История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
После трагической гибели группы террористов, близких к социал-демократии - Андреюшкина, Генералова, А. Ульянова и др. в разных местах России делаются попытки продолжать их тактику. В 1887 г., в Москве, среди учащейся молодежи работает группа во главе с Белевским, Николаевым и Серебряковым, которая называет себя то «Социально-революционной партией», то «социалистами-федералистами»[1]. В своей программе они ссылаются на традиции «Народной Воли» и выдвигают, как метод борьбы с правительством, революционную агитацию и террор.
В январе 1888 г. группа пускает по России в обращение № 1 своего органа «Самоуправление», отпечатанный в Цюрихе при содействии кружка Дембо и Дембского.
С № 3 «Самоуправление» стало обслуживаться Н. К. Михайловским и Флеровским. Обещали сотрудничество Г. И. Успенский и С. Н. Кривенко. С этого же времени организационный центр новой партии перешел в Петербург. Белевский после приглашения Михайловского отошел от журнала. В апреле 1889 .г.-, вышел № 4 журнала. Аресты прервали работу группы и изданий журнала.
«Мы считаем возможным выставить следующие пункты, приведение которых в жизнь желательно и возможно, а, следовательно, и обязательно.
а) 1. Постоянное народное представительство, с законодательными полномочиями в вопросах общегосударственных [221] 2. Широкое местное самоуправление для удовлетворения местных нужд. 3. Всеобщее избирательное право. 4. Полная свобода слова, совести, печати, ассоциации, собраний и избирательной агитации.
в) 1. Национализация земли. 2. Система мер, имеющих в виду передачу в руки рабочих или государства фабрик и заводов: 3. Широкий государственный кредит непосредственным производителям. 4. Организация обмена на началах общественности, с целыо устранения в нем всякого излишнего посредничества».
Указав затем, что на пути к осуществлению намеченных целей партия столкнется с современным политическим строем, программа заявляет: «Поэтому, мы считаем необходимым, рядом с культурною деятельностью, повести и активную борьбу с абсолютизмом во имя политической свободы, - этого необходимого условия нормальной общественной жизни. Из путей, ведущих к этой свободе, путь народной революции мы считаем едва ли пригодным. Невозможно основывать никаких прочных надежд на таком стихийном явлении, как подобная революция, ни момент наступления, ни исход которой, к тому же, и предсказать нельзя. Мы не думаем, чтобы своевременно и экономично было затрачивать силы на дворцовую или городскую революцию: такой способ действия, не говоря уже об его трудности, может привести к нежелательным результатам, - мы не хотим менять одну деспотию на другую. Путь легальной агитации в печати, земствах и т. д., организация легальных общественных протестов и легального давления на правительство имеет за собой многое и нами усиленно рекомендуется. Но едва ли он один поведет к значительному успеху. Поэтому, в число путей борьбы с абсолютизмом мы считаем нужным включить путь, избранный уже людьми 1-го марта. Мы уверены, что если не отдельный террористический акт, то ряд таких актов, система их, при некоторой общественной поддержке, заставит монархизм, держащийся только разрозненностью общества и традицией рабства, положить оружие... Нечего и думать, что монархизм сразу положит оружие. Напротив, он употребит сначала все силы, чтобы задавить врага и сохранить свое положение. И только тогда, когда перепробовавши [222] все средства, он убедится, что враг сильнее его, что на место погибших бойцов встают новые, - только тогда решится он капитулировать. Перед смертью его мы вправе ожидать усиление реакции, и гнета. Это тяжелое время надо пережить, оно не должно никого смущать. Предстоящие испытания не должны заслонять собою окончательно результата энергичной борьбы с абсолютизмом - политической свободы, при которой, с одной стороны, страна станет в нормальные условия жизни и развития, а с другой, культурная работа в народе получит то значение, которое мы хотели бы ей придать».
[1] Прим. Социалистами-федералистами называли себя также чернопередельцами (см. т. I ,,Хр.").
Текст воспроизведен по изданию: Историко-революционная хрестоматия. - Т. 1. - М., 1923. С. 221 - 223.
Комментарии |
|