История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Воспроизводится по изданию: крестьянское движение в России в 1857 - мае 1861 г. С. 366 - 367. На рапорте Апраксина наложена резолюция Александра II: «Потребовать от Г. А. Бибикова (казанского губернатора. - сост.) донесение об участи в сем деле студентов Казан[ского] университета».
В прошлом месяце во время нахождения моего в с. Бездне для усмирения там крестьян, возмущенных Антоном Петровым, студенты университета и Духовной академии произвели демонстрацию. По улицам и на площадях они собирали народ, превратно толковали ему произошедшее в Спасском у. и потом толпой пошли на городское кладбище, где публично отслужили панихиду по павшим крестьянам, коих они называли невинно убиенными.
В городе ожидали, что зачинщики демонстрации подвергнуты будут суду, и из Синода в Духовную академию командирован следователь, между тем поступки таковых же виновников беспорядка, т. е. студентов университета, доселе оставлены без всякого последствия. В доказательство того, что студенты университета по участию своему в подстрекательствах в сношении с крестьянами, я повергаю в[ашему] в[еличеству] то обстоятельство, что двое из них отосланы были мною в Казань из Бездны, куда студенты мне объявили, что заехали будто бы из любопытства для свидания с Антоном Петровым. Легковерие народа не имеет границ: чем нелепее слух, тем сильнее действует он на мужика; новое Положение так мало ему понятно, а срочнообязанная зависимость его от помещика кажется ему столь тягостной, что за спокойствие трудно отвечать; от послушания до явного упорства и возмущения один шаг; необходимость же употреблять силу оружия для восстановления повиновения - крайность столь тяжкая, что для избежания оной не должно пренебрегать никакими мерами предосторожности, клонящимися к предупреждению зла. В губернии уже известно, что на городском кладбище студентами беспрепятственно отслужена панихида, из чего крестьяне выводят заключение, что павшие были точно невинные, а злонамеренными людьми пущен слух, что [329] Антон Петров был не преступник, а мученик, что над могилой его светится огонь, что ангел в белой одежде виден ночью и что он должен скоро воскреснуть. Смертная казнь Антона Петрова вселила страх в народе, но, к прискорбью, страх этот начинает уменьшаться вестью об отправлении панихиды в Казани. В настоящее время умы в народе до того взволнованы, что всякий безнаказанный поступок, нарушивший общественное спокойствие или дающий пищу к перетолкам, может повлечь за собой самые дурные последствия.
Генерал-майор гр. Апраксин.
Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). - М., 1994. С. 329 - 330.
Комментарии |
|