История России - История России с XVII-нач. XX вв.

КАЗНИ НА ЛИСЬЕМ НОСУ В ГОДЫ РЕАКЦИИ. После подавления революции 1905 г., с введением положения о чрезвычайной охране, казни по приговорам дейстовавших по этому положению военных судов стали до такой степени обыденным явлением, что соответствующим органам правительственного аппарата пришлось подумать, так сказать, о технике их.

В архиве б. канцелярии петербургского градоначальника сохранилась специальная переписка за 1907-8 г.г. между градоначальством и управлением Кронштадтской крепости, в ведении которой находилось знаменитое место казни - Лисий Нос, об исполнении приговоров военного суда.

Комментарии к переписке лишь ослабили бы то впечатление об обстановке, вызвавшей к жизни подобные документы, которое создается до жути сухим, деловым тоном рассуждения об «удобстве» или «неудобстве» места казни, просьб о присылке палача, оплате работ по рытью могил и т. д. Печатаемые документы извлечены из хранящегося в Ленинградском Губархиве фонда канцелярии петербургского градоначальника по отделу судного делопроизводства (Дело № 371, ч. I: «О порядке приведения в исполнение приговоров СПБ. военно-окружного суда»).




Спешно.

Секретно.


25 минувшего февраля я получил от временного прибалтийского генерал-губериатора предложение от 23 февраля за № 437 следующего содержания:

«Ввиду значительного уменьшения в настоящее время числа лиц, подлежащих смертной казни по приговорам военных судов, а также, чтобы освободить войска от излишних нарядов для расстреливания осужденных преступников, предлагаю вашему превосходительству сделать соответствующее распоряжение для приведения смертных приговоров в исполнение через повешение.

Впредь смертные приговоры через повешение я буду утверждать без замены их через расстреляние».

Принимая во внимание, что смертная казнь чрез повешение, согласно п. 7 ст. 963 уст. угол, суд., исполняется палачом, я, не найдя в Ревеле лица, которое приняло бы на себя обязанности палача, поставленный этим в безвыходное затруднение в отношении исполнения приведенного распоряжения, просил департамент полиции уведомить меня, может ли быть прислан сюда палач из С.-Петербурга.

В ответ на это я получил уведомление департамента полиции, что сведения о лицах, изъявивших желание принять на себя отправление указанных функций, могут быть получены в с.-петербургском градоначальстве.

Вследствие изложенного прошу ваше превосходительство не отказать уведомить меня, не найдется ли во вверенном вам градоначальстве лица, желающего принять на себя обязанности палача, и в утвердительном случае указать, к кому я должен обратиться с просьбой о высылке его в Ревель ко времени приведения постановленных уже смертных приговоров в исполнение и на каких условиях он примет на себя эти обязанности[1].


И. д. губернатора Коростовец.

За управляющего канцелярией
(подпись).

[1] На полях помета карандашом: «Есть всего два, но они нам нужны. Третий, письменно заявивший о своем желании, живет в Сухуме».


Текст воспроизведен по изданию: Красный архив. - Т. 16 (№ 3). - М., 1926. С. 233.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."