История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Прошение воспроизводится по архивному оригиналу: РГИА, ф. 1291 (Земский отдел МВД), оп. 2, д. 42, л. 1-3.
Ваше императорское величество, августейший монарх!
Ваше императорское величество! По милости Божией и по благости своей избавили от ига рабства миллионы своего народа и указали помещикам правила о наделе крестьян землею и обоюдные отношения между ними. Но высочайшая воля ваша и благодеяния, излитые своему народу, не только не исполняются помещиками, но служат лишь к угнетению нас, крестьян, в новом нашем быту и к самому разорению. Примером служим мы, временнообязанные крестьяне Новгородской губернии, Валдайского уезда, деревни Лыковой, в числе 42-х душ, совершенно обижаемые и разоряемые сыном помещицы Николаем Петровичем Девиленевым, который отнял у нас заповедные луга, которыми владели наши старики более 30 лет, и отделил нам за нашею землею вместо обработанной многолетними трудами такую, на которой не только хлеб, но и былинка вырасти не может.
Помещик Девиленев, самовольно отобрав нашу обработанную землю, заставил огородить нашу, отнятую от [нас] землю так, что скот нам нельзя выгонять и на пастбище иначе, как чрез отнятую у нас, крестьян, г[осподи]ном Девиленевым нашу землю, и заставляющего ее еще огородить, так что нашему крестьянскому скоту пастбища нет. А чрез поле помещика если прогоним мы, крестьяне, свой скот, то он помещиком Девиленевым задерживается, и по собственному уставу его должны платить за мнимую потраву штрафные деньги. И мы должны теперь держать скотину на своих дворах, чрез что сделался падеж скота, собственно чрез помещика Девиленева, запретившего выгонять скот нам на летнее время на водопой на озеро, вблизи нашей земли находящееся, и на речку Яблоновку, впадающую в озеро.
На такие стеснительные действия помещика мы приносили жалобу мировому посреднику 2-го участка Валдайского уезда, и в апреле месяце сего 1865 года посредник со становым приставом и помещиком Девиленевым на мировом съезде нисколько не сделал к удовлетворению нас, крестьян, а лишь в пользу одного помещика Девиленева, который, будучи ободрен таким случаем, вздумал тогда же угрожать нам лишением наших домов и крестьянского нашего имущества, одним словом, разорить нас вовсе.
Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). - М., 1994. С. 450 - 451.
Комментарии |
|