История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Deputats_II_Duma_muslim_fraction

I. Основныя политическiя цѣли и задачи партiи.



§ 1.

Партiя ставить себѣ задачею объединить въ одной общей практической дѣятельности всѣхъ гражданъ-мусульманъ Россiи, единомышленныхъ по своимъ политическимъ убѣжденямъ, для провёденiя въ жизнь ряда политическихъ, экономическихъ, соцiальныхъ, религiозныхъ и др. реформъ, какъ отмѣчаемыхъ настоящей программой, такъ и тѣхъ, кои могутъ быть вызваны и указаны самой жизнью.


§ 2.

Стремясь къ обновленiю всего строя гражданской и политической жизни на началахъ свободы, правды и человѣчности, партiя находитъ эту главную цѣль достижимой при надѣленiи всѣхъ русскихъ гражданъ, въ томъ числѣ и гражданъ-мусульманъ, правами человѣка и гражданина, и при переустройствѣ формы правленiя Россiйской Имперiи на принципѣ государства конституцiоннаго, заключающагося въ дѣйствительномъ участiи народа, въ лицѣ представителей его, въ отправленiи всѣхъ функцiй государственной власти - законодательствѣ, управленiи и судѣ.


II.  П р а в а  г р а ж д а н ъ.


§ 3.

Всѣ pocciйскiе граждане, безъ различiя пола, вѣроисповѣданiя, расы и нацiональности, равны передъ закономъ. [1]


§ 4.

Всѣ сословныя привилегiи и различiя, а также всякаго рода изъятiя и ограниченiя личныхъ, имущественныхъ и политическо-общественныхъ правъ, установленныя для мусульманъ, или для какой-нибудь другой части населенiя, - уничтожаются.


§ 5.

Личность каждаго должна быть неприкосновенна и свободна, въ предѣлахъ закона. Никто не можетъ быть задержанъ, отданъ подъ стражу и подвергнутъ преслѣдованiю, судимъ и наказанъ иначе, какъ на основанiи закона судебной властью и установленнымъ закономъ судомъ. Всякое задержанное лицо въ городахъ и другихъ мѣстахъ пребыванiя судебной власти въ теченiе 24 часовъ, а въ прочихъ мѣстностяхъ Имперiи не позднѣе двухъ сутокъ со времени задержанiя, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержанie, произведенное безъ достаточнаго основанiя или продолженное сверхъ законнаго срока, налагаетъ отвѣтственность на виновныхъ и даетъ право пострадавшему на на возмѣщенiе государствомъ понесенныхъ имъ убытковъ.


§ 6.

Жилище каждаго неприкосновенно. Входъ въ частное жилище, обыскъ, выемка въ немъ и вскрытiе частной переписки допускается только въ случаяхъ, установленныхъ закономъ, и не иначе, какъ по постановленiю суда.


§ 7.

Собственность каждаго неприкосновенна. Отчуждение частной и общественной собственности можетъ имѣть мѣсто лишь по соображенiямъ общественнаго блага и при условiяхъ предварительнаго и справедливаго вознагражденiя. [2]


§ 8.

Каждому гражданину предоставляется право свободнаго выбора мѣстожительства, передвиженiя внутри страны и выѣзда за границу. Паспортная система вовсе упраздняется. Каждому предоставляется право отказаться отъ русскаго подданства.


§ 9.

Занятiя всѣми видами труда, торговли и промышленности свободны въ предѣлахъ закона.


§ 10.

Всѣмъ гражданамъ, поскольку ими выполнены законныя условiя, въ равной степени открыты всѣ безъ исключенiя гражданскiя, военныя и прочiя государственныя и общественныя должности.


§ 11.

Каждому гражданину обезпечивается свобода совѣсти и вѣроисповѣданiя, свободное отправленiе религiозныхъ обрядовъ.


§ 12.

Въ такой же мѣрѣ обезпечивается всѣмъ гражданамъ свобода мысли и слова - устнаго, письменнаго и печатнаго, съ уничтоженiемъ навсегда всѣхъ видовъ общей и спецiальной цензуры, при чемъ за преступленiя и проступки, совершенные путемъ устнаго, письменнаго и печатнаго слова, виновные отвѣчаютъ только передъ судомъ.

§ 13.

Всѣмъ гражданамъ предоставляется право устраивать публичныя собранiя и сходки, какъ въ закрытыхъ помѣщенiяхъ, такъ и подъ открытымъ небомъ, для обсужденiя всякаго рода вопросовъ.

§ 14.

Bcѣ граждане имѣютъ право составлять [3] союзы и общества, не испрашивая на то разрѣшенiя.


§ 15.

Право петицiй предоставляется, какъ отдѣльнымъ гражданамъ, такъ и всякаго рода группамъ, союзамъ, обществамъ и т. под.


§ 16

Всѣ вышеозначенныя права гражданъ (§§ 3-15) должны быть введены въ основной законъ Россiйской Имперiи и обезпечены судебной защитой.


III.  Г о с у д а р с т в е н н ы й  с т р о й.


§ 17.

Наиболѣе соотвѣтствующей формой государственнаго устройства Россiи, при нынѣшнихъ условiяхъ, партiя признаетъ конституцiонную парламентскую монархiю, въ которой высшая государственная власть принадлежитъ Монарху, ограниченному въ своихъ правахъ конституцiей, и народу, въ лицѣ его представителей, дѣйствующихъ на основанiи конституцiи, устанавливаемой Государственной Думой.


§ 18.

Народное представительство организуется въ видѣ одной палаты, имѣющей значенiе всероссiйской Государственной Думы или всероссiйскаго парламента, въ который народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачею голосовъ. Число представителей отъ мусульманъ определяется пропорцiонально количеству населенiя.

П р и м ѣ ч а н i е.   Избирательный законъ долженъ предоставить всѣ необходимыя, съ точки зрѣнiя мусульманскаго адата и шаpiaтa, условiя, которыя давали-бы мусульманке-гражданкѣ полную возможность къ [4] осуществленiю активнаго избирательнаго права.


§ 19.

Народные представители должны участвовать въ осуществленiи власти законодательной, въ установленiи государственной росписи доходовъ и расходовъ я въ контролѣ за законностью и цѣлесообразностью дѣйствiй высшей и низшей администрацiи.


§ 20.

Народнымъ представителямъ принадлежитъ право законодательной иницiатйвы.


§ 21.

Ни одно постановленiе, распоряженiе, указъ, приказъ и тому подобный актъ, не основанный на постановленiи народнаго представительства, какъ бы онъ ни назывался и отъ кого бы ни исходилъ, не можетъ имѣть силы закона.


§ 22.

Никакiе налоги, пошлины и сборы въ пользу государства, а равно и государственные займы не могуть быть устанавливаемы иначе, какъ въ законодательномъ порядкѣ.


§ 23.

Этимъ же порядкомъ устанавливается, не болѣе какъ на одинъ годъ, и государственная роспись, въ которую должны быть вносимы всѣ доходы и расходы государства, безъ исключенiя.


§ 24.

Министры, назначаемые Монархомъ, отвѣтственны за свои дѣйствiя передъ собранiемъ народныхъ представителей, которые имѣютъ право дѣлать министрамъ запросы и интерпелляцiи. [5]


IV.  Р е л и г i о з н ы й  с т р о й


§ 25.

Всѣ существующiя религiи и вѣроученiя свободны и равны передъ закономъ и должны быть освобождены отъ государственной опеки.


§ 26.

Ни одна изъ существующихъ въ Имперiи религiй не можетъ имѣть значенiя религiи господствующей или государственной, и поэтому никакiя преслѣдованiя за исповѣдуемыя вѣрованiя и убѣжденiя, за перемѣну или отказъ отъ вѣроученiя не допускаются, равно какъ отправленie религiозныхъ и богослужебныхъ обрядовъ и распространенiе вѣроученiй свободно, если только совершаемыя при этомъ дѣйствiя не заключаютъ въ себѣ какихъ-либо общихъ проступковъ, предусмотрѣнныхъ уголовными законами.


§ 27.

Вся организацiя впутренняго строя каждой религiозной общины предоставляется самой же общинѣ, безъ всякаго вмѣшательства государственной власти и въ соотвѣтствiи съ требованiями каждой религiи.


§ 28.

Русскимъ гражданамъ-мусульманамъ, въ частности. предоставляется: а) право образованiя религiозныхъ коллегiальныхъ и единоличныхъ учрежденiй, б) право свободнаго выбора всѣхъ должностныхъ лицъ магометанскаго духовенства на сроки, опредѣляемые самими обществами, в) право общественнаго контроля надъ дѣйствiями религiозныхъ учрежденiй и лицъ духовенства и г) право полнаго распоряженiя всѣми вакуфными и другими имуществами, принадлежащими мечетямъ, учебнымъ и богоугоднымъ заведенiямъ и мусульманскимъ святынямъ, которыя (вакуфы и имущества) должны быть немедленно [6] возвращены соотвѣтствующимъ мусульманскимъ обществамъ.


V.  М ѣ с т н о е  с а м о у п р а в л е н i е


§ 29.

На всемъ пространствѣ Россiйскаго Государства учреждаются мелкiя самоуправляюшiяся единицы на основахъ всеобщаго, равнаго, тайнаго и прямого голосованiя, безъ различiя вѣроисповѣданiя, расы и нацiональности.


§ 30.

Нѣсколько мелкихъ самоуправляющихся единицъ, по количеству населенiя или территорiи образуютъ среднiя самоуправляющiяся единицы, представители которыхъ составляюсь областное собранiе въ качествѣ высшей самоуправляющейся единицы данной области. Областныя собранiя могутъ вступать во временные и постоянные союзы между собою.


§ 31.

Кругъ вѣдомства органовъ мѣтнаго самоуправленiя долженъ простираться на всю область мѣстнаго управленiя, включая полицiю безопасности и благочинiя и за исключенiемъ лишь тѣхъ отраслей управленiя, которыя въ условiяхъ современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены въ рукахъ центральной власти, съ предоставленiемъ въ пользу органовъ мѣстнаго самоуправленiя части средствъ, поступающихъ въ настоящее время въ государственный бюджетъ.


§ 32.

На обязанности мѣстнаго самоуправленiя лежитъ также организацiя призрѣнiя бѣдныхъ, призрѣнiя разнообразныхъ категорiй дѣтей, немощныхъ, неизлѣчимо больныхъ и престарѣлыхъ, а также надзоръ за дѣятельностью частной благотворительности. [7]


§ 33.

Дѣятельность мѣстныхъ представителей центральной власти должна сводиться къ надзору за законностью дѣятельности органовъ мѣстнаго самоуправленiя, при чемъ окончательное рѣшенie по возникающимъ въ этомъ отношенiи спорамъ и сомнѣнiямъ должно принадлежать судебнымъ учрежденiямъ.


§ 34.

Члены областныхъ собранiй имѣютъ право законодательной инициативы по всѣмъ вопросамъ, касающимся исключительно мѣстныхъ интересовъ данной области.


§ 35.

Всѣ вопросы, касающiеся исключительно данной области, не исключая и вопросовъ финансовыхъ, поскольку такiе вопросы входятъ въ компетенцiю органовъ мѣстнаго самоуправленiя, обсуждаются и разрѣшаются въ областномъ coбранiи и вводятся въ дѣйствiе мѣстнымъ представителемъ государственной исполнительной власти.


§ 36.

Языкъ преобладающей въ данной области народности, наряду сь государственнымъ языкомъ, долженъ быть языкомъ всѣхъ органовъ мѣстнаго представительства этой области. Русскiй языкъ сохраняетъ, значенiе языка общегосударственнаго въ центральныхъ учрежденiяхъ, армiи и флотѣ.


§ 37.

Помимо полной гражданской и политической равноправности всѣхъ гражданъ, основной законъ Россiйской Имперiи долженъ гарантировать всѣмъ населяющимъ Имперiю народностямъ, въ томъ числѣ и мусульманамъ, право свободнаго культурнаго самоопредѣленiя, какъ-то: полную свободу [8] употребленiя различныхъ. языковъ и нарѣчiй въ публичной жизни, свободу основанiя и содержания учебныхъ заведенiй и всякаго рода собранiй, союзовъ, обществъ и учрежденiй, имѣющихъ целью сохраненiе и развитiе нацiональнаго языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.


VI.  С у д ъ.


§ 38.

Всѣ существующiе виды чрезвычайныхъ судовъ, суды сословные (волостной судъ, институтъ земскихъ начальниковъ), органы судебно-административной власти и судъ съ сословными представителями упраздняются, и на всемъ пространствѣ Имперiи остаются и вводятся, гдѣ ихъ нѣтъ, судебныя учрежденiя мировой и общей юстицiи, созданный судебными уставами 20 ноябри 1864 г.


§ 39.

Судебныя учрежденiя должны быть построены и дѣйствовать на началахъ: а) полнаго отдѣленiя судебной власти отъ исполнительной; б) равенства всѣхъ гражданъ передъ судомъ; в) правила о томъ, что никто не можетъ быть подвергнута наказанiю безъ вошедшаго въ силу приговора компетентнаго суда; г) несмѣняемости и независимости судей и тѣмъ самымъ устраненiе всякаго вмѣшательства администрацiи и въ частности министра юстицiи въ назначенiи на судейскiя должности или перемѣщенiе судей, а тѣмъ болѣе въ производство судебныхъ дѣлъ; кромѣ того, независимость судей должна быть обезпечена и упраздненiемъ для нихъ всякихъ наградъ, чиновъ и проведенiемъ порядка назначенiя на судейскiя должности не иначе, какъ по избранiю судейскихъ коллегiй; д) гласности суда; е) требованiя, чтобы карательная власть [9] принадлежала исключительно судебнымъ органамъ: наложенiе какихъ-либо взысканiй или принятiе мѣръ пресѣченiя въ административномъ порядкѣ должно быть устранено и ж) отвѣтственности всѣхъ должностныхъ лицъ на общемъ основанiи.


§ 40.

Институты выборнаго мирового суда и присяжныхъ засѣдателей должны быть введены во всѣхъ областяхъ Имперiи, при чемъ должно быть отмѣнено требованiе имущественнаго ценза, какъ для замѣщенiя должности мирового судьи, такъ и для отправленiя обязанностей присяжнаго засѣдателя.


§ 41.

Комнетенцiя присяжныхъ засѣдателей должна быть расширена и зависѣть исключительно отъ размѣровъ наказанiя, при чемъ суду присяжныхъ, засѣдателей, во всякомъ случаѣ, должны быть подвѣдомственны всѣ дѣла о государственныхъ преступленiяхъ и о преступленiяхъ, совершаемыхъ путемъ печати.


§ 43.

Составь судебныхъ учрежденiй дополняется введенiемъ института судебной полицiи.


§ 44.

Должны быть также введены: а) участiе защиты въ предварительномъ слѣдствiи, б) состязательное начало въ обрядъ преданiя суду, в) условное осужденiе, г) досрочное освобожденiе, д) патронатъ, е) переустройство мѣста заключенiя въ видахъ наилучшаго достиженiя цѣлей исправленiя, ж) организацiя адвокатуры на началахъ истиннаго самоуправленiя и з) возстановленiе принципа единства кассацiоннаго суда.


§ 45.

Немедленно должны быть пересмотрѣны дѣйствующiя [10] нормы гражданскаго и уголовнаго матерiальнаго и процессуальнаго права и переработаны для проведенiя въ жизнь началъ гражданской и политической свободы.


§ 46.

Всѣмъ гражданамъ-мусульманамъ должно быть предоставлено право судиться по ихъ брачнымъ, семейнымъ и наслѣдственнымъ дѣламъ въ ихъ духовныхъ судахъ по правиламъ мусульманскаго шapiaтa.


§ 47.

Языкомъ ближайщаго къ населенiю суда - мирового судьи - долженъ быть языкъ преобладающей въ данной мѣстности части населенiя. Въ тѣхъ же видахъ въ судебныя учрежденiя первой инстайцiи судьями выбираются лица, владѣющiя языкомъ преобладающей части мѣстнаго населенiя.


VII.  Н а р о д н о е  п р о с в ѣ щ е н i е


§ 48.

Безусловно и немедленно должно быть введено во всѣхъ областяхъ Имперiи обязательное, всеобщее и безплатное обученiе въ начальной школѣ.


§ 49.

Все дѣло начальнаго образованiя передается теперь же въ завѣдыванiе органовъ мѣстнаго самоуправленiя, при чемъ населенiю каждой мѣстности должно быть обезпечено полученie образованiя на родномъ языкѣ.


§ 50.

Между различными ступенями школъ всѣхъ разрядовъ должна быть установлена прямая связь для облегченiя перехода отъ низшей ступени къ высшей. [11]


§ 51.

Въ дѣлѣ открытiя и организацiи учебныхъ заведенiй всѣхъ типовъ должна быть предоставлена свобода частной и общественной иницiативѣ при свободѣ преподаванiя.


§ 52.

Особое вниманiе должно быть обращено на развитiе профессiональнаго образованiя, которое должно быть безплатнымъ. Равнымъ образомъ, должно быть увеличено число среднихъ учебныхъ заведенiй, съ минимальной платою заученiе и съ предоставленiемъ мѣстнымъ общественнымъ учрежденiямъ возможно широкаго участiя въ постановкѣ учебно-воспитательнаго дѣла.


§ 53.

Университетамъ и другимъ высшимъ школамъ должна быть предоставлена полная свобода внутренней жизни и преподаванiя. Число ихъ должно быть увеличенно въ соотвѣтствiи сь потребностями, и уменьшена, плата за слушанiе лекцiй. Необходима широкая организацiя просвѣтительной работы высшей школы для широкихъ круговъ населенiя, а также свободная организацiя студенчества.


§ 54.

Органамъ мѣстнаго самоуправленiя должно быть предоставлено свободное и неограниченное открытiе образовательныхъ учрежденiй для взрослаго населенiя, элементарныхъ школъ для взрослыхъ, народныхъ библiетекъ-читаленъ, народныхъ университетовъ и другихъ просвѣтительныхь учрежденiй.


§ 55.

Въ частности, мусульманамъ должна быть предоставлена свобода открытiя обще-образовательныхъ, профессiональныхъ и духовныхъ школъ всѣхъ разрядовъ и перечисленныхъ въ предыдущемъ параграфѣ просвѣтительныхъ учрежденiй [12] для взрослаго населенiя по программамъ, устанавливаемымъ самими мусульманами, и со свободой преподаванiя, какъ на ихъ родномъ языкѣ, такъ и на другихъ восточныхъ языкахъ, съ правомъ приглашенiя, въ качествѣ преподавателей, и не-русскоподданныхъ. Духовныя школы состоятъ подь надзоромъ мусульманскаго духовенства. Мусульманамъ же должно быть предоставлено свободное право изданiя на арабскомъ шрифтѣ, на началахъ свободы печати, газетъ, журналовъ и книгь, оригинальныхъ и переводныхъ, какъ на родномъ, такъ и на другихъ языкахъ, съ правомъ свободной ими торговли.


VIII.  Ф и н а н с ы  и  г о с у д а р с т в е н н а я  э к о н о м i я.


§ 56.

Вся экономическая и финансовая политика государства должна быть радикально измѣнена, для чего необходимъ коренной пересмотръ расходнаго бюджета страны въ цѣляхъ уничтоженiя непроизводительныхъ по своему назначенiю или размѣрамъ расходовъ и соотвѣтственнаго увеличенiя затратъ государства на дѣйствительныя нужды народа, во главѣ коихъ должны быть поставлены нужды народнаго просвѣщенiя.


§ 57.

Финансовая власть должна быть децентрализована и распредѣлена между инстанцiями мѣстнаго самоуправленiя.


§ 58.

Необходимо стремиться къ общему пониженiю косвеннаго обложенiя и къ постепенной отмѣнѣ косвенныхъ налоговъ на предметы потребленiя народныхъ массъ, а также покровительственной системы въ торговлѣ.


§ 59.

Прямые налоги должны быть реформированы [13] въ смыслѣ установленiя прогрессивнаго налога на доходы и наследство.


IX.  К р е с т ь я н с к i й  в о п р о с ъ


§ 60.

Для всего населенiя, обрабатывающаго землю личнымъ трудомъ, какъ-то: для безземельныхъ и малоземельныхъ крестьянъ, а также другихъ, разрядовъ мелкихъ хозяевъ-землевладѣльцевъ должна быть увеличена площадь землепользованiя за счетъ всѣхъ удѣльныхъ, государственныхъ и кабинетскихъ земель, а также путемъ отчужденiя, для той же цѣли, за счетъ государства, въ потребныхъ размѣрахъ, частно-владѣльческихъ земель, сь вознагражденiемъ нынѣшнихъ владѣльцевъ по справедливой (не рыночной) оцѣнкѣ.


§ 61.

Въ порядкѣ обезпеченiя крестьянъ землею должно быть примѣнено начало, въ силу котораго земля данной области распределяется между нуждающимися въ землѣ постоянными жителями этой области. Дѣлу правильнаго разселенiя крестьянъ въ предѣлахъ этой области и устройству ихъ хозяйственнаго быта должна быть оказана широкая помощь со стороны органовъ мѣстнаго самоуправленiя. Въ связи съ приведеннымъ началомъ должно быть реорганизовано все переселенческое дѣло, съ возвращенiемъ коренному населенiю всѣхъ отнятыхъ отъ него казною земель.


§ 62.

Подъему сельскаго хозяйства должно быть оказано всемѣрное содействiе со стороны государства и органовъ мѣстнаго самоуправленiя открытiемъ сельско-хозяйственныхъ школъ, рас-ширенiемъ сельско-хозяйственнаго кредита и установленiемъ условiй, благопрiятныхъ для [14] развитiя кооперацiи обществъ, союзовъ, артелей и вообще всякаго рода единенiй, направляемыхъ, къ улучшенiю земледѣлiя, а также учрежденiе сельско-хозяйственной инспекцiи.


§ 63.

Отмѣняются всѣ виды прежней имущественной зависимости крестьянъ отъ бывшихъ помѣщиковъ, а также дѣйствующiя правила о наймѣ сельскихъ рабочихъ, съ распространенiемъ рабочаго законодательства на земледѣльческихъ рабочихъ, примѣнительно къ техническимъ особенностямъ, земледѣлiя.


§ 64.

Необходима полная реорганизацiя межевого дела и размежеванiе надѣльныхъ земель, введенiе ипотеки, а также упорядоченiе арендныхъ отношенiй въ смыслѣ урегулированiя арендныхъ цѣнъ и опредѣленiя размѣра арендной суммы, уплачиваемой крестьянами, съ признанiемъ недѣйствительной сдѣлокъ, имѣющихъ кабальный характеръ.


§ 65.

Подлежитъ пересмотру и переработкѣ водное законодательство.


X.  Р а б о ч i й  в о п р о с ъ.


§ 66.

Свобода рабочихъ союзовъ, собранiй и стачекъ.


§ 67.

Введенiе максимума часовъ нормальнаго рабочаго дня.


§ 68.

Воспрещенiе сверхъ-урочныхъ работъ и ночного труда, кромѣ тѣхъ отраслей хозяйства, гдѣ онъ необходимъ по техническимъ или общественнымъ соображенiямъ. [15]


§ 69.

Развитiе охраны труда женщинъ и дѣтей и установленiе особыхъ мѣръ охраны труда мужчинъ во вредныхъ производствахъ.


§ 70.

Обязательное, при посредствѣ государства, страхованiе отъ болѣзни (въ теченiе опредѣденнаго срока), несчастныхъ случаевъ и профессiональныхъ заболѣванiй, съ отнесенiемъ издержекъ на счетъ предпринимателей.


§ 71.

Государственное страхованiе на случай старости и неспособности къ труду для всѣхъ лицъ, живущихъ личнымъ трудомъ.


§ 72.

Установленiе уголовной отвѣтственности за нарушенiе законовъ объ охранѣ труда.


§ 73.

Учрежденiе примирительныхъ камеръ изъ равнаго числа представителей труда и капитала для нормировки всѣхъ отношенiй найма, неурегулированныхъ рабочимъ законодательствомъ, и разбора споровъ и несогласiй, возникающихъ между рабочими и предпринимателями.


§ 74.

Распространенiе рабочаго законодательства и независимой инспекцiи труда на всѣ виды наемнаго труда; участiе выборныхъ отъ рабочихъ въ надзорѣ инспекцiи за исполненiемъ законовъ, охраняющихъ интересы трудящихся.


§ 75.

Установленiе законодательнымъ порядкомъ для мусульманъ рабочихъ праздничнаго отдыха въ дни пятницъ.


Текст воспроизведен по изданию: Мусульманская партия. - [СПб. : Б. и., 1907]. - С. 1 - 16.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."