История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Совершенно доверительно.
Его превосходительству
Н. П. Зуеву.
Нил Петрович!
На письмо от 12 сего ноября, за № 118526, имею честь уведомить ваше превосходительство, что упоминаемый в вашем письме дворянин Болеслав Болеславов Бродский действительно одно время был сотрудником с.-петербургского охранного отделения.
Изложенные сведения в его прошении далеко не соответствуют истине, а некоторые из них совершенно ложны. Я лично Бродского никогда не видел, и сношение с ним имел подполковник Еленский. Я помню, что Бродский был принят в отделение, когда его деятельность как сотрудника получила огласку и он, кажется, был уже объявлен провокатором.
Из этого следует, что он, благодаря провалу в Варшаве, не мог пользоваться тем доверием в революционной среде, каковое необходимо, чтобы оказывать содействие отделению в борьбе с революционными организациями. В деле раскрытия преступления думской социал-демократической фракции он не принимал никакого участия. Копию петиции, которую нижние чины петербургского гарнизона должны были вручить вышеупомянутой фракции, я получил от подполковника Еленского; но от кого именно он получил, я теперь не помню. Эта копия была получена после ареста членов Думы, и так как подлинная петиция во время ареста и обыска была уничтожена одним из обыскиваемых членов Думы, то являлось необходимым приложить копию петиции к производившемуся следствию. Тождество копии установлено следствием. Я удостоверяю, что сведение об этом преступлении [89] было получено от другого лица. Точно так же в раскрытии остальных указанных им политических преступлений Бродский не мог принимать участие по вышеуказанным причинам.
В бытность мою начальником с.-пет[ербургского] охранного отделения было ликвидировано громадное количество дел по всем революционным организациям, и припомнить сущность таковых я не могу в настоящее время без надлежащего материала. Подробные сведения о всех этих делах имеются в архиве отделения. Подполковник Еленский, как заведывавший в то время соц.-демократической агентурой и ныне служащий в отделении может дать точные сведения по всем делам, указанным Бродским.
Я помню, что летом 1909 года мой заместитель полковник Карпов говорил мне, что Бродский, проживая в Петербурге, голодал и просил оказать ему материальную помощь и что, по ходатайству Карпова, полковник Климович выдал Бродскому 200 рублей, с тем, чтобы он никогда не. обращался за пособием и выбыл за границу. Предложение это Бродский исполнил.
Не подлежит сомнению, что Бродский, не получив никакой поддержки и будучи озлоблен, войдя в сношения с Бурцевым, инспирируется последним для агитационных целей.
Примите и т. д.
Текст воспроизведен по изданию: Красный архив. - Т. 16 (№ 3). - М., 1926. С. 89 - 90.
Комментарии |
|