История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Присутствовавшие на съезде журналистов в марте 1905 года представители инородческой печати, обсудив общие вопросы политического положения отдельных народностей, пришли к заключению о необходимости подготовить почву для образования союза народностей, стремящихся к автономии и федерализму. Тогда же составилось временное Бюро, задачей которого было ознакомиться с отдельными областными национальными вопросами в России, войти в сношения с представителями народностей, не приславших делегатов на съезд журналистов, и организовать предварительный съезд для учреждения названного Союза.
Съезд заседал в С.-Петербурге 19, 20 и 21 ноября 1905 года при наличности 115 членов и имел 5 заседаний. На первых заседаниях были заслушаны доклады об исторических судьбах народностей, входящих в состав Российского государства, о мертвящем влиянии политической и административной централизации и обрусительной политике русского правительства. Докладчики обращали особенное внимание на историю национально-политических движений в XIX веке и на современное положение политических партий в среде каждой народности.
На следующих заседаниях как в ряде докладов, так и при обмене мнений выяснялся вопрос о теоретических основаниях национальной и территориальной автономии, причем в основу суждений всеми ораторами был положен принцип единства и целости Российского государства, а также гарантии прав меньшинства как в целом государстве, так и в автономных областях.
На последнем заседании Съезда была принята нижеследующая резолюция:
Собравшиеся в С.-Петербурге представители адербейджанцев (закавказских татар), армян, белорусов, грузин, евреев, киргизов, латышей, литовцев, поляков, татар, украинцев и эстов, выслушав доклады о положении перечисленных народностей, в связи с современным политическим состоянием России, пришли к следующим заключениям:
1) Освободительное движение, постепенно расчищающее почву для переустройства государства на демократических началах, есть общее дело всех народностей России.
2) Народности эти кровно заинтересованы в том, чтобы грядущий строй обеспечил всем, и каждой из них и всем вместе, свободу и полноту их духовного и материального развития.
3) Съезд признает несостоятельность и недопустимость централизации всего законодательства и управления в государстве столь обширном, [56] столь разнообразном и сложном в экономическом, религиозном и национальном отношениях, как Россия.
4) Съезд признает, что в децентрализации государственной власти и в организации народовластия на началах федеративного строя заинтересованы все народы России.
5) В интересах народностей, не сосредоточенных на одной определенной территории, а также в интересах национального меньшинства, в каждой из таких территорий должны быть установлены общегосударственной конституцией такие нормы, которые обеспечивали бы каждому такому меньшинству и всякой народности неприкосновенность ее национальных прав и интересов.
Одной из мер для достижения этой цели является, по мнению Съезда, система пропорционального представительства как в общегосударственном парламенте, так и в местных сеймах.
Для осуществления намеченных задач Съезд считает необходимым создание Союза народностей в целях взаимной поддержки в борьбе за национальные права.
Текст воспроизведен по изданию: Национальный вопрос в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX в.: Документы и материалы. - Томск, 1998. С. 56 - 57.
Комментарии |
|