История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Как этот, так и следующий документ от 15 января писаны от руки одною рукою и подписаны старшим фабричным инспектором Чижовым.


1.

1905 г. января 14-го дня.

С утра постепенно стали на работы Резиновая мануфактура с 6.500 рабочих, Франко-русский завод - 2.000 рабочих и почти все средние и мелкие заведения по Обводному каналу, за исключением Новой Бумагопрядильни (1.775 чел.) и Российской Бумагопрядильни (690 чел.).

Промышленные заведения Васильевского Острова приступили к работам все, за исключением завода Сименс и Гальске (650 ч.), Северной Ткацкой мануфактуры (721 ч.) и переплетной Гаевского (250 ч.).

На Петербургской стороне работы начали все заведения, хотя и не при полном составе рабочих.

На Выборгской стороне не работало ни одно сколько-нибудь значительное промышленное заведение.

На Охте не работали: Охтенская мануфактура (350 ч.) и Мало-Охтенская м-ра (250 ч.), а также судостроительный завод Крейтон и К° (590 ч.).

По Шлиссельбургскому тракту начали работы: мануфактуры: Суконная т-ва Торнтон (1.150 ч.), Петровская (1.400 ч.), Спасская (1.300 ч.), Паля (1.600 ч.), заводы: Стеариновый (500 ч.) и почти все средние и мелкие промышленные заведения, но не в полном составе рабочих (приблизительно в половинном), повидимому, присматриваясь к настроению рабочих на Невском судостроительном заводе (6.000 ч.). На последнем в этот день было приступлено к подготовлению завода к пуску в действие.

На Песках и в прилегающей местности (Александро-Невская часть) начали работы мелкие и средние заведения. Не начинали работ Невская Ниточная (1.650 ч.) и Бумагопрядильная (1.900 ч.) мануфактуры. [23]

В течение дня приступили к работам все типографии, пивоваренные заводы, табачные и конфектные фабрики.

За Московской заставой не работали: Вагоностроительный завод (2.240 ч.) и фабрика Механического производства обуви (2.200 ч.).

В гор. Шлиссельбурге вчера забастовала Шлиссельбургская Ситценабивная мануфактура (1.000 ч.), под влиянием двух приехавших из гор. С.-Петербурга рабочих, которые подговорили к прекращению работ ремонтную мастерскую с 30 слесарями и предъявили те же основные требования, что и петербургские рабочие. Приехавший фабричный инспектор Соколов роздал им объявление г. г. министра финансов и с.-петербургского генерал-губернатора, разобрал их мелкие жалобы, и рабочие после обеда приступили к работам.


2.

15 января [1905 г.].

С утра приступили к работам: Новая Бумагопрядильня (1.775 ч.), Российская м-ра (690 ч.), Тентелевский химический завод (500 ч.), Писчебумажная фабрика Варгуниных (700 ч.) и Вагоностроительный завод (2.240 ч.).

На Путиловском заводе (12.600 ч.) начался наем уволенных после забастовки рабочих. Настроение нанимающихся очень мирное. Слышны разговоры, выражающие удовольствие по поводу прекращения тревожного времени.

К понедельнику 17-го из общего числа рабочих заведений, состоящих под надзором фабричной инспекции, остается незанятыми работой около 43.000: Путиловский-12.600, Невский судостроительный-6.000, Выборгская сторона-13.500, две Невских мануфактуры-3.550, Северная Ткацкая м-ра-721, Екатерингофская м-ра-750, зав. Сименс и Гальске-650, фабрика Механического производства обуви-220 и около 3.000 на разных мелких заведениях, сосредоточенных около Путиловского завода и на Выборгской стороне.

Путиловский завод, закончив наем, приступит с понедельника постепенно к работам, вследствие свойств производства, по мастерским: сталелитейная, тигельная, медная, чугунно-литейная и т. д., с числом рабочих 3.500 ч., и, ставя на работы ежедневно около 1.000 ч., пойдет полным ходом через 9 дней.

Есть все основания ожидать, что с понедельника вся эта сторона приступит к работам.

То же предположение с достаточной вероятностью можно высказать и относительно Выборгской стороны, на которой тон задается С.-Петербургским металлическим заводом (2.000 ч.), который, как слышно, ожидает начала работ на Путиловском и Невском судостроительном заводах. [24]

Особое упорство Выборгской стороны объясняется тем, что «собрание русских фабрично-заводских рабочих в С.-Петербурге» получило свое основание и дальнейшее развитие именно там.


Старший фабричный инспектор С. Чижов.


Текст воспроизведен по изданию: Красный архив. №04-05 (11 - 15) - М.-Л.; 1925-1926. С. 23 - 25.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."