История России - История России с XVII-нач. XX вв.
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ДОНОШЕНИЕ


Доносит грузинской игумен Христофор. А о чем мое доношение, тому следуют пункты.


1

В прошлом 1742-м году подали ея императорскому величеству прошение грузинской архиепископ Иосиф да Знаменскаго [39] монастыря архимандрит Николай об отправлении нас, нижайших, по нашему желанию для проповеди слова божия в непросвященной народ, зовомой осетинской, которое прошение для разсмотрепия ис Кабинета отдано в святейший Синод, а из святейшаго Синода при ведении сообщено было в правительствующий Сенат, и по разсуждеиию правительствующего Сената на оное сообщенное ведение и прошение определено в святейший Синод сообщить ведение, которое святейшему Синоду и сообщено минувшаго сентября месяца сего 1743 года.


2

А минувшаго ж октября 3-го дня святейший Синод сообщенным правительствующему Сенату ведением представляя требовал, что оной осетинской народ подлинно ли вольной и не под владением ли других государств обстоит, персидским или турецким, и какова состояния есть, и в союзе ль с Россиею, и можно ль туда для проповеди без всякой от возмущения и убивства и других в случай, яко от иноверных людей быть могущих злых припадков опасности духовных послать, и не надлежит ли притом быть какому канвою, а особливо де для высочайшаго интересу, о каком от грузинского архиерея и архимандрита представлении точно изображено, и в каком от Астрахани разстоянии оной подлинно отстоит, и каким путем и в какое время, зимнее или летнее, /л. 98/ удобнейше оной отпуск учинить.

И на оной святейшаго Синода ведение в правительствующем Сенате определено: в государственную Коллегию иностранных дел послать указ, которой и послан.

 

3

На что государственной Коллегии иностранных дел сим мы, нижайшие богомольцы, всепочтеннейше доносим, что оной народ издревле, когда еще Грузия в полной своей силе состояла, то оной осетинской народ был под владением грузинскакого царя и в давные времена, когда Греция от варвар пришла в разорение [1], тогда, взяв силу, Турки и Персия и нападение учинили на Грузию, которую також привели в несостояние и ослабление и некоторую часть владения Грузии оные турки и персы разделили по себе, которыми и поднесь владеют. А сей народ, зовомой осетинской, которой состоит в горах Кафкасийских, от Каспийского моря даже до Черного[2], с того времяни остались в своей воли, где и поднесь состоят также своевольной. Махометанского закону не имеют и обхождение [40] оной осетинской народ имеет склонное ко христианству, только не имеют таких учителей, о чем и в поданном от грузинского архиепископа и от знаменскаго архимандрита прошении значит, что он издревле народ был православной христианской, когда содержался под владением грузинских царей, о чем и выше помянуто, ибо в тех их жительствах в знак древняго их благочестия свидетельствуют и поныне каменныя церкви и в них святыя иконы и книги, которые иноверцы к тем церквам божим охотно прибегают и святыя посты - Великой, Госпожин и Филиппов - постно содержат, и когда по случаю увидят каковую духовную персону, и со оной поступают ласково и желательно тое персону в домы к себе для посещения, а особливо ради освящения воды неотступно просят, и к восприятию веры греческаго исповедания весьма склонны, точию таковых духовных персон, которыя б семя слова божия в тех непросвященных народах сеять и чрез святое крещение привести их в православную веру никого; творить, взирая на небо, а других молитв яко идололатры творят, отнюдь не дерзают и слышать не хотят. Сие есть состояние оного народа. А с Россиею в союзе быть может, что у них намерение и есть, только они у себя такого главного предводителя никого не имеют, чтоб которой мог их привесть, кому ж между Россиею и Осетиею имеют жительство горския черкасы, которыя в великой протекции ея императорскаго величества состоят. А возможность для проповеди иметь можно без возмущения и убивства и других случаев, яко от иноверных, таким образом, что оной народ имеет обыкновение такое - ежели кто сторонней /л. 99/ кому из них знатному или подлому в дом приедет, а особливо духовной чин, то оной и со всею своею фамилиею и кто у него приятель есть, должен ему со всеми служить и угождать так, что ежели не посторонних ему какое-либо зло кто намерится делать, то они по обыкновению своему повинны все до одного ж за того гостя умереть и канвою при том быть не надлежит. Того ради егда чрез приезд туда духовных и чрез проповедь слова божия с ласкою оной народ един по единому имеют приттить в закон христианской, тогда что принадлежит до высочайшаго ея императорскаго величества интереса, о котором от грузинских архиепископа и архимандрита представлений точно изображено, имеем мы, нижайшие богомольцы, с требованием представить, что будет к тому принадлежать, однако при первом нашего до тех осетинцов проезду требует в случаи высочайшаго ея императорскаго величества повелительного указу к горским черкесам, которыя в высочайшей ея императорскаго величества протекции состоят, дабы нам, нижайшим, из Кизлярской крепости чрез оных черкас, как до Осетии, тако ж и обратно в Кизляр в проезде от оных черкас какого повреждения не учинилось, ибо между Осетиею и Кизляром [41] кроме оных черкас иного никакого народу не состоит. А пограничность имеет оная Осетия с Грузиею, с лезгцинцами и с горскими черкасы, а не с Персиею и не с Турецким владением, и состоит в самых крепких местах, ибо и состоят они близ пограничной ея императорскаго величества крепости Кизлярской, а в Кизлярской как далеко состоит, о том при сем нашем доношении представляю ландкарт, ис которого предусмотрено имеет быть, как далеко отстоит от Российской Кизлярской крепости.

Того ради государственной Коллегии иностранных дел всенижайше прошу о сем моем доношении решение учинить.

Декабря « » дня 1743 года.


(Подпись по-грузински).


АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II,
1743-1752 гг., д. 3, лл. 97-99.

[1] Имеется в виду падение Константинополя в 1453 году и усиление Турции и Персии на Ближнем Востоке.

[2] Игумен Христофор, указывая, «народ, зовомой осетинской», населяет территорию от Каспийского до Черного морей, имел в виду не только осетин, но и других горцев, которых грузины также называли «оси».


Текст воспроизведен по изданию: Русско-осетинские отношения в XVIII в. Сборник док. в 2-х т. - Т. 1. - Орджоникидзе, 1976. С. 39 - 42.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."