достигнуть результатов, соблюдать необходимую умеренность. Быть может, державы, по обмене взглядов и в случае безуспешности найти иной выход из затруднений, придут к заключению, что подходящий способ решения этого, крайне запутанного, вопроса представлялся бы в перенесении оного на обсуждение постоянной третейской палаты в Гааге, которая озаботилась бы определением размера, следующего каждой державе, материального вознаграждения. [32]
В заключение не могу не заметить, насколько казалось бы вообще непоследовательным говорить о мирных переговорах с Китаем, которому, как известно, ни одна из держав не объявляла войны. На наш взгляд, в данном случае речь идет не о мирных переговорах, а просто о восстановлении правильных отношений Китая к державам, нарушенных возникшими в стране беспорядками. А посему, если державам удалось притти к общему соглашению относительно основных начал политической программы, то тем легче, казалось бы, уговориться по вопросу о снабжении представителей более или менее тождественными указаниями, которыми они должны будут руководствоваться при объяснениях с уполномоченными законного китайского правительства по вопросам общего характера, затрогивающим интересы всех держав в совокупности.
Весьма желали бы знать мнение г. Делькассэ о таковом упрощенном способе решения нынешних китайских затруднений.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru
Сообщается российским представителям в Берлине, Лондоне, Вене, Риме, Вашингтоне и Токио.
Ознакомившись с содержанием письма вашего сиятельства от 17 августа, я почитаю долгом остановиться на одном наиболее существенном из затронутых вами вопросов, а именно, - относительно дальнейших практических способов разрешения китайских затруднений.
Французский министр иностранных дел, по словам вашим, полагает, что делом этим успешнее всего могла бы заняться особая конференция из представителей держав, имеющих интересы в Китае и что почин в созыве таковой конференции должен был бы принадлежать России, которая, по предварительном соглашении с Франциею, могла бы предложить и соответствующую программу на обсуждение держав.
Вследствие сего поспешаю сообщить вам нижеследующие соображения.
Уже не говоря о том, что всякие конференции вообще в редких случаях приходят к желаемым результатам, мы опасаемся, что подобный способ решения китайского вопроса, в котором тотчас оказались бы замешанными самые противоположные интересы государств, представил бы на практике большие неудобства и, несомненно, затянул бы желательную развязку.
Г. Делькассэ полагает, что главными основаниями программы конференции могли бы послужить известные 4 пункта, о которых упоминается в нашем циркуляре 12 августа, а именно: 1) поддержание общего согласия держав; 2) сохранение исконного государственного строя в Китае; 3) устранение всего того, что могло бы повести к разделу Поднебесной империи и, наконец, 4) восстановление общими усилиями законного центрального правительства в Пекине, которое могло бы само обеспечить в стране порядок и спокойствие. [31]
Нам кажется, что задачи, заключающиеся в этих 4 пунктах, настолько сами по себе ясны и определенны, что для осуществления их на деле едва ли потребуется какое-либо предварительное совещание держав на конференции. Между тем, помимо этих основных задач, ни Россия и, как мы думаем, ни Франция не имеют в виду других одинаковой важности политических целей.
Но само собою разумеется, что императорское правительство всегда готово войти в совместное обсуждение с парижским кабинетом всех вопросов, которые в общем, на наш взгляд, сводятся к следующему:
1) Восстановление с Китаем правильных отношений, существовавших до возникновения нынешней смуты, и подтверждение законным китайским правительством всех принятых им по отношению к различным державам обязательств. Быть может, в этих видах необходимо будет добиться от правительства богдыхана какого-либо формального торжественного акта в ответ на коллективные письменные требования всех иностранных представителей в Китае.
2) Поручение этим представителям выработать проект таковых требований, с указанием всех тех мероприятий, которые, по их мнению, являлись бы в настоящее время наиболее соответственными и служили бы верною гарантиею того, что китайское правительство не нарушит впредь данных обязательств. В числе указанных мероприятий, по мнению нашему, одним из самых существенных являлось бы окончательное соглашение держав относительно запрещения вывоза всякого рода оружия в Китай, каковое соглашение временно уже было достигнуто и продления коего, несмотря на все затруднения, желательно достигнуть. Другим залогом прочного внутреннего порядка было бы примерное наказание главных зачинщиков восстания и совершенное удаление принца Туана, сановников Тонг-фу-Цзяна, Кан-И, Ли-Пинг-Иена и губернатора Шанси - У-Шиена.
3) Вознаграждение за понесенные иностранными правительствами, обществами и подданными материальные убытки за время беспорядков.
Вполне точное и правильное определение таковых убытков, конечно, будет зависеть от усмотрения каждого иностранного правительства в отдельности. Но не следует терять из виду, что если все государства одновременно предъявят китайскому правительству требования о соответствующих вознаграждениях, то общая сложность таковых достигнет столь необычайных размеров, что правительство богдыхана совершенно не в состоянии будет удовлетворить подобным требованиям. А посему в этом отношении желательно, дабы достигнуть результатов, соблюдать необходимую умеренность. Быть может, державы, по обмене взглядов и в случае безуспешности найти иной выход из затруднений, придут к заключению, что подходящий способ решения этого, крайне запутанного, вопроса представлялся бы в перенесении оного на обсуждение постоянной третейской палаты в Гааге, которая озаботилась бы определением размера, следующего каждой державе, материального вознаграждения. [32]
В заключение не могу не заметить, насколько казалось бы вообще непоследовательным говорить о мирных переговорах с Китаем, которому, как известно, ни одна из держав не объявляла войны. На наш взгляд, в данном случае речь идет не о мирных переговорах, а просто о восстановлении правильных отношений Китая к державам, нарушенных возникшими в стране беспорядками. А посему, если державам удалось притти к общему соглашению относительно основных начал политической программы, то тем легче, казалось бы, уговориться по вопросу о снабжении представителей более или менее тождественными указаниями, которыми они должны будут руководствоваться при объяснениях с уполномоченными законного китайского правительства по вопросам общего характера, затрогивающим интересы всех держав в совокупности.
Весьма желали бы знать мнение г. Делькассэ о таковом упрощенном способе решения нынешних китайских затруднений.
Текст воспроизведен по изданию: Красный Архив. - М.-Л., 1926 № 01 (14). - C. 31-33.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!