История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Сотни тысяч русских людей взяты на войну. И многие тысячи еще будут оторваны от своих семей и от труда, разорены и брошены на Дальний Восток для страданий и смерти. Много наших братьев погибнет от пуль и гранат, а еще больше умрет от разных болезней и сгинет вдали, в чужой стране. Кто вернется оттуда, часто застанет у себя на родине разоренные семьи или будет доживать свою жизнь безногим, безруким или безглазым калекой. Будут разорены также и многие из тех, кто и не пошел на войну - безработицей, поборами и налогами. Каждый день войны обходится в три миллиона рублей. Каждый выстрел из тяжелого орудия обходится в три с половиною тысячи рублей. За три месяца с начала войны на ее ведение уже затрачено около 270 миллионов рублей, т. е. по два рубля на каждую душу, а вся война будет стоить несчетных миллионов, и почти все эти деньги собраны или будут собраны ни с кого другого, как с простого народа.
Льется рекой кровь народная, тратиться богатство народное, а сам народ не знает, для чего, зачем? Он несет все эти жертвы зря! Они никому не нужны - ни царю, ни народу, ни отечеству. Причину войны не знает не только народ, но даже самые образованные люди считают эту войну бесполезной и пагубной. Да и сам царь, который много заявлял о своем миролюбии. Не желал этой войны, к ней совсем не готовился и сейчас не понимает, отчего она случилась.
Отчего же все-таки началась война? Отчего японский народ решился пойти войной на громадную Россию?
А оттого, что русский царь, по совету вельмож, великих князей и министров, без нужды и без цели захватил силою чужую, далекую от нас, китайскую страну, Маньчжурию, послал туда несколько полков русских солдат и грозил захватить еще полуостров Корею. Захват русского царя напугал японцев, которые живут там же, рядом, на небольших островах. [510]
Русский царь не знал и не думал о том, что захватив Маньчжурию, он вредит трудолюбивому японскому народу и что у японцев сильное войско и хороший флот. Русский царь при этом не знал ни военной силы, ни интересов японского народа, и японский народ на войне оказался сильнее и искуснее, чем думали и предполагали наши вельможи и министры.
Точно также царь никогда не знает о всех нуждах русского народа. Да и не может он знать их. Царь знает только знатных и сильных людей и управляет страной с помощью великих князей и министров. Этим большим господам - министрам и великим князьям - нет дела до горя рабочего народа. Иные из вельмож государственные дела ведут не по совести, а по корысти, для своего кармана и для почестей, а иные из вельмож - глупы. От этого и управляется Россия так, что везде сидят чиновники, друг друга в неправде покрывают, а министры их обеляют перед царем, народ же с каждым годом все больше и больше разоряется.
Об обидах и бедствиях народных может болеть душой только сам народ, а не чиновники, великие князья и министры. И знает нужды свои лучше всего сам народ. Царь же может знать о них только через выборных от народа представителей (доверенных), как это было изредка в старину, когда русские цари жили в Москве. Они тогда собирали к себе в Москву выборных представителей от всей русской земли на соборы и у них спрашивали о народной нужде, и как ей помочь, как облегчить подати и налоги, какие законы нужно создать и как оборонить землю от внешних врагов. Но одних советов мало. Нужно, чтобы у народа была власть. Если бы царь должен был теперь спрашивать согласия выборных представителей народа и с ним править страной, они бы не позволили ему занимать войском чужую и ненужную страну - Маньчжурию: народные представители сказали бы ему, что не следует идти в Маньчжурию, что не нужно новых земель завоевывать, соседние народы обижать и что нужно свою землю устроить, прибавить крестьянам земли, облегчить подати, а те миллионы денег, что теперь идут на Маньчжурию и на войну, посоветовали бы царю истратить на свой народ. Ведь на 3 миллиона в день, которые идут сейчас на войну, можно много добра для народа сделать. Да и во всех других делах, если [бы] царь не мог без народных представителей ничего решать, все бы пошло лучше и справедливее. Лучше устроилась бы русская земля и избавился бы народ от притеснения чиновников, от нищеты и от войн. Пока же царь будет управлять страной единолично, как у нас говорится, самодержавно, через великих князей, министров и чиновников, до тех пор и всеобщее оскудение, неправда и всякие притеснения народа не прекратятся.
Прежде было так во всех странах и землях, прежде все государи правили самодержавно через министров и чиновников, как русский царь правит теперь. И тогда во всех странах народ голодал, разорялся и страдал от произвола и лихоимства чиновников. [511] Теперь же во всех европейских странах: в соседних с нами Германии, в Австрии, Швеции, в азиатской Японии и других - государи правят народом не одни, а с выборными от всей земли представителями. Во всех этих странах государи или сами призвали народных представителей к упразднению, или же народ поднимал восстание и добивался, чтобы государи призвали его через представителей управлять делами государства, и после этого народ везде устраивал себе правые суды, уравнивал подати и облегчал налоги, уничтожал взяточничество, открывал для детей своих училища и быстро богател. В наше время во всех европейских государствах, также и в Японии, в столице, где живут государь, заседают постоянно выборные от всей земли народные представители в числе 400, 500 или 600 человек. Ни сам государь, ни его помощники ни одного важного решения принять не могут, а управляют делами все сообща - государь, министры и собрание народных представителей. Без решения собрания народных представителей там нельзя взять с народа никакого налога, хотя бы и на ведение войны, они обсуждают все новые законы, они устанавливают суды и управление, они следят за тем, чтобы из казны не раскрадывались народные деньги, у них на отчете состоят все чиновники и министры, они стараются об удовлетворении всякой народной нужды, они спрашивают ответа с министров за всякое беззаконие и злоупотребление всех властей и начальников. Во всех странах народные представители устроили так, что по закону все жители равны в правах и у крестьян те же права, что и у помещиков, установили для всех равные и справедливые суды и управление, и всякий начальник отвечает перед судом так же, как и крестьянин; там все люли могут жить, где хотят, повсеместно, без всяких паспортов, всякий там может свободно читать, печатать и распространять какие угодно сочинения и газеты; все люди могут там собираться на многочисленные собрания, обсуждать и заявлять свои желания и нужды государю и собранию представителей, всякий может там свободно верить и исповедовать ту веру, какую считает правильной; там никто не может быть понапрасну арестован или посажен в тюрьму без суда.
Такое правление страной государя вместе с народными представителями называется конституцией. И если бы и русский народ потребовал себе и добился от царя конституции, то и он избавился бы от оскудения и разорения и всяких притеснений точно так же, как избавились от него и другие народы. Народные представители быстро посчитали бы и удовлетворили все важные нужды народа. Они бы придумали так, откуда и за чей счет наделить крестьянам достаточно земли, как облегчить народу подати и заставить платить государственные налоги тех, кто побогаче. Когда будет в России конституция, то народ через своих представителей, наверное, отменит паспорта, заведет хорошие суды и управление, упразднит самовластных чиновников вроде земских начальников и в местных делах будет управляться своими свободно [512] выбранными людьми, заведет множество школ, так что всякий может получить высшее образование, освободиться от всякой тесноты, наказания розгами и заживет в довольстве. Словом, при конституции, т. е. при управлении страной царя вместе с собранием народных представителей, народ будет свободен и добьется настоящей, хорошей жизни.
И для русского народа теперь уже настало время потребовать от царя себе конституции и освободиться от притеснений. Довольно уже безропотно пролито на русской земле народной крови, пота и слез. Теперь народу приходиться еще беспрекословно проливать свою кровь в китайской Маньчжурии и лить новые слезы по ушедшим туда отцам и братьям. Эти жертвы ненужной и пагубной войны народ приносит безмолвно и покорно. Народ вправе потребовать смены теперешнего чиновничьего правительства и добиться новых порядков. Народу следует уничтожить единоличное самодержавное правление царя с подчиненными ему чиновниками и добыть себе конституцию.
Долой самодержавие!
Да здравствует конституция!
Текст воспроизведен по изданию: Либеральное движение в России. 1902 - 1905 гг. - М., 2001. С. 510 - 513.
Комментарии |
|