История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Белой июньской ночью 1701 года к устью Северной Двины подошла эскадра в составе семи шведских военных кораблей. Целью похода был Архангельск.

С тех пор как в начале XVII века Россия утратила выход в Балтийское море, Архангельск стал единственным морским портом, через который огромная страна могла торговать с Западной Европой. Шведское королевство, внимательно следившее за развитием северной торговли, энергично убеждало голландских, немецких, английских, французских купцов плавать с товарами в порты Балтики. Это обогащало бы Швецию и ущемляло интересы России. И вот в начале Северной войны (1700-1721 гг.), в которой Русское государство пыталось возвратить земли на балтийском побережье, шведы задумали одним мощным ударом лишить ее международной торговли.

В ту пору Швеция была одной из сильнейших держав на континенте - истекшее XVII столетие стало ее «золотым веком». В расцвете могущества вступила она в Северную войну. Стокгольмское руководство располагало первоклассными армией и боевым флотом.

Первое крупное сражение начавшейся войны завершилось сокрушительным поражением русских войск под стенами Нарвы (ноябрь 1700 г.). Юный король Карл XII легко, словно бы играючи расправлялся и с союзниками России, самолично возглавляя армию как лихой генерал. После нарвского триумфа ему уже виделся скорый и безусловно победный конец войны. В Стокгольме понимали, что уничтожение Архангельского порта приблизило бы развязку.

Интенсивная подготовка морского похода на Архангельск велась с начала 1701 года. 20 марта король подписал приказ о снаряжении экспедиции. Один из самых способных офицеров шведского военного флота Карл Хенрик Лёве принял командование эскадрой. Под его начало поступили семь кораблей, вооруженных 127 пушками, и 828 человек рядового состава (в том числе 700 пехотинцев). Всего же вместе с офицерами и унтер-офицерами эскадра несла внушительный отряд - свыше 850 человек. Сам командор находился на борту флагманского фрегата «Варберг».

В море вышли 27 мая. Только тогда К. X. Лёве ознакомил офицеров с содержанием секретной инструкции короля о целях похода. 16 пунктов этого документа предписывали экспедиции воспрепятствовать ввозу в Россию через Архангельск запрещенных товаров и нанести русским возможно больший ущерб в окрестных местностях. Эскадра должна была прийти к Архангельску прежде, чем там появятся западноевропейские купеческие суда, сжечь и разорить город и все русские суда, «захватить и забрать, по военному обычаю, все, что смогут». Следовало также уничтожить верфь со стоявшими на стапелях кораблями и ее склады. По замыслу Карла XII, Архангельск должен был быть стерт с лица земли.

В пакете была еще дополнительная инструкция, составленная государственным секретарем Швеции Самюэлем Океръельмом и президентом двух коллегий Фабианом Вреде, Она предписывала командору после выполнения главной задачи организовать десант на шлюпках вверх по Северной Двине, чтобы разорять и жечь тамошние мирные селения и всю местность.

Шведское руководство отлично сознавало, что не имевшая на Балтике и Белом море флота Россия не была способна вести морскую борьбу. Препятствий для внезапного удара не предвиделось. Единственная досадная помеха для шведов - сложный фарватер в устье Двины, которым предстояло подняться к городу. Помеха, впрочем, устранимая: как было известно, на одном из островов двинской дельты постоянно находились лоцманы, проводившие по фарватеру иноземные купеческие суда.

В ночь на 25 июня корабли эскадры бросили якоря у острова Мудьюг. К двум часам ночи положение шведов стало весьма трудным. В корпусе шнявы зияли три большие пробоины от восьмифунтовых ядер, еще одна такая же - в носу ниже ватерлинии. Три русских ядра разбили фок-мачту. Попадания ядер меньших калибров уже никто не считал. Постепенно переправившись на «Тёва-литет» (тоже поврежденный), шведы ретировались на нем. И своевременно: защитники крепости на многочисленных лодках ринулись в атаку.

В 3 часа утра на флагман поступило донесение о том, что два корабля сели на мель. А в полдень единственный галиот присоединился к эскадре. Случившееся превзошло худшие опасения командора. Стало ясно: вся затея порвалилась. Опять на «Варберге» держали совет. Благоразумно решили оставить дальнейшие, явно бесперспективные попытки пробиться к городу. Вместо этого стали в разных местах подходить к берегу, разоряя поморские селения, соляные варницы. Забирали скот, продовольствие, предавали огню постройки. Людей не находили - жители заблаговременно ушли в леса.

Затем шведы пустились в обратный путь и в середине августа бросили якоря в Гётеборгской гавани. Разгневанный Карл XII, не привыкший к поражениям, приказал расследовать причины провала. На суде, состоявшемся в начале 1704 года, высшие военно-морские чины королевства рассмотрели обстоятельства дела и в конечном счете признали К. X. Лёве невиновным. По мнению адмиралов, судьбу предприятия решили «непредвиденные обстоятельства», недостаток провианта и другие причины. О подвиге поморов материалы этого дела не упоминают. Суд вынес командору оправдательный приговор. (Впоследствии К. X. Лёве сделал редкую карьеру, став адмиралом и президентом шведской Адмиралтейской коллегии)



21 июня[1] 1701 года за три часа до ночи пришли с моря к Двинскому Березовскому устью Свейских воровских воинских 2 фрегата да Яхта. Капитан и солдаты, стоявшие на Березовском устьи для караулу, выехали к ним по прежнему обыкновению, чая, что торговые корабли, для распросу заморских вестей, и с одного фрегата сказались ему, что торговые корабли. Капитан и солдаты на фрегат взошли; его взяли в каюту и учали держать за караулом, а солдат его с 15 ч. побили и прошли мимо то Березовское устье. И как учали приходить к Малой-Двинке, где новую крепость строят, у той крепости по край реки, подле новоучиненной баттареи стоял на карауле солдатский голова Григорий Животовский с капитаны и солдаты 700 ч.; в малых легких карбасах голова с солдатами к кораблям, приезжал и спрашивал: какие фрегаты и для чего сильно мимо устья прошли и никакой отповеди не дали? И увидев на фрегатах много людей и ружья и дознався, что на них воинские люди, учали они от фрегата отъезжать; а воровские люди из пушек голову Животовскаго и солдат дробью ранили, а иных побили. Видя с берегу, инженер, который крепость строит, также капитаны и солдаты, стоявшие в баттареях и шанцах, учали в воровские фрегаты и яхту из ружья бить, и, не допустив до крепости, из пушек разбили. Неприятельские люди, видя над собою победу, побросались в мелкия свои суда, в шняки, и бежали. Я, холоп твой, с воинских фрегата и яхты велел пушки, знамена и всякие воинские припасы побрать; а третий фрегат, видя победу, на море ушел. - Сего же 26 июня приехали с Березовскаго устья к городу Колмогорские солдаты и сказали, что в ночи на 26 пришли к тому устью Свейских воинских 4 корабля и стоят на устьи; а промыслу до сих пор не явилось. А буде в устье пойдут, я, не допустя [93] Новой-Двинки, с служилыми, градскими и уездными людьми отпор и всякий промысел, сколько всемилосердый Бог помощи даст, чинить буду.


У с т р я л о в  Н. Г.  История царствования Петра Великого. СПб., 1863. Т. 4. Ч. II. Приложения. II. № 78. С. 197-198.


[1] Явная опечатка, должно быть 25 июня.


Текст воспроизведен по изданию: Тревожные годы Архангельска 1700 - 1721: документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого. - Архангельск, 1993. С. 93 - 94.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."