История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Собранiе всегда было непримиримымъ противникомъ бюрократическаго строя и неразрывно связаннаго съ нимъ расхищенiя Самодержавiя какъ недостойными министрами, такъ и подчиненными имъ учрежденiями и лицами. Столь-же рѣшительно осуждаетъ оно всякое посягательство выборныхъ людей на единство, полноту и цѣлость Царской власти.
Не желая ни подъ какимъ видомъ возвращенiя къ бюрократизму и чиновничьему произволу, Собранiе возлагаетъ нынѣ свою надежду лишь на тѣхъ достойнѣйшихъ выборныхъ отъ народа людей, которые сумѣють на дѣлѣ осуществить, истинное единенiе народа съ Царемъ въ дѣлѣ государственнаго строительства.
Признавая задачею Думы дѣловую разработку и обсужденiе законодательныхъ предположенiй и дѣловой надзоръ за дѣйствiями исполнительныхъ властей, Русское Собранiе будегъ содѣйствовать выбору въ Государственную Думу, не уполномоченную и не призванную возбуждать вопросовъ объ измѣненiи Основныхъ [1] Законовъ, лишь тѣхъ лицъ, который раздѣляютъ эти взгляды на почвѣ нижеслѣдующихъ положенiй.
1. Вѣра.
Православная вѣра должна быть господствующею въ Россiи, какъ исповедуемая Царемъ и народомъ и какъ непреложная основа русскаго просвѣщенiя и народнаго воспитанiя.
2. Церковь.
Церкви православной должна принадлежать свобода внутренней жизни и управленiя, въ частности же свобода управленiя имуществами. Голосъ церкви долженъ быть выслушиваемъ властью во всѣхъ государственныхъ дѣлахъ, дабы власть никогда не расходилась, противно совѣсти народной, съ православными началами. Устройство прихода должно быть положено въ основанie церковнаго строя. Церковные Соборы должны быть возрождены на точномъ основанiи каноновъ.
3. Духовенство.
Православное духовенство, проникаясь началами своего высокаго служенiя, должно быть примѣромъ единства и единенiя въ исполненiи своего призванiя. Одной изъ главнѣйшихъ задачъ церковнаго устроенiя должно быть безусловное устраненiе всякой розни въ духовенствѣ и ревностное охраненiе исконнаго достоинства епископскаго сана. Прочное матерiальное обезпеченiе духовенства и возрожденiе богословской науки и духовнаго просвѣщенiя составляютъ неотложный долгъ правительства и общества.
4. Старообрядцы.
Вѣруя во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь и пламенно желая полнаго церковнаго единенiя, Русское Собранiе относится къ стардобрядцамъ, какъ къ истинно-русскимъ людямъ, ревностно хранящимъ преданiя родной старины, и подразумѣваетъ и ихъ всякiй разъ, когда говорить о православныхъ русскихъ людяхъ. [2]
5. Иновѣрцы.
Русское Собранiе, не мирясь ни съ какой иновѣрческою проповѣдью въ средѣ православной, относится съ подобающимъ уваженiемъ ко всѣмъ, именующимъ себя христiанскими, исповѣданнiмъ и не видитъ въ разности религiозныхъ воззрѣнiй повода къ политической розни. Къ нехристiанскимъ исповѣданiямъ Собранiе относится съ должною терпимостью, а въ политическомъ отношенiи выражаетъ сочувствiе магометанамъ, въ большинствѣ являющимся надежной опорою трезвыхъ политическихъ воззрѣнiй, порядка и государственнаго единства.
6. Самодержавiе.
Русское Собранiе, не взирая на всѣ испытанiя, неудачи, колебанiя, потрясенiя и переживаемую нами смуту, признаетъ Царское Самодержавiе совершеннѣшею формою правленiя въ Россiи, видя въ немъ главный залога какъ исполненiя Poccieй ея всемiрно-христiанскаго призванiя, такъ и ея внѣшняго государственнаго могущества и внутренняго государственнаго единства.
7. Неограничимость Самодержца.
Самодержавiе православныхъ Государей, не имѣя ничего общаго ни съ деспотизмомъ, ни съ абсолютизмомъ, основывается на постоянномъ единенiи Царя съ народомъ и состоитъ въ безусловной полнотѣ и нераздѣльности верховной власти, такъ что неограниченность и неограничимость этой власти составляли, коренной признакъ самаго понятiя Самодоржавiя и никакой законъ не можетъ ни присвоить ему, ни отнять у него этого признака. Такимъ образомъ, говорить о неограниченномъ Самодержавiи, какъ было въ прежней ст. 1 Законовъ Основныхъ и какъ говорится въ ст. 222 Законовъ Основныхъ 23 Апрѣля 1906 г., является совершенно излишнимъ повторѣнiемъ. Всякiй, кто говоритъ о Самодержавiи, тѣмъ самымъ говорить о Самодержавiи неограниченномъ. Съ этой точки зрѣнiя Русское Собранiе не признаетъ никакой рѣшительно разницы по [3] содержанiю между прежнею ст. 1 Законовъ Основныхъ и ст. 4 Законовъ Основныхъ 23 Апрѣля 1906 года, находя даже новое изложенiе въ указанномъ отношенiи формально совершеннѣе прежняго.
Законы Основные изд. 1892 г.
Ст. 1. Императоръ Всероссiйский есть Монархъ самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти, не токмо за страхъ, но и за совѣсть, Самъ Богъ повелѣваетъ.
Ст. 4. И М П Е Р А Т О Р У Всероссiйскому принадлежитъ Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страхъ, но и за совѣсть, Самъ Богъ повелѣваетъ.
Ст. 222. Царствующiй И М П Е Р А Т О Р Ъ, яко неограниченный Самодержецъ, во всякомъ противномъ случаѣ имѣетъ власть отрѣшась неповинующагося отъ назначенныхъ въ семъ законѣ правъ и поступать съ нимъ, яко преслушнымъ волѣ Монаршей.
8. Единенiе Царя съ народомъ.
Единенiе Царя съ народомъ въ равной степени возможно какъ при наличности ихъ общенiя въ созданныхъ для того учрежденiяхъ, такъ и независимо отъ этого общенiя въ нацiональной политикѣ, ведущейся правительствомъ въ строгомъ сотласiи съ указанiями Монарха. Общенiе же Царя съ населенiемъ всего цѣлесообразнѣе можетъ быть осуществляемо посредствомъ центральныхъ выборныхъ совѣщательныхъ учрежденiй, постоянно или перiодически созываемыхъ, или мѣстнаго самоуправленiя, чуждаго и бюрократiи, и бюрократизма, и сословными силами добровольно и дѣловито стоящаго на стражѣ мѣстныхъ нитересовъ и нуждъ. Впредь до выработки наиболѣе удовлетворительной организацiи такого общенiя Co6paнie признаетъ необходимымъ держаться существующихъ законовъ и, не допуская ни подъ какимъ видомъ парламентаризма, находить при наличности Государственной Думы необходимымъ существованiе Государственнаго Совѣта, при условiи только коренного измѣненiя самыхъ началъ избирательнаго [4]
Самодержавный Царь, какъ верховный судья и выразитель народной совѣсти въ дѣлахъ государственныхъ, не можетъ подлежать никакой отвѣтственности ни передъ кѣмъ, кромѣ Бога и исторiи. Правительство Царское всегда отвѣтственно за политику, которую проводить, и министры лишь отягчаютъ свою вину, пытаясь покрыть свои ошибки Самодержавнымъ Царскимь повелѣнiемъ, которое въ глазахъ народа никогда не снимаетъ законной отвѣтственности съ испросившаго такое повелѣнiе сановника.
10. Отвѣтственность министровъ и чиновниновъ.
Одной изъ коренныхъ причинъ переживаемыхъ нами бѣдствiй Русское Co6paнie признаетъ безотвѣтственность чиновниковъ и особенно министровъ и считаетъ первою нынѣ задачей установленiе строжайшей отвѣтственности всѣхъ властей за допускаемыя или злоупотребленiя. Съ этою цѣлью необходимо преобразовать Сенать въ единое для всей Россiи высшее административное судилище, предоставивъ ему самое широкое право наблюденiя за законностью дѣйствiй всѣхъ должностныхъ лицъ Импepiи, вь особенности министровъ, и полную самостоятельность преданiя ихъ суду, какъ по собственному почину, такъ и по частнымъ жалобамъ. Собранiе убѣждено, что при этой системѣ независимый и безпристрастный судъ надъ министрами несравненно лучше будеть обезпеченъ въ государствѣ самодержавномъ, гдѣ Монархъ чуждъ всякой партiйности, чѣмъ въ государствѣ парламентскомъ, гдѣ министры являются представителями временнаго большинства той или другой партiи.
11. Неделимость Россiи.
Россiя едина и недѣлима, никакiя «автономiи» недопустимы и каждая попытка къ расчлененiю нашей родины подъ какимъ бы то ни было видомъ, предлогомъ или названiемъ, должна быть встрѣчаема рѣшительнымъ и твердымъ противодѣйствiемъ всехъ правительственныхъ и общественныхъ силъ. Окраины должны [5] наносятъ имъ самимъ. только вредъ и что тѣснѣйшее ихь единенiе съ коренною Россiею, служащее залогомъ ея безопасности, благосостоянiя и развитiя, еще болѣе необходимо для блага и мирнаго преуспѣянiя самихъ инородцевъ. Существеннымъ условiемъ такого единенiя является установленiе общихъ началъ систематической объединительной политики и настойчивое проведенiе этихъ началъ, сообразно мѣстнымъ особенностямъ, твердою русскою государственною властью, благожелательною къ особенностямъ и нуждамъ мѣстной жизни, но ставящею на первое мѣсто общiе интересы всего государства и русскаго народа и законные интересы коренного русскаго центра и отдѣльныхъ русскихъ людей и поддерживающею достоинство имени русскаго на должной высотѣ. Руководящiя начала политики какъ въ отношенiи окраинъ, такъ и въ отношенiи иноплеменныхъ обывателей Имперiи должны быть неизмѣнными, но частности разрѣшенiя племенныхъ и окраинныхъ вопросовъ не могутъ быть вездѣ однообразными. При опредѣленiи правъ отдѣльнихъ народностей необходимо сообразоваться съ готовностью каждой изъ нихъ служить Россiи и русскому народу въ достиженiи общегосударственныхъ задачъ.
12. Войско и флотъ.
«Н а д ѣ я с я н а м и р ъ, н е н а д л е ж и т ъ о с л а б ѣ в а т ь в ъ в о и н с к о м ъ д ѣ л ѣ, д а б ы с ъ н а м и н е т а к ъ с т а л о с ь, к а к ъ с ъ и м п е р i е й Г р е ч е с к о й» (слова Петра Великаго при подпесенiи ему титула «Отца Отечества»). Величiе и историческiя задачи Россiи, а равно благоденствiе ея населенiя и неприкосновенность ея границъ, требуютъ сожержанiя могущественныхъ, подготовленныхъ сообразно новѣйшимъ требованiямъ военнаго искусства, вооруженныхъ силъ, единыхъ, сильныхъ духомъ и беззаветно преданныхъ Россiи и ея Самодержцу. На поддержанiе и безотлагательное систематическое усовершенствованiше такой армiи и неуступающаго ей по качеству и по духу флота, а также на всѣ мѣропрiятiя, обезпечивающiя боевую готовность [6] страны, оборону границъ государства и всѣ боевыя средства сообщенiя, должно быть обращено самое серьезное вниманiе. Для боевой готовности не должно щадить ни усилiй, ни средствъ всего государства, стремясь по возможности, дабы всѣ военныя нужды удовлетворялись внутри страны, ея средствами и трудомъ ея народа, а бремя содержанiя военныхъ, силъ разлагалось равномѣрно на населенiе всего государства.
13. Военнослужащiе.
«О т ъ п р е з р ѣ н i я к ъ в о й н ѣ о б щ а я п о г и б е л ь с л ѣ д о в а т ь б у д е т ъ» (слова Петра Великаго). Счастливое доброю славою русскаго оружiя, Русское Собранiе нимало не поколеблено въ своемъ довѣрiи къ армiи и флоту военными неудачами и признаетъ, что за все время переживаемой нами смуты, а всего болѣе въ ея самые позорные и мучительные дни, только въ самоотверженной дѣятельности нашихъ доблестныхъ войскъ pyccкie люди, вѣрные долгу присяги, находили защиту гражданской свободы, законности, порядка, личной безопасности и неприкосновенности частнаго имущества. Собранiе ставитъ своей обязанностью проводить въ общественное сознанiе и укоренять въ немъ любовь, уваженiе и довѣрiе ко всему русскому воинству, начиная съ внѣшняго выраженiя почета и вниманiя военному знамени, званiю и мундиру, и кончая горячею заботою какъ объ улучшенiи матерiальнаго обезпеченiя всѣхъ военнослужащихъ, такъ и о всѣхъ жертвахъ воинскаго долга и ихъ разоренныхъ или осиротѣлыхъ семьяхъ. Съ другой стороны, въ цѣляхъ полнаго возстановленiя чести русской армiи и флота, Собранiе признаетъ безусловно необходимымъ строжайшее всестороннее разслѣдованiе причинъ нашихъ неудачъ, обнаруженiе ихъ виновннковъ, какъ бы ни было высоко ихъ общественное или служебное положенiе, и преданiе ихъ суду и отвѣтственности по всей строгости закона.
14. Государственный языкъ.
Русскiй языкъ есть государственный языкъ и всѣ пра- [7] неуклонно и настойчиво стремясь къ единству языка во всѣхъ отрасляхъ государственной жизни и на всемъ пространствѣ Имперiи.
15. Просвѣщенiе.
Просвѣщенiе въ Россiи должно рсти и крѣпнуть на тѣхъ же началахъ, на коихъ выросла и русская государственность. Законъ Божiй долженъ быть обязательнымъ предметомъ преподаванiя во всѣхъ учеьныхъ заведенiяхъ. Всѣ государственныя школы должны быть
Комментарии |
|