История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Афанасий Петрович Щапов (1830 - 1876) - профессор-историк казанской духовной академии и Казанского университета, революционный демократ, связанный с революционным кружком казанских студентов, по инициативе которых в Куртинской кладбищенской церкви г. Казани 16 апреля 1861 г. была устроена панихида по убитым крестьянам с. Бездны («Куртинская панихида»). На этой панихиде и произнес свою знаменитую речь А. П. Щапов. Речь Щапова имела большой общественный резонанс и позднее распространялась в списках. Щапов был арестован. После длительного следствия он был исключен из «духовного звания», отставлен от преподавания в Казанском университете и, сверх того, постановлением Св. Синода решено было его «подвергнуть вразумлению и увещанию в монастыре». Для «увещания» ему был назначен Бабаевский монастырь Костромской губернии. Однако под давлением протеста передовых петербургских кругов Александр II 19 февраля 1862 г. отменил решение Синода: Щапову было разрешено жить в Петербурге под надзором полиции. В 1864 г. за «связь с лондонскими пропагандистами» (А. И. Герценом и Н. П. Огаревым) Щапов был выслан из Петербурга в Сибирь навсегда. Умер в Иркутске. Речь А. П. Щапова здесь воспроизводится по документальному изданию: Крестьянское движение в России в 1857 - мае 1861 г. С. 464 - 365.
Други, за народ убитые!
Демократ Христос[1], доселе мифически боготворимый европейским человечеством, стра [даниям] которого вот люди будут поклоняться на предстоящей страст [ной] неделе, возвестил миру общинно-демократическую свободу во времена ига Римской империи рабства народов, - и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко кресту и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу.
В России за полтораста лет стали являться среди горько страдавших темных масс народных, среди вас, мужиков, свои христы - демократические конспираторы[2]. C половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них, как в своих искупителей, освободителей. Вот снова явился такой пророк, и вы, други, первые по его воззванию пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш [328] неспособен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали Народу: «Ныне отпущаеши раба твоего»[3]... Земля, которую вы возделывали, плодам которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет Народ к восстанию и к свободе. Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократич [еская] Конституция!
[1] А. П. Щапов был не одинок, называя Ииисуса Христа демократом. Так во время процесса над Камиллем Демуленом члены Революционного трибунала задали ему вопрос, касающийся его возраста, на который подсудимый ответил следующим образом: «Я в том возрасте, в каком умер санкюлот Иисус: мне 33 года» (Сноска - адм. сайта).
[2] В России за полтораста лет стали являться среди горько страдавших темных масс народных... свои христы - демократические конспираторы. - Здесь Щапов имеет в виду известных проповедников «раскола» XVII в. протопопа Аввакума и Никиту Пустосвята.
[3] Ныне отпущаеши раба твоего... - Согласно евангельскому сказанию (Еванг. от Луки, гл. 2), жителю Иерусалима Симеону было предсказано, что он не умрет, не увидев Христа. Однажды Симеон пришел в храм и там увидел Богородицу с младенцем Христом, взял его на руки и произнес эти слова.
Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 328 - 329.
Комментарии |
|