История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Милостивой государь почтенной Николай Николаевич!
Простите, что на тры Ваши письма буду отвечать одним, я их получил в отряде, где хаос беспорядкаот[н]имал у меня истинное удовольствие вверять бумаге чувства к Вам моего сердца. Прежде всего позвольте Вам описать наш сброд Богородици, познакомить с храбрым воинством, начальствующими и несноснейшим Карелой (Боже споси впредь от дьявольского наваждения).
О солдатах нечего писать, они всегда и везде одинаковы. Но беспутная стая грузинских князей, последуемая подобнымы себе служителями, составляет у нас телохранителей
князя[1]. Количеством их человек 400-та. Восходящее Солнце застает всю челядь у палатки своего повелителя, который в награду почтен[н]ейшим за столом мечет хлеб при восклицании Га бичо[2] - и те ловят, щитая себя щастливими, удастоившись такой высокой милости. Про Петра Николаевичаи графа[3] [29] нечего писать, они здесь также[4] почтенны и любезни, как били прежде.
Теперь-то предстоит самое трудное; исчислить все капризы и странности Карели, ни хто не мог ему угодить, все, что рус[с]кое, в косих его глазах скверно и не имеет никакой цени. - Коротче сказать, он есть беспутнейшее инесноснейшее создание из всех питающихся теперь на щот ближнего или лезгин.
Мне надоело. И я просил князя отпустить меня в Карагачи, к тому ж я немного простудился и ето било предлогом. Теперь живу в своем курене и ожидаю вашего приезда, для Вас конь доброй готов, и мы начнем рыцарствовать, приезжайте, сделайте одолжение, скорее. Мне очень досадно ,что Вы о сю пору не получили ожидаемих мной денег, и имеющимися у меня 700 р., которие к Вам посилаю, прошу ими сколько-нибудь удовлетворить Петровича. Остальние же доставлю при малейшем приходе в мое казначейство. Сто же рублей, сделайте одолжение, употребите на оправу одного из лутших Вам угодно на стволе положить золотую насечку, припаять цель и возвишение возле хвостовика сребрание, чтобы лутше можно целить. Гайки и поддульник с чернью, но гладко, без царапанья, и, наконец, белую кость с сребраним прутом и гвоздем, прикрепляющим к ложе. Извините, почтенной Николай Николаевич, что безделицами Вас утруждаю, но Вы охотник к амуниции и знаете, что сделает ее прекрасной и исправной. - К кому же ближе, как не к Вам, прибегнуть мне в таком случае. Прощайте, почтеннейший.
Пребуду во всю мою жизнь Вам истинно преданный и готовый к услугам
Александр Якубович.
23 февраля, Карагач
N.B. Проклятой Курганов[5] в Нухе закупил все монети и мне не удалось ничего собрать.[1] Речь идет о князе А.Г. Чавчачвадзе.
[2] На, возьми (груз.).
[3] Петр Николаевич - П.Н. Ермолов; граф, скорее всего,Николай Александрович Самойлов (ок. 1800 - 1842), офицер лейб-гвардии Преображенского полка, Участник Персидского посольства 1817 г., затем адъютант А.П. Ермолова.
[4] Так в подлиннике.
[5] Курганов Иван Осипович - упоминается в «Записках».
Текст воспроизведен по изданию: Декабристы. Актуальные проблемы и новые подходы. М., 2008. С. 28 - 29.
Комментарии |
|