История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
(ИЗВОЛЬСКИЙ-МОТОНО)[1].
I. Договор опубликованный.
Импер. росс. правительство и имп. яп. прав., искренно преданные принципам, установленным конвенцией, заключенной между ними 30 (17) июня 1907 г. и желая развить результаты этой конвенции в целях укрепления мира на Д. Востоке, согласились дополнить названное соглашение нижеследующими соглашениями:
Ст. 1. В целях облегчения сношений и развития международной торговли, высокие догов. стороны взаимно обязываются оказывать друг другу дружественное содействие для улучшения соответственных их жел.-дор. линий в Манчжурии и для усовершенствования соединительной службы вышеуказанных жел. дор., воздерживаясь от всякого соревнования в достижении этой цели.
Ст. 2. Каждая из выс. дог. сторон обязывается поддерживать и уважать status quo в Манчжурии, как он определяется всеми договорами, [176] конвенциями и другими соглашениями, ранее заключенными, как между Россией и Японией, так и между этими двумя державами и Китаем. Копии вышеназванных соглашений были обменены между Россией и Японией.
Ст. 3. В случае, если бы возникло обстоятельство, угрожающее вышеназванному status quo, две выс. догов. стороны вступят незамедлительно в переговоры между собой в целях соглашения относительно мер, которые они сочтут нужным принять для сохранения названного status quo.
II. Договор секретный.
Имп. росс. прав. и имп. яп. прав., желая укрепить и точнее установить положения секретной конвенции, подписанной в Петербурге 30/17 июля 1907 г., согласились о нижеследующем:
Ст. 1. Россия и Япония признают как разграничивающую сферу их специальных интересов в Манчжурии, демаркационную линию, определенную добавочной статьей к секретной конвенции 1907 г.
Ст. 2. Обе выс. догов. стор. обязуются взаимно не нарушать специальных интересов каждой из них в вышеуказанных сферах. Они признают, следовательно, право свободно принимать, за каждой в ее сфере, все необходимые меры ограждения и защиты этих интересов.
Ст. 3. Каждая из выс. догов. сторон обязуется не противодействовать никоим образом дальнейшим укреплению и развитию специальных интересов другой стороны, в пределах вышеуказанных сфер.
Ст. 4. Каждая из выс. догов. сторон обязуется воздерживаться от всякой политической активности в сфере специальных интересов другой стороны в Манчжурии. Кроме того условлено, что Россия не будет стремиться в русской сфере к получению какой-либо привилегии или какой-либо концессии, могущей нанести ущерб соответствующим специальным интересам каждой из них и что оба прав-а, - русское и японское, - не будут нарушать никакие права, приобретенные каждым из них в своей сфере, согласно договоров, конвенций и других соглашений, указанных в ст. 2 явной конвенции от с. числа.
Ст. 5. В целях обеспечения хорошего действия своих взаимных обязательств, обе выс. догов. стор. войдут во всякое время открыто и лояльно в сношение по поводу всего, что касается дел, относящихся, общим образом, к их специальным интересам в Манчжурии.- В случае, если бы возникла угроза этим специальным интересам, обе выс. догов. стор. сговорятся о мерах, которые нужно будет принять в целях общего действия или оказания себе взаимной поддержки и ограждения и защиты этих интересов.
Ст. 6. Настоящая конвенция будет совершенно конфиденциальной между обоими выс. догов. сторонами. - В удостоверение чего и т. д.
[1](Ср. Mac Murray, назв. изд., т. I, стр. 803-804 (перевод с франц. текста, опубликованного в Правит. Вестнике от 14/1 июня 1910 г.). - Кит. Правительство ответило на эту конвенцию нотой от 21 июля 1910 г. (Mac Murray, там же, стр. 804) следующего содержания: "Имп. правительство по внимательном изучении новой русско-японской конвенции, заключенной 4 июля 1910, копии с коей были вручены Вайвубу русским и яп. посланниками, препроводило им, датированное от 21 июля нижеследующее сообщение: Так как конвенция определенно устанавливает, что каждая из выс. дог. стор. обязывается уважать и поддерживать договоры, конвенции и другие соглашения, заключенные между Китаем и Россией, между Китаем и Японией и между Японией и Россией, то оно посему согласуется и подтверждает принципы соглашений, заключенных между Японией и Россией в силу мирного договора 1905 г., а равно и договора и соглашений, заключенных между Китаем и Японией относительно дел трех восточных провинций. Ибо ст. 3 русско-японского мирного договора, Россия и Япония взаимно обязываются вернуть все части Манчжурии полностью и во всем объеме исключительному управлению Китая, и заявляют, что имп. правительства не обладают в Манчжурии никакими территориальными выгодами или какими-либо преимущественными или исключительными концессиями, нарушающими суверенитет Китая или несоответствующими принципу равных возможностей; а ст. 4 Япония и Россия взаимно обязываются не препятствовать каким-либо общим мерам, равно относящимся ко всем державам, каковые Китай сможет принять для развития торговли и промышленности Манчжурии. В том году Япония и Китай назначили своих уполномоченных, согласились и заключили в Пекине статьи, основанные на мирном договоре, заключенном в Портсмуте и относящиеся к делам трех манчжурских провинций, в силу коих открытие Манчжурии стало совершившимся фактом.- Имп. правительство будет впредь действовать в согласии с принципами, изложенными в русско-яп. мирном договоре, и осуществлять положения договора и соглашения с Японией, поддерживая с возрастающей энергией меры, вытекающие из осуществления суверенных прав Китая, принцип равных возможностей и развитие торгового и промышленного процветания трех манчжурских провинций в целях развития подлинных интересов всех стран.- Копии настоящего сообщения были вручены правительствам всех стран, с коими Китай имеет договорные и диплом. отношения".)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925). - М., 1927. С. 176 - 177.
Комментарии |
|