Документ является первым письменным пмятником, свидетельствующим о начале русско-осетинских отношений. Впервые опубликован Г.А. Кокиевым: Известия СОНИИ, т. VI, Орджоникидзе, 1933, 48 - 50.
Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня, императрица Елисавет Петровна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая.
Доносят грузинский архиепископ Иосиф,
[1] Московского Знаменского монастыря архимандрит Николай,
[2] а в чем наше доношение, тому следуют пункты:
Известно ведаем, что высокомонаршее вашего императорскаго величества намерение и соизволение имеется о богоугодном, яже о славе божии, деле, дабы иноверских всякого звания народов людей чрез проповедь слова божия и самопроизвольное желание и восприятие святаго крещения души их, привести в живот вечный. И по оному вашего императорскаго величества всемилостивейшему соизволению во языцех имя Христово уже весьма прославляется. Иноверцы в богохранимой вашего императорскаго величества державе, в Камчатке, в Ыркутску, в Казани и в протчих местах целыми уездами обоих полов святым крещением охотно просвещаются многолюдственно. А понеже вашего императорскаго величества мы, всеподданнейшии рабы
/л. 1/ усмотрели близ державы вашего императорскаго величества низоваго города, называемого Кизляра,
[3] в недалеком разстоянии, на рубеже Кизляре, затемненной, святым крещением непросвященной народ, зовомый
[29] осетинской, которого признаваем быть по изчислению обоих полов более 200 тысяч человек.
[4]
2
А издревле оной осетинской народ бывал православной христианской и содержался под владением грузинских царей, ибо в тех их жительствах во знак древнего их благочестия свидетельствуют и поныне каменныя церкви и в них святыя иконы и книги, которыя иноверцы к тем церквам божиим охотно прибегают, и святыя посты Великой, Госпожин и Филиппов постно содержат. И когда, по случаю, увидят каковую духовную персону и со оною поступают ласково и желательно, тую персону к себе в домы для посещения, а особливо ради водоосвящения неотступно просят и к восприятию християнския веры греческаго исповедания весьма склонны. Точию таковых духовных персон, которыя бы могли семя слова божия в тех не просвященных народех сеять и чрез святое крещение привести их в православную веру, никого не имеется и за тем принуждены они только одну молитву творить, взирая на небо, а других мольбищ, яко идололатры
[5] творят, отнюдь того не дерзают и слухом слышать не хотят.
/л. 2/ А ныне оной многолюдной народ святым крещением не просвященной состоит в своей воли. Понеже как турки, так и персиане никто ими не владеют, а места их изобилуют золотою, сребреною и протчими рудами и минералами, камением преизрядным, токмо тех мест обыватели в действо оныя руды, камения за неискусством знать никому не дают и кроме христиан других народов людем во оные их места никому не входимо.
3
Того ради о сем вашему императорскому величеству всеподданнейше донесше, просим не соблаговолено ли будет высокомонаршеским вашего императорскаго величества повелительным указом вышереченной непросвященной народ, называемой осетинской, для проповеди слова божия и крещения их к тому богоугодному делу отправить способных и того дела желающих, а особливо язык их отчасти сведующих грузинских духовных персон, обретающихся ныне в граде Москве, архимандрита Пахомия
[6] , игуменов Христофора
[7] , Николая, придав к ним несколько человек в помощь по высочайшему вашего императорскаго величества соизволению кол и ко пристойно. Которое богоугодное дело они, грузинские духовные персоны, чаятельно чрез проповедь слова божия по склонности
[30] упомянутых иноверцов во святое крещение и в вечное вашему императорскому величеству подданство привесть могут в непродолжительном времени всех без остатку.
/л. 12 об./
И дабы высочайшим вашего императорскаго величества указом повелено было сие наше доношение принять.
Всемилостивейшая государыня, просим вашего императорскаго величества о сем нашем доношении решение учинить.
Ноября дня 1742 году.
ЦГАДА, ф. 199, № 184, ч. II, д. 17 лл. 1-2 об.
Копия.
Опубл: Материалы по истории Осетии.
т. I. Орджоникидзе, 1933, с. 48-50.
[1] Иосиф происходил из влиятельных грузинских дворян, являлся Самобельским и Цирканским архиепископом. В 1731 году эмигрировал в Россию, где занимался духовной деятельностью.
[2] Николай - выходец из крупной аристократической семьи, был в числе 42 высших духовных лиц, сопровождавших в 1742 году грузинского царя Вахтанга VI в Россию. В России Николай был назначен архимандритом Московского Знаменского монастыря.
[3] Кизляр - город, основанный русским правительством в 1736 году. В документах первой половины XVIII века он часто назывался «низовым городом», поскольку являлся одним из самых южных укрепленных постов России.
[4] Первые сведения о численности осетин относятся к XVIII веку. Архиепископ Иосиф и архимандрит Николай в своем донесении императрице Елизавете Петровне первыми приводят цифру - 200 тысяч душ обоего пола. Они называли Осетию «многолюдственным краем». В 1750 году осетинский посол в Петербурге Зураб Елиханов заявил Сенату, что Осетия может выставить 30-тысячную армию. Эти данные, безусловно, преувеличены, тем не менее, они свидетельствуют о том, что еще в середине XVIII века сравнительно небольшая территория Осетии была населена довольно густо.
[5] Идололатры, идолонатры - древнерусское слово, означающее идолопоклонника.
[6] Пахомий - архимандрит, руководитель Осетинской духовной комиссии, один из организаторов Осетинского посольства в Петербург; занимался политической и миссионерской деятельностью в Осетии с 1745 по 1764 год.
[7] Христофор - игумен, священник из свиты Вахтанга VI 1724 года, один из первых членов Осетинской духовной комиссии.
Текст воспроизведен по изданию: Русско-осетинские отношения в XVIII в. Сборник док. в 2-х т. - Т. 1. - Орджоникидзе, 1976. С. 29 - 31.