История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Подготовка работы общеземского съезда 6 - 9 ноября 1904 г. велась организационным бюро на протяжении двух месяцев. Д. И. Шаховской назвал ее «изумительной эпопеей». Правительство то разрешало, то запрещало созыв съезда, постоянно выдвигая новые условия и требуя изменения его места и времени, чем вызывало все большее недовольство земской оппозиции. Ввиду последовавшего 1 ноября официального запрета на проведение съезда, его заседания в Петербурге проходили полулегально, как «частные совещания» на квартирах его участников: И. А. Корсакова (6 и 9 ноября), А. Н. Брянчанинова (7-го) и В. Д. Набокова (8-го). Всего на них присутствовало 103 земских деятеля из 33 губерний, хотя в разные дни работы число собравшихся варьировалось.
Главной целью участников съезда явилось рассмотрение проекта оргбюро политической программы об изменении государственного устройства и о принятии конституции. Прения длились в течение трех дней и завершились утверждением общеполитической резолюции. Из других вопросов обсуждались: необходимость политической амнистии, оказание помощи военнослужащим на Дальнем Востоке, состояние народного образования, организационные вопросы.
Вскоре после окончания съезда были опубликованы его протоколы в книге «Частное совещание земских деятелей, происходившее 6, 7, 8 и 9 ноября 1904 года в С.-Петербурге» (М., 1905). Там же находятся воспоминания барона Р. Ю. Будберга о работе съезда.
В оригинале протоколов указаны фамилии лиц, присутствующих на каждом заседании съезда.
Частное совещание земских деятелей в заседаниях, происходивших 6, 7 и 8 ноября 1904 года в Петербурге, обсудив вопрос об общих условиях, необходимых для правильного течения и развития нашей общественной и государственной жизни, пришло к следующим заключениям:
1. Ненормальность существующего в нашей жизни порядка государственного управления, с особой силой проявившаяся с начала восьмидесятых годов, заключается в полной разобщенности [135] правительства с обществом и в отсутствии необходимого в государственной жизни взаимного между ними доверия.
2. Отношения правительства к обществу имели в своем основании опасения развития общественной самодеятельности и постоянное стремление к устранению общества от участия во внутреннем государственном управлении. Исходя из этих оснований, правительство стремилось к проведению административной централизации во всех отраслях местного управления и к опеке над всеми сторонами общественной жизни. Взаимодействие с обществом признавалось правительством исключительно в смысле приведения деятельности общественных учреждений в соответствие с видами правительства.
3. Бюрократический строй, разобщая власть с населением, создает почву для широкого проявления административного произвола и личного усмотрения. Такой порядок лишает общество необходимой всегда уверенности в охране законных прав всех и каждого и подрывает доверие его к правительству.
4. Правильное течение и развитие государственной и общественной жизни возможно лишь при условии живого и тесного общения и единения государственной власти с народом.
5. Для устранения возможности проявления административного произвола необходимо установление и последовательное проведение в жизнь принципа неприкосновенности личности и частного жилища. Никто без постановления независимой судебной власти не должен быть подвергаем взысканию и ограничиваем в своих правах. Для вышеуказанной цели необходимо, кроме того, установление такого порядка привлечения к гражданской и уголовной ответственности должностных лиц за нарушения закона, который обеспечил бы практическое осуществление начала законности и управления.
6. Для полного развития духовных сил народа, для всестороннего выяснения общественных нужд и для беспрепятственного выражения общественного мнения необходимо обеспечение свободы совести и вероисповедания, свободы слова и печати, а также свободы собраний и союзов.
7. Личные, гражданские и политические права всех граждан Российской империи должны быть равны.
8. Самодеятельность общества является главным условием правильного и успешного развития политической и экономической жизни страны. Так как значительное большинство населения России принадлежит к крестьянскому сословию, то следует прежде всего поставить это последнее в положение, благоприятствующее развитию в нем самодеятельности и энергии, а это достижимо только путем коренного изменения нынешнего неполноправного и приниженного состояния крестьянства. В этих целях необходимо: а) уравнять крестьян в личных правах с лицами других сословий, б) освободить от административной опеки сельское население во [136] всех проявлениях его личной и общественной жизни и в) оградить его правильной формой суда.
9. Земские и городские учреждения, в которых по преимуществу сосредоточивается местная общественная жизнь, должны быть поставлены в такие условия, при которых они могли бы с успехом выполнять обязанности, присущие правильно и широко поставленным органам местного самоуправления; для этого необходимо: а) чтобы земское представительство было организовано не на сословных началах и чтобы к участию в земском и городском самоуправлении были превлечены, по возможности, все наличные силы местного самоуправления; б) чтобы земские учреждения были приближены к населению путем создания мелких земских единиц на началах, обеспечивающих их деятельную самодеятельность; в) чтобы круг ведомства земских и городских учреждений простирался на всю область местных польз и нужд и г) чтобы названным учреждениям были представлены должные устойчивость и самодеятельность, при наличности которых только и возможно правильное развитие их деятельности и создание необходимого взаимодействия правительственных и общественных учреждений. Местное самоуправление должно быть распространено на все части Российской империи.
10. Мнение большинства[1].
Но для создания и сохранения всегда живого и тесного общения и единения государственной власти с обществом на основе вышеуказанных начал и для обеспечения правильного развития государственной и общественной жизни безусловно необходимо правильное участие народного представительства, как особого выборного учреждения, в осуществлении законодательной власти[2], в установлении государственной росписи доходов и расходов[3] и в контроле за законностью действий администрации[4].
Мнение меньшинства[5].
Но для создания и сохранения всегда живого и тесного общения и единения государственной власти с обществом на основе вышеуказанных начал и для обеспечения правильного развития государственной и общественной жизни безусловно необходимо правильное участие в законодательстве народного представительства, как особого выборного учреждения.
11. Ввиду важности и трудности внутреннего и внешнего состояния, переживаемого Россией, частное совещание выражает надежду, [137] что верховная власть призовет свободно избранных представителей народа, дабы при содействии их вынести наше отечество на новый путь государственного развития в духе установления начал права и взаимодействия государственной власти и народа.
Председатель совещания Д. Шипов.
Товарищ председателя Ив. Петрункевич.
Товарищ председателя кн. Г. Львов.
Секретарь Ф. Кокошкин.
Секретарь Л. Брюхатов.
[1] 71 голос. (Примеч. док.)
[2] Формула «в осуществлении законодательной власти» принята большинством 60 голосов против 38. (Примеч. док.)
[3] Формула «в установлении государственной росписи» принята большинством 91 голоса против 7. (Примеч. док.)
[4] Формула «в контроле за законностью действий администрации» принята большинством 95 голосов против 3. (Примеч. док.)
[5] 27 голосов. (Примеч. док.)
Текст воспроизведен по изданию: Либеральное движение в России. 1902 - 1905 гг. - М., 2001. С. 135 - 138.
Комментарии |
|