История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Г л а в а  п е р в а я

О Совете Министров

1. На Совет Министров возлагается направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления.

Примечание 1. Ревизионная деятельность Государственного контроля ни в каком отношении не подлежит компетенции Совета Министров.

Примечание 2.(по Прод. 1908 г.). Высочайше повелено: в соответствии с возложенной на Совет Министров задачей объединения деятельности отдельных частей государственного управления в отношении порядка направления финляндских дел, касающихся интересов империи, соблюдаются правила, при сем приложенные.

2. Совет Министров состоит из министров и главноуправляющих отдельными частями, принадлежащими к общему министерскому устройству. Главные начальники прочих ведомств участвуют в Совете лишь по предметам своего ведомства. Товарищи главных начальников ведомств участвуют в Совете Министров только в случае вступления в управление ведомством.

Примечание (по Прод. 1908 г.). Высочайше повелено: предоставить министрам и главноуправляющим отдельными частями замещать себя товарищами при рассмотрении в Совете Министров дел ведения бывшего Комитета министров.

3. Совет Министров состоит под председательством одного из министров по избранию государя императора или особого, призываемого к тому монаршим доверием лица.

4. В случае отсутствия председателя Совета Министров место его заступает один из членов Совета по высочайшему назначению.

5. В тех случаях, когда императорскому величеству благоугодно председательствовать в Совете Министров, председатель Совета участвует в нем на правах члена.

6. Председатель Совета Министров, хотя бы он и не заведовал отдельной частью государственного управления, может на тех же основаниях, как установлено для министров, участвовать по делам всех ведомств в Государственной думе и Государственном совете и заступать каждого из главных начальников ведомств.

7. К предметам ведомства Совета Министров, кроме указанных в статье 1 сего Учреждения, относятся также:

1) дела об утверждении уставов компаний, основываемых на акциях, когда требуется одно дозволение на учреждение компании и не требуется разрешения в законодательном порядке (ср. Учр. Гос. Думы, ст. 31, п. 6); [145]

2) дела о назначении пенсий и единовременных пособий, когда сие назначение превышает власть министров;

3) поднесение к высочайшему утверждению особого списка должностей по государственной гражданской или общественной службе, занятие которых освобождает от призыва из запаса в армию и действующие команды флота и от службы в государственном ополчении;

4) те постановления центрального сЪезда пароходчиков и судовладельцев, которые Министерство путей сообщения признает полезным сделать общеобязательными;

5) представления министров об оставлении без последствий ходатайств губернских земских собраний;

Примечание. Высочайше повелено, чтобы министры о всех оставляемых без последствий ходатайствах губернских земских собраний до уведомления о том собраний представляли Совету Министров с изъятием из такого порядка дел, касающихся поступления денег в казну или денежных из нее выдач, так как дела эти по особым условиям финансового управления должны оставаться в прямой от министра финансов зависимости и производиться соблюдающимся для них порядком.

6) установление порядка и срока представления, а равно и формы ежегодных всеподданнейших губернаторских отчетов (Общ. Учр. Губ., ст. 391, по Прод.);

7) отмена или изменение постановлений земских собраний, не соответствующих общим государственным пользам и нуждам или явно нарушающих интересы местного населения, в тех случаях, когда таковая отмена или изменение не вызывают возвышения земского обложения против определенного земским собранием размера;

8) отмена или изменение несоответствующих общим государственным пользам и нуждам или явно нарушающих интересы местного населения постановлений городских дум обеих столиц и городов губернских, областных либо входящих в состав градоначальств, а равно уездных и безуездных городов, поименованных в особом расписании (Гор. пол., ст. 88 и прим., по Прод.), в тех случаях, когда таковая отмена или изменение не вызывают возвышения городского обложения против определенного Думой размера;

9) предположения о разЪяснении и развитии устава Православного миссионерского общества;

10) дела об отчуждении собственных домов Государственного банка, служащих для помещения его учреждений;

11) представления главноуправляющего землеустройством и земледелием: а) о подчинении действию правил о сбережении лесов губерний или уездов или частей оных, изЪятых от действия Положения о сбережении лесов (Уст. лесн., ст. 710, прим. 1, по Прод.), вне зависимости от административного деления [146] означенных местностей; б) об изЪятии от действия Положения о сбережении лесов (Уст. лесн., изд. 1905 г., кн. V) частей губерний или уездов, подчиненных действию означенного Положения;

12) дела, указанные в статьях 87 и 116 Основных государственных законов изд. 1906 г. и в статье 17 Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов изд. 1906 г., а также дела, относящиеся к ведению Совета Министров на основании подлежащих учреждений, уставов и положений.

71 (по Прод. 1908 г.). Из числа текущих дел представляются в Совет Министров от министерств дела, разрешение коих превышает пределы власти, вверенной в особенности каждому министру, и требующие высочайшего разрешения.

8. В Совет поступают также записки финляндского, генерал-губернатора с его заключениями о делах, которые по тесным связям Великого княжества Финляндского с прочими частями империи, имея близкое отношение к обоим управлениям, требуют как с той, так и с другой стороны рассмотрения и соображения, когда генерал-губернатор признает сие нужным и когда по оным не требуется изменения действующих в Финляндии узаконений. Записки эти рассматриваются в Совете не иначе, как в личном присутствии финляндского генерал-губернатора и положения Совета по ним основываются о Финляндии на соображениях тех только законов и обстоятельств, кои в самих записках генерал-губернатора изложены. В них должны быть изложены во всей подробности местные законы и прочие сведения, относящиеся к предмету, по коему испрашивается разрешение, для обЪема оного во всей полноте. Высочайшие повеления, последовавшие по сим запискам, сообщаются финляндскому генерал-губернатору непосредственно для объявления их к исполнению по Финляндии установленным порядком.

9. Председатель Совета Министров по тем, подлежащим ведению Совета делам, кои требуют высочайшего разрешения, входит со всеподданнейшими докладами к императорскому величеству, а о прочих предметах повергает на высочайшее благовоззрение в случаях, заслуживающих монаршего внимания.

10. Председателю Совета Министров предоставляется обращаться к начальникам отдельных ведомств и частей управления о доставлении необходимых ему сведений и объяснений.

11. При обсуждении отдельных дел в Совете Министров могут быть приглашаемы по распоряжению председателя Совета с правом совещательного голоса или для представления объяснений лица, содействие коих разрешению дела может быть полезным.

12. Совет Министров не решает дел, подлежащих ведению Государственной думы и Государственного совета. [147]

13. Совет Министров приступает к рассмотрению подлежащих его ведению дел по предложениям председателя Совета или по сообщению того министра либо главноуправляющего отдельной частью, к ведомству коего дело относится.

14. Предположения главных начальников ведомств, равно как особых совещаний, комитетов и комиссий по предметам законодательства, а также иным, подлежащим ведению Государственной думы и Государственного совета, не могут быть вносимы в сии установления без предварительного рассмотрения в Совете Министров главных оснований этих предположений и существенных их частей.

15. Никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета Министров. Председателю Совета доставляются министрами и главноуправляющими отдельными частями безотлагательно сведения о всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях и вызванных ими мерах и распоряжениях. Таковые меры и распоряжения председатель Совета, если признает нужным, предлагает на обсуждение Совета.

16. Дела, относящиеся до ведомства императорского двора и уделов, государственной обороны и внешней политики, вносятся в Совет Министров, когда последует на то высочайшее повеление, или когда начальники подлежащих ведомств признают сие необходимым, или же когда упомянутые дела касаются других ведомств.

17. Предположения начальников ведомств, принадлежащих к общему министерскому устройству, о замещении главных должностей высшего и местного управления поступают на обсуждение Совета Министров. Правило сие не распространяется на должности по ведомству императорского двора и уделов и по управлению армией и флотом, а также на должности дипломатические.

18. Если по делам, рассмотренным в Совете Министров, не состоялось единогласного заключения, то на дальнейшее направление их председатель Совета испрашивает указаний императорского величества.

19. Главными начальниками ведомств сообщаются председателю Совета Министров предварительно все подлежащие представлению на высочайшее благоусмотрение всеподданнейшие доклады, имеющие общее значение или касающиеся других ведомств. Такие всеподданнейшие доклады вносятся на рассмотрение Совета его председателем или же по соглашению его с подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью докладываются сими последними непосредственно государю императору притом, в случае надобности, в присутствии председателя Совета Министров. [148]

Г л а в а  в т о р а я

О канцелярии Совета Министров

20. При Совете Министров состоит кацелярия, подчиненная председателю Совета.

21. Канцелярию Совета Министров под начальством управляющего делами Совета составляют: помощник управляющего делами Совета, начальники отделений, старшие и младшие помощники начальников отделений и другие чины по штату.

22. Помощник управляющего делами Совета Министров определяется и увольняется по представлению управляющего делами Совета указами за собственноручным высочайшим подписанием.

23. Отделения составляются из начальников отделений и старших помощников начальников отделений, определяемых и увольняемых высочайшим приказом по представлению управляющего делами Совета Министров, и младших помощников начальников отделений.

24. Экспедиция состоит из экспедитора и старших и младших его помощников.

25. Архив поручается архивариусу (он же и казначей), который имеет помощника.

26. В каждое из отделений в экспедицию и к архивариусу определяется нужное число письмоводителей и чиновников для письма.

27. Чиновники канцелярии Совета Министров, кроме помощника управляющего, начальников отделений и старших помощников их, а также экспедитора и старших помощников его, определяются в должности, перемещаются и увольняются от должности и в отпуск по определениям управляющего делами Совета.

28. Содержание помощника управляющего делами Совета Министров и прочих чиновников канцелярии Совета определяется штатами и особыми узаконениями.

29. Управляющему делами Совета, как начальнику канцелярии, подчиняются все чиновники, оную составляющие. Начальники отделений, экспедитор и архивариус состоят в непосредственной ему подчиненности; помощники начальников отделений, экспедитора и архивариуса, занимаясь под руководством начальников своих, подчиняются им в той же степени, в коей сами они подчинены управляющему делами; чиновники для письма состоят в подчиненности у лиц, при коих они находятся. [149]

Приложение

(по Прод. 1908 г.) к статье 1, прим. 2

Правила о порядке направления финляндских дел, касающихся интересов империи

1. На Совет Министров возлагается суждение о том, какие из возникающих по Великому княжеству Финляндскому дел затрагивают вместе с тем интересы империи и посему требуют ближайшего со стороны министерств и главных управлений соображения.

2. Соответственно сему одновременно с передачей министру статс-секретарю Финляндии дел, требующих всеподданнейшего доклада, финляндский генерал-губернатор препровождает второй экземпляр их со своим заключением и относящимися к делу документами к председателю Совета Министров для обсуждения в означенном Совете.

3. К числу дел, упомянутых в предыдущей (2) статье, относятся:

1) проекты законов для Великого княжества Финляндского, как сеймовых, так и административных;

2) проекты высочайших предложений финляндскому сейму;

3) всеподданнейшие петиции и представления сейма и

4) всеподданнейшие представления императорского финляндского сената, касающиеся: а) предметов управления, имеющих общее значение; б) испрошения высочайшего разрешения на составление проектов законов и предложений сейму и в) сеймовых петиций и представлений сейма.

Примечание. Высочайше поведено: в разЪяснение сей (3) статьи подтвердить, что все дела, касающиеся расходования средств статного фонда независимо от размера испрашиваемого ассигнования, подлежат сообщению на предварительное рассмотрение Совета Министров в порядке, сим приложением определенном.

4. На предварительный просмотр Совета Министров сообщаются также проекты всеподданнейших докладов, составляемых финляндским генерал-губернатором или министром статс-секретарем по их собственному почину и касающихся предметов, в статье 3 сего приложения указанных.

5. По получении означенных выше (ст. 3 и 4 сего прил.) проектов председатель Совета Министров в кратчайший по возможности срок уведомляет финляндского генерал-губернатора или министра статс-секретаря по принадлежности о заключении Совета по данному делу, и без такового заключения дело не может быть доложено государю императору. [150]

6. В тех случаях, когда Совет Министров не найдет возможным согласиться с предположенным подлежащими властями Великого княжества направлением или разрешением дела или когда министр статс-секретарь не согласится с заключением Совета Министров, финляндский генерал-губернатор и министр статс-секретарь представляют по сему делу всеподданнейший доклад не иначе как совместно с председателем Совета Министров или подлежащим имперским министром.

7. Финляндский генерал-губернатор и министр статс-секретарь о воспоследовавших (ст. 3 и 4 сего прил.) по их докладам высочайших повелениях немедленно сообщают председателю Совета Министров с препровождением списков с удостоившихся высочайшего утверждения законоположений и предложений, а также самих всеподданнейших докладов.


Текст воспроизведен по изданию: Государственный строй Российской империи накануне крушения. М., 1995. С. 145 - 151.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."