История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Учение коммунистов, глубоко укоренившееся в государствах Западной Европы и достигшее в последнее время весьма обширных пределов развития, должно бьггь признано одним из тех зол, которые медленно, но неисправимо подкапывают все коренные основы всякого государственного благоустройства.
Учение это направлено сперва к уничтожению всеми средствами существующих правительств и установленного ими порядка и образованию затем республики на началах полного нравственного, личного и имущественного равноправия ее членов. По понятиям коммунистов, все подданные государства должны быть равны во всех отношениях; все недвижимое имущество их и капиталы составляют общую принадлежность всех и каждого; никто не имеет частной собственности, но должен существовать теми средствами, которые выручаются общим трудом и распределяются между всеми поровну. В подобном государстве не должно быть никаких законов и наказаний, ни понятий о религии и святости союзов, брачного и семейного.
При всей очевидной неосуществимости изложенного учения, оно представляется особенно опасным потому, что, подобно медленно, но смертельно действующим ядам, оно незаметно проникает в разные сословия государств, скрываясь под самыми благовидными и общеполезными намерениями. По определенной программе основателей сего учения, пропаганда должна быть ведена с особою осмотрительностью и осторожностью: надобно по возможности стараться доказать на практике пользу и возможность установления совершенного равенства людей и, когда эта мысль укоренится в малых размерах, развивать ее применение в государственном отношении.
Таким образом, коммунисты в Германии старались сначала образовать преимущественно в сословии рабочих отдельные кружки для разных благотворительных или полезных целей, как-то: вспомогательные кассы, общие столы, рабочие артели, собрания, клубы, общества певцов и гимнастиков и т. п., и когда члены отдельных кружков начинали понимать равенство в их среде каждой личности, тогда пропагандисты, чрез более развитых и способных сочленов, старались разъяснять кружкам и собраниям возможность устройства на этих началах целого государственного управления. Впоследствии отдельные кружки эти и собрания сливались в одно целое, и государство оказывалось покрытым общею сетью единомышленников самого преступного направления. Не менее действительным средством распространения коммунизма было постепенное и последовательное развитие его начал при воспитании юношества в некоторых школах - учителями, и в высших заведениях - профессорами,так что молодые люди, окончившие в этих заведениях курс наук, вступали на поприще деятельности с совершенно извращенными понятиями и убеждениями.
Первые семена учения коммунистов в Западной Европе брошены были в сословие рабочих, потому что, при местных условиях их быта, в среде этого сословия легче было найти недовольных своим положением и готовых на всякие средства, чтобы изменить оное. Притом нельзя не сознаться, что для известного класса народонаселения осуществление в жизни означенного учения, если б только это было возможно, представляло [243] самую блестящую будущность, а также, что мысль об упрочении народного благосостояния посредством нового государственного устройства на началах полного личного и имущественного равенства всех подданных могла казаться очень заманчивою и увлечь, хотя и образованных, но еще не вполне развитых молодых людей.
Первоначальные проявления результатов учения коммунистов, заключавшиеся в образовании различных кружков и обществ, с весьма благовидною, как выше сказано, для прикрытия их целью, и в распространении объявлений, брошюр и даже целых сочинений их писателей, начали в Германии обращать на себя внимание правительств в конце первой половины нынешнего столетия; но в то время весь вред этого учения еще не был достаточно исследован, и потому законодательство еще не постановило должных наказаний за распространение подобных мыслей. Вследствие сего на лиц, признанных в том виновными, наложены были самые незначительные взыскания, как-то: кратковременные аресты и небольшие денежные пени, которые не могли разъяснить народонаселению всей преступности участия в партии коммунистов, и потому сия последняя продолжала распространять все глубже и глубже свои многоветвистые корни.
Наконец, в 1848 и 1849 гг. коммунисты, пользуясь возникшими в Европе беспорядками и опираясь на массы завлеченных ими пролетариев, открыто подняли свое знамя и заявили свои виды на будущее государственное устройство. Тогда только правительства и коренное народонаселение государств увидели ту опасность, которой они могут подвергнуться от происков коммунистов, и общими силами стали противодействовать осуществлению их пагубных намерений.
Предводители партии коммунистов, убедившись в тщетности их усилий, бежали частью в Англию, частью в Швейцарию, где они нашли себе надежный приют, и, не покидая своих планов, деятельно продолжали пропаганду.
Правительства германских государств, усмотрев, как выше сказано, опасность, заключающуюся в учении коммунизма, издали законодательным порядком надлежащие об этом предмете постановления и вместе с Францией назначили особых лиц для производства следствия о виновных в распространении сего учения. Следствие это окончилось знаменитым общим германским процессом о коммунистах, который рассматривался в 1851 и 1852 гг. в Кельне и разрешен тяжкими наказаниями, наложенными на некоторых из захваченных предводителей и членов этой партии.
Хотя эти строгие карательные меры имели благотворное влияние и остановили на время распространение преследуемого зла, но, к сожалению, они были приняты слишком поздно, ибо зло это так сильно укоренилось в тамошнем народонаселении, что не могло быть совершенно уничтожено. В настоящее время весь южный край Германии снова вполне проникнут преступным коммунистическим направлением и даже в самой Пруссии, не взирая на все предупредительные меры, есть много последователей этого учения.
Вообще замечено лицами, наблюдавшими за распространением коммунистических идей в Европе, что учение это, подобно заразительной болезни, последовательно переходило из одного государства в другое и, начинаясь самыми незначительными проявлениями, достигало возможной степени развития. Когда местное правительство, обратив внимание на это зло, принимало должные меры к его устранению, то оно на время ослабевало в том крае и развивалось в близлежащих странах опять до того времени, пока правительства начинали его преследовать.
В заключение нельзя не повторить, что учение коммунистов могло столь сильно распространиться в государствах Западной Европы единственно потому, что оно вначале прикрывалось самыми благовидными и общеполезными целями, а правительства, не зная еще всей опасности этого учения, не обращали должного внимания на первые его проявления и не приняли тотчас же к уничтожению его тех энергических мер, которые необходимы для охранения государственного благоустройства и общественной безопасности и которые в то время, без всякого сомнения, достигли бы своей цели.
Тяжкий в этом отношении опыт иностранных государств должен служить спасительным примером для тех стран, где еще только замечаются первые проявления учения коммунизма.
Сравнение вышеизложенного краткого обзора с обстоятельствами, обнаруживаемыми высочайше учрежденною следственною комиссиею, дает возможность с достоверностью [244] предположить, что отечество наше избрано в настоящее время почвою для преступной коммунистической пропаганды.
Те самые явления, которые замечались в иностранных государствах при начале развития коммунизма и которым не было в это время придаваемо действительного значения, открываются и при настоящем следствии с некоторыми изменениями, вызываемыми местными условиями России.
За границею первым рассадником начал коммунизма было сословие рабочих; наше сословие рабочих менее образовано и сравнительно более обеспечено в материальных потребностях жизни, а потому на него и нельзя было действовать непосредственно; надобно было избрать проводниками пропаганды лиц более, образованных, но вместе с тем нуждающихся в средствах и долженствующих существовать собственным трудом. Подобные люди нашлись в числе лиц, еще учащихся и оканчивающих свое образование, в числе таких, которые по каким-либо причинам не могли окончить свое образование и должны были оставить заведения, или, если и окончили курсы, но не имеют определенных для существования занятий, и, наконец, в числе тех, которые, хотя и имеют более или менее обеспеченные средства к жизни, но по складу ума и воображения способны увлекаться различными утопиями. Нельзя также не сознаться, что ложный стыд прослыть отсталыми людьми и удовлетворение мелкого тщеславия считаться людьми передовыми, легко могли увлечь слабые характеры на скользкий путь этого опасного учения, тем более, что первые приступы его всегда отличаются крайнею благонамеренностью.
Таким образом, устроенные у нас воскресные и бесплатные школы назначались для образования неимущего класса народа; артели и вспомогательные кассы студентов, отдельные библиотеки и общие читальни - для взаимного вспомоществования к окончанию курсов; общие артельные столы - для удешевления стоимости жизни; служительские клубы, - для доставления членам невинных развлечений; общие артели рабочих типографий, швейных или переплетных-для доставления возможности рабочим самим выручать за свой труд и правильно распределять наибольшее вознаграждение.
Не отвергая относительной пользы некоторых из этих учреждений, если бы они устроены были действительно для достижения тех целей, для коих предназначены, а не с другими скрытыми намерениями, и если бы они были учреждены с ведома правительства, которое и имело бы за ними надлежащий надзор, - нельзя, однако, не обратить внимания на указания заграничного опыта, что предводители партии коммунистов, посылая своих эмиссаров в какое-либо государство для пропаганды, поставляли им непременною обязанностью прежде всего заботиться об образовании подобных общеполезных кружков, артелей, собраний или клубов и затем уже, распространяя между членами с должною осторожностью учение коммунизма, - стараться соединить эти отдельные кружки и собрания в одно общее целое.
В нашем отечестве, хотя уже существует довольно много подобных кружков, но только некоторые из них уже проникнуты коммунистическими началами, и притом кружки эти составляют пока отдельные проявления, а не слились еще в одно общее целое, хотя, по всей вероятности, должны были к тому направляться. По составу этих кружков следует предполагать, что многие из участвующих в них, по легкомыслию или недостаточности развития, не понимают всего вреда принятого ими направления и немедленно и искренно откажутся от своих действий и планов, если им будут вразумительно разъяснены те опасные последствия, которые могут произойти от дальнейшего развития их предположений.
Вследствие сего, для предупреждения большего распространения обнаруженного в нашем отечестве зла, необходимо было бы принять нижеследующие меры:
1. Разъяснить надлежащим образом вред и опасность для общего строя государства, происходящие от принятия его подданными и распространения в среде их преступного учения коммунизма, и потому установить в законах строгие меры взыскания, однородные с мерами наказания за действия, клонящиеся к низвержению существующего правительства, за поступки, доказывающие принадлежность к последователям сего учения, или участие в приуготовительных мерах к распространению оного. [245]
2. Воспретить устройство без ведома и согласия правительства всяких ассоциаций, артелей или собраний, для каких бы целей они ни предполагались, а за направлением существующих учредить самый строгий секретный надзор, и
3. Установить тщательное и незаметное наблюдение за направлением, даваемым в школах, гимназиях, семинариях, университетах и прочих заведениях воспитателями, учителями и профессорами, за системою их преподавания и за духом, развиваемым в среде воспитанников и вольнослушателей.
Все эти меры, соединенные с постоянным наблюдением за пресечением путей, проводящих к нам из-за границы учение коммунизма, не могут не иметь значительного влияния на ослабление пропаганды этого гибельного учения.
Тайный советник барон Врангель.
Дело II отделения собств. е. и. в. канцелярии, 1866 г., № 111а, лл. 2 - 9.
КОММЕНТАРИЙ
К ВОПРОСУ О МЕРАХ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ИДЕЙ КОММУНИЗМА
Печатаемая ниже записка барона Врангеля была представлена им Александру II, который, ознакомившись с содержанием ее, в мае 1866 года, передал тогдашнему шефу жандармов, графу Шувалову, со своей резолюцией: «Меры эти признаю необходимыми» и с указанием направить записку во II отделение собственной е. и. в. канцелярии. Здесь записка Врангеля была переработана и дала основание и материал для пересмотра тех статей Уложения о Наказаниях, которые трактовали о «тайных обществах и запрещенных сходбищах» (IV раздел VI главы Улож.). Старый закон, как гласила объяснительная записка к проекту, имел в виду «преимущественно преследование тайных обществ, которые ныне распространяют часто свои действия посредством сообществ, прямо не запрещенных законом или даже и разрешенных правительством, но уклонившихся от своей цели,, или прикрывающих сею целью неблагонамеренные действия некоторых или многих из своих членов. Опыт последних лет и происшествия в соседних и других государствах Западной Европы обнаружили также необходимость принять меры против тех вредных и опасных учений, которые, по соглашению между собою нескольких лиц, распространяются различными способами с целью поколебания.всех оснований общественного благоустройства».[1]
Все указанные данные и должны были найти себе карательную санкцию в новом законе.
Вместе с тем, проект пошел и несколько дальше записки Врангеля. Живые еще воспоминания о выступлении тверского дворянства заставили также обратить внимание на опасные возможности и с этой стороны. «При начертании правил об охранении прав общественных и сословных учреждений, - читаем в той же записке, - не было в виду возможности нарушения ими пределов предоставленного им круга действий. От того возникли различные довольно важные недоразумения и в особенности ложное убеждение некоторых предводителей дворянства и других лиц, стоящих во главе или в первых рядах сословных учреждений, в том, что они будто бы обязаны вполне подчиняться всем постановлениям большинства и закреплять их своим согласием и подписью. Сие увлечение... требует немедленного принятия надлежащих мер».[2] На основании этих соображений проект предлагал также соответствующие изменения в III и IV главах IX раздела Улож. о Наказ.
В марте 1867 г. проект закона был принят Общим Собранием Государственного Совета, а затем утвержден Александром II. Следует добавить, однако, что редакция статей о тайных сообществах очень скоро оказалась неудовлетворительной, и уже в 1872 г. был поднят вопрос об их пересмотре, который и завершился законом 1874 г.
Н. Сидоров.
[1] Дело Госуд. Совета, Департ. Законов, № 3957 (архивн.), 1867 г., лл. 23 - 24.
[2] Там же, лл. 35 об. - 36 об.
Текст воспроизведен по изданию: Историко-революционный сборник. - Т. 3. - М.; Пг., 1926. С. 243 - 246.
Комментарии |
|