История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ДОНОШЕНИЕ
В указе ея императорскаго величества из правительствующаго Сената от 19-го минувшаго ноября в Коллегию иностранных дел писано: коим образом святейший Синод по причине учиненнаго от грузинскаго архиепископа Иосифа да Московскаго Знаменскаго монастыря от архимандрита Николая представления, дабы для проповеди слова божия и приведения чрез то во святое крещение живущаго в горах в недалеком разстоянии от российской пограничной крепости Кизляра, никому неподвластнаго народа, называемаго осетинскаго, послать туда из грузинских духовных персон, обретающихся в Москве, архимандрита Пахомия да игуменов Христофора и Николая, яко способных к тому и язык /л. 101/ того народа отчасти сведующих, требовал от правительствующаго Сената ко изъяснению сего дела известия. 1) Тот осетинской народ подлинно ль вольной и самовластной. 2) Каковаго оной состояния и в союзе ль с Россиею. 3) Можно ль туда для проповеди без всякой от возмущения и убийства и других в случаи, яко от иноверных людей, быть могущих злых припадков [42] опасности духовных послать и не надлежит ли при том быть какому конвою. 4) В коликом от Астрахани разстоянии оной отстоит и кочевьем ли или городами и на коликом же разстоянии живут. 5) Каким путем от Астрахани, так же и в какое оттуда зимнее ли или же летнее время удобнейше оной отпуск учинить. 6) На каком /л. 102/ довольствии по состоянию тамошней земли и мест и обхождения могут проповедующии тамо быть содержаны.
И правительствующий Сенат определил о том в Коллегии иностранных дел справиться и, разсмотря о чем надлежит, сообщить святейшему Синоду.
И по тому правительствующаго Сената указу от Коллегии иностранных дел чрез сие святейшему Синоду сообщается, что о природе и состоянии помянутаго осетинскаго народа, где оной подлинно жилище имеет, и х кому издревле принадлежал и как ныне содержитца, в своей ли воли или в чьей, и когда по землям их, на которых живут, хотя не в явной депенденции никакого известия не найдено, а по ландкарте окружают их разные земли, с одной стороны персицкой - грузинские и чеченские, с другой - турецкого владения - меретинские и кубанские, с третьей - кабардинские, а с российскими землями оные не граничат, и с ними от российской стороны не токмо какого союза, но и корреспонденции и никаких пересылок не бывало. А для осведомления о сем спрашиваны бывшие в Санкт-Питербурге и недавно отпущенные кабардинские владельцы, Магомед Атажукин и Альдигирей Гиляксанов, да кумыцкой /л. 103/ Костиковской владелец же Алишем Хамузин, которые по разговорам объявили, что в Кафкаских горах, которые начинаются от Черного моря и протягаются мимо Кубани и Грузии и разных горских народов в Персии даже до реки Куры и далее. Не один вышеозначенной народ, но несколько других разных народов живут, которыя все на грузинском языке называются генерально осии или осетенцы, то есть горския жители, но притом еще каждой из них народ особливое свое название имеет. И хотя оныя горския народы ныне по скаске их ни от которой державы не зависят, но в своей воле живут, к тому ж и никому ими действительно овладеть весьма невозможно, понеже живут они меж великих гор в зело крепких местах, одна кож у некоторых из них свои малыя владельцы, а у иных старшины для управления их имеются. Некоторыя же из оных народов, которыя х кабардинским границам прилегли и кабардинским владельцам /л. 104/ малую подать дают и особливо у оного из вышеозначенных кабардинских владельцов, зовомого Альдигирея Гиляксанова, как он объявлял, в близости Малой Кабарды живущей дюгорской народ отчасти и в послушании находится. А к российским границам все те народы не в соседстве обретаются, но разделяются [43] от российских границ кабардинскими землями, которыя хотя прежде сего частию в протекции российской имяновалися, а другие к турецкой стороне и особливо х кубанскому управителю приклонны были, и по той причине между российским и турецким двором за них немалые споры происходили, но на последок в заключенном между Российскою империею и Портою Оттоманскою в 739-м году вечнаго мира трактате[1] о тех Кабардах обоих - Большой и Малой - постановлено, чтоб им ни в Российской ни в Турецкой стороне подданным не быть, но оставлены оныя вольными и между обоими сторонами /л. 105/ за бариеру. И тако ныне те Кабарды в российской протекции или подданстве не состоят. Для обстоятельнаго ж святейшему Синоду уведомления о объявлении помянутых кабардинских владельцов сочиненной о том записки прилагается при сем копия, ис которой святейший Синод изволит усмотрить, что по разговорам с кабардинскими владельци не безнадежны, есть на них, и особливо на Альдигирея, который /л. 106/ с крайней части тех народов, близ ево живущих, некоторую подать получает, что он духовным грузинским особам в приведении оных в благочестивую греческаго исповедания веру препятствия не учинит, но как чаятельно какое иногда по рекомендации здешней стороны и в способствование покажет. Но чтоб тем духовным особам какой с российской стороны канвой придать, то разсуждается за невозможно, понеже как выше упомянуто те люди от российских границ во отдалении и окружены землями других областей и народов, и живут между великих гор и путь к ним с кабардинской стороны токмо один чрез горы крутые, весьма трудной и небезопасной. Но когда по представлению грузинских духовных оные народы, во время бытности их в их жилищах, приемлют с немалым приятством, то по мнению Коллегии иностранных дел можно им, грузинским духовным, туда и бес канвою итти и удобным образом тамошних /л. 107/ жителей к принятию божественных веры и закона приводить. Разстояния же до тех народов по исчислению быть имеет верстами, начав от Астрахани, до крепости Кизлярской (где прежде был город Терек) 383, от Кизляра до последняго гребенских казаков городка Черленого - 157, от того городка до Малой Кабарды и до места Татартупы[2], где живет владелец тамошней, Альдигире - со 150, а оттуда до горскаго народа, имянуемаго дюгор, например, почитается чрез горы с 50 верст. А в которое время в сие последнее место способные езды бывают, о том в приложенной записке показано.
Генваря 5 дня 1744 году.
У подлинного подписано тако: граф Алексей-Бестужев-Рюмин. [44]
На л. 107 отметка о подаче: Подано того ж числа чрез копииста Василия Щеглова.
АВПР, ф. Осетинские дела, oп. 128/II,
1743 - 1752 гг., д. 3. лл. 100 - 107.
[1] По Белградскому мирному договору 1739 года, заключенному между Турцией и Россией, Кабарда и соседние с ней районы объявлялись нейтральной зоной: ни одна из договаривающихся сторон не имела права вмешиваться в дела горских народов.
[2] Татартуп - древнее городище, расположенное на левом берегу Терека у Эльхотовских ворот. Датируется XIV - XVI вв.
Текст воспроизведен по изданию: Русско-осетинские отношения в XVIII в. Сборник док. в 2-х т. - Т. 1. - Орджоникидзе, 1976. С. 42 - 45.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!