История России - История России до конца XVI в.

Dim lights

Александр Ярославич, выйдя из церкви, утер слезы. И стал он ободрять дружину свою словами: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем слова песнопевца Давида: «Эти - с оружием; эти - на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; эти повержены были и пали».


Во имя Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, ничтожный и многогрешный, и мало смыслящий, замыслил описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Поскольку слышал о нем от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и благородном, и славном житии его. Но как Приточник говорит: «В лукавую душу не войдет премудрость: на возвышенных местах находится она; посреди дорог стоит; у врат сильных пребывает».

Хоть и прост я умом, но молитвою святой госпожи Богородицы и помощью святого князя Александра начало положу.
Этот князь Александр родился по Божьей воле от отца милосердного и человеколюбивого, более того - и кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии. Как сказал Исайя пророк: «Так говорит Господь: «Князей я поставляю, священны ибо они, и я веду их». Воистину так: без Божьего повеления не было бы княжения его, но княжение князя Александра Ярославича Богом благословенно.

И ростом он был выше других людей, и голос его - как труба в народе, лицо же его - как лицо Иосифа[1], которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была - частью от силы Самсона[2]. И дал ему Бог премудрость Соломонову, храбрость же его - как царя римского Веспасиана[3], который пленил всю землю Иудейскую. Некогда исполчил он полки свои на приступ города Иоатапаты, и вышли горожане, и победили войско его, и остался Веспасиан один и погнал к юроду силу их, до врат городских, и посмеялся над дружиной своей и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Также и этот князь Александр - побеждал и был непобедим

И вот некто из западной страны пришел от тех, что называют [287] себя слугами Божьими, желая увидеть красоту возраста его, как в древности царица Савская приходила к Соломону царю, желая услышать премудрости его. Так и этот, именем Андреяш, повидав князя Александра Ярославича, возвратился к своим и сказал: «Прошел я многие страны и народы, но не видел такого ни во царях царя, ни во князьях князя».

И слышал это король части Римской из полуночной страны о таком мужестве князя Александра Ярославича и говорит: «Пойду, попленю землю Александрову». И собрав силу великую и наполнил корабли многие полками своими, и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным И пришел на реку Неву, шатаемый безумием, и послал послов, возгордившись, к князю Александру Ярославичу в Новгород Великий, и говорит: «Если можешь мне противиться, то я уже здесь, и попленю землю твою».

Князь же Александр Ярославич, услышав слова эти, распалился сердцем и вошел в церковь святой Софии[4] и упал на колено пред алтарем и начал молиться со слезами Богу: «Боже славный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, море и реки, и поставивший пределы народам, и повелевший им жить, не переступая в чужую часть земли». И выполнил псаломную песнь и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою. Суди, Господи, обидящих меня и побори борющихся со мной; возьми оружие и щит и стань на помощь мне». И окончив молитву, встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон[5] благословил его и отпустил. Александр Ярославич, выйдя из церкви, утер слезы. И стал он ободрять дружину свою словами: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем слова песнопевца Давида: «Эти - с оружием; эти - на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; эти повержены были и пали». И пошел на них с малой дружиной, не дожидаясь сбора многой силы своей, уповая на Святую Троицу.

Скорбно слышать, что отец его благородный Ярослав не знал о таком нашествии на сына своего милого, великого князя Александра Ярославича; не было ему времени послать весть к отцу в город Киев; уже приблизились враги, и многие новгородцы не успели собраться, поскольку поспешил великий князь выступить. [288]

И пришел на врагов в день воскресения, на память шестисот тридцати святых отцов бывшего в Хаськидане собора, и на память святых Кирика и Улиты и святого князя Владимира, крестившею землю Русскую, имея веру великую, в помощь святых мучеников Бориса и Глеба.

Был некий муж, старейшина земли Ижорской[6], именем . Пелгуй. Поручен же был ему утренний морской дозор. Восприял же он святое крещение и жил среди рода своего, остававшегося в язычестве; наречено было имя ему во святом крещении Филипп. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу пребывая в посте. И сподобил его Бог увидеть видение дивное. Расскажем силу его вкратце.
Увидел он силу вражескую, идущую против князя Александра Ярославича, и решил рассказать ему о силе варяжской и станах их. Стерег он оба пути, пребывая всю ночь во бдении, и когда солнце стало восходить, услышал шум страшный на море и увидел судно одинокое плывущее по морю, а посреди судна - Бориса и Глеба, стоящих в одеждах червленых и держащих руки на плечах друг друга. А гребцы сидели, будто мглой одеты. И оказал. Борис Глебу: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу».

Увидев такое видение и услышав речь такую святого мученика, стоял Пелгуй в трепете. И скрылось судно от глаз его.
И пришел вскорости князь Александр Ярославич. Пелгуй же глянул на него радостными очами и поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Об этом не рассказывай низкому».

И решился напасть на них в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами[7], и побил бесчисленное множество их и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем.

Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, мужество демонстрируя с ним великое. Один - именем Гаврило Алексич. Этот напал на судно, увидев, что королевича тащили под руки, въехал по доске, по которой поднимались, до самого корабля, и разбежались перед ним, затем вернулись и сбросили его с доски с конем в море. Он же с Божьею помощью оттуда выбрался невредим и снова [289] напал на них и бился крепко с самим воеводой среди полка их.

Другой же - новгородец именем Збыслав Якунович; этот многократно нападал на врагов, сражаясь одним топорком, не имея страха в сердце своем, и многие пали от топорка его; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости.

Третий - Яков, родом полочанин, ловчим был он у князя. Этот напал на полк с мечом и мужество проявлял, и похвалил его князь.
Четвертый же - новгородец, именем Миша. Этот пеший, с дружиной своей потопил три корабля римлян.

Пятый - из младшей дружины князя, именем Савва Этот наехал на большой шатер королевский златоверхий и подрубил столп шатерный. Полки же великого князя Александра Ярославича, видев падение шатра, возрадовались падению его.

Шестой же - из слуг князя, именем Ратмир. Этот сражался без коня и обступили его враги многочисленные, и от множества ран упал он и скончался. Обо всем этом я слышал от господина своего князя Александра Ярославича и от других, кто в то время участвовал в той же сече.

Было же в то время чудо дивное, подобное тому, как в древние времена при Езекии царе, когда пришел Сенахирим, ассирийский царь, на Иерусалим, желая пленить святой город Иерусалим, и внезапно сошел с неба ангел Господен и избил сто восемьдесят пять тысяч войска ассирийского. И когда поднялись утром, то обнаружили их трупы мертвые. Так же было и после победы князя Александра Ярославича, когда победил он короля; на противоположной стороне реки Ижоры, где не проходили полки Александровы, обнаружили многое множество избитых архангелом Божьим А оставшиеся побежали, и трупы мертвецов своих побросали с кораблей и потопили в море. Князь же Александр Ярославич возвратился с победою, хваля Бога и славя своего Творца, Отца и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра Ярославича пришли опять из западной страны и возвели город в отечестве Александра. Великий лее князь Александр Ярославич выступил на них вскоре и срыл город до основания, а самих избил: одних: с собою привел, а других помиловал и отпустил - ибо был он милостив свыше меры. [290]

После победы Александра, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время пошел он на землю немецкую с силой великой, дабы не похвалялись они, говоря: «Покорим славянский народ себе». Уже ведь взяли они город Псков и тиунов своих посадили. Тиунов тех князь великий Александр Ярославич схватил и город Псков освободил от пленения, а землю их повоевал, и пожег, и пленных взял без числа, а иных порубил А другие города немецкие объединились и решили: «Пойдем и победим князя Александра Ярославича и возьмем его руками».

Когда же приблизились враги, узнали об этом стражи великого князя Александра Ярославича. Князь Александр собрал полки и пошел навстречу врагам, и пришли они на Чудское озеро, и было с обеих сторон множество воинов. Отец же его Ярослав послал к нему на помощь брата его младшего - князя Андрея с многой дружиной. Так же и у князя Александра было множество храбрых мужей, как в древности у царя Давида было крепких и сильных воинов.

И мужи Александровы исполнились духа ратного: были сердца их, как у львов, и сказали они: «О княже, наш славный, дорогой! Ныне настало время нам сложить свои головы за тебя!» Князь же Александр Ярославич, воздев руки к небу, молвил: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою; от народа велеречивого избавь меня; помоги мне, Господи, как помог Ты в древности Моисею победить Амалика, и прадеду моему Ярославу - окаянного Святополка».

Был тогда день субботний. Когда взошло солнце, сошлись оба войска[8]. И была сеча злая, и треск ломающихся копий, и звон мечей секущихся. И будто озеро замерзшее двинулось: не было видно льда, и покрылось кровью.

Слышал, я это от очевидца, рассказывающего: «Видели мы войско Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру Ярославичу». И победили с помощью Божьею, и показали враги спины свои в бегстве, и секли и гнали их воины Александровы, словно мчались по воздуху: и не было тем куда бежать. Здесь же Бог прославил великого князя Александра Ярославича перед всеми полками, как Иисуса Навина в Иерихоне. А того, кто сказал: «Возьмем руками великого князя Александра Ярославича», - предал Бог в руки его. И не нашлось никого, кто бы мог противостоять ему в битве. [291]

И возвратился князь Александр Ярославич после победы со славой великой. Было многое множество пленных в полку его: вели подле коней тех, кто назывался «рыцарями». Когда подошел князь Александр Ярославич к городу Пскову, встретили его с крестами игумены и священники в ризах, и народ многочисленный перед городом, воздавая хвалу Богу, исполняя песнь и славу государю, великому князю Александру Ярославичу: «Помоги ты, Господи, кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему Александру оружием крестным освободить город Псков от иноязычных рукою Александровою».

О неразумные псковичи! Если забудете об этом до правну-чат Александровых, то уподобитесь тем иудеям, которые питались в пустыне манною и перепелами печеными, и все то позабыли, как и Бога своего, выведшего их из неволи египетской.

И стало прославляться имя великого князя Александра Ярославича по всем странам: и до моря Египетского, и до гор Араратских, и по обе стороны моря Варяжского, и до Рима.

В то время умножился народ литовский, и начал пакостить в волостях Александровых Он же, выезжая, стал избивать их. Однажды случилось ему выехать и побить семь полков ратных, и множество князей и воевод избил их, а других руками в плен брали. Некоторых же, его ругающих, привязывали к хвостам коней своих И стали с тех пор бояться имени его.

В то время был некий царь сильный в Восточной стране, и покорил ему Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, прослышав про князя Александра Ярославича, храброго и славного, послал к нему послов, говоря: «Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Ты один не хочешь покориться силе моей, но если хочешь сохранить землю свою, то немедля приди ко мне и увидишь славу царства моего». Князь же Александр Ярославич, по смерти отца своего, пришел во Владимир с силой великой, и был грозен приезд его. Прошла весть об этом до устья Волги, и стали жены моавитские пугать детей своих, говоря: «Идет князь Александр Ярославич!»

Задумал же великий князь Александр Ярославич поехать к царю, и благословил его Кирилл епископ. И, увидев его, царь [292] Батый подивился и говорит вельможам своим* «Истину мне говорили, нет подобного ему князя в отечестве его». И отпустил его с великою честью.

Потом царь Батый разгневался на брата его меньшего, на князя Андрея, и послал, на него воеводу своего Невруя[9], и повоевал тот землю Суздальскую. После нашествия Невруева князь великий Александр Ярославич вновь церкви воздвигнул и город Суздаль отстроил и людей разбежавшихся собрал в дома их.

О таких Исайя пророк говорит: «Князь хорош в государстве - тих, приветлив, кроток, смирен и тем Богу подобен», не избирает богатства, не проливает кровь праведную, сирот и вдовиц по правде судит, милостив, добр к домочадцам своим, и иноземцам приходящим, сирот кормилец, богомолец. Таких Бог наделяет при жизни милостями, ибо Бог мира не ангелов любит, но людей, которых щедро награждает, учит и являет в мире милость свою.

Наполнил Бог землю его богатством и славою и продлил Бог лета его.

Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима, говоря к князю Александру Ярославичу: «Папа наш сказал: «Слышал я, что ты князь достойный и дивный, и земля твоя славна и велика. Того ради послал к тебе от двенадцати кардиналов двух умнейших - Галда и Гемонта, чтобы послушал ты учение их о законе Божьем!» Великий же князь Александр Ярославич подумал с мудрецами своими и написал ему, говоря: «От Адама до потопа, от потопа и до разделения народов, от размежевания народов и до начала Авраама, от Авраама и до прохода Израиля через Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона до Августа царя[10] и до Христова Рождества, и до распятия и Воскресения Господня, от Воскресения его и до Вознесения на небеса, от Вознесения на небеса и до царствования Константина[11], от начала царствования Константина до первого собора, от первою собора и до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

Великому князю Александру Ярославичу умножились дни жизни его, ибо любил он иереев и монахов, митрополита же и епископов чтил, как самого Творца. [293]

Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли христиан и заставляли ходить с собой в походы. Великий же князь Александр Ярославич пошел к царю, дабы отмолить людей от беды, а брата своего меньшего Ярослава и сына своего Дмитрия послал с новгородцами на Западные страны и все полки свои с ними отпустил Пошелже Ярослав с племянником своим и силой великой и пленил город Юрьев немецкий и возвратился восвояси с множеством пленников и с великою честью.

Великий же князь Александр Ярославич, возвращаясь от иноплеменников, остановился в Нижнем Новгороде и, пробыв тут немного дней в здравии, дошел до Новгорода и разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвется сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!

Великий князь Александр Ярославич, ревнуя Господу Богу своему крепко, оставил земное царство и, желая небесного царства, принял ангельский образ монашеского жития, и сподобил его Бог высший чин воспринять - схиму. И так Господу дух свой предав с миром, скончался месяца ноября в 14 день на память святого апостола Филиппа.

Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской». Игумены же и священники, и дьяконы, черноризцы, богатые и нищие, и весь народ многочисленный громко воскричали: «Уже погибаем!»

Святое же тело его понесли во Владимир[12], Митрополит вместе с чином церковным, князья и бояре, и весь народ от мала до велика, встретили тело его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди от большого множества теснились, желая приступить к честному одру с телом его. Был плач сильно великий, и крик многочисленный, каких еще никогда не было, - разве только, если бы земля содрогнулась.

Случилось же тогда чудо дивное, памяти достойное. По окончании святой службы над честным телом его, подошли Кирилл митрополит и Севастьян иконом и хотели разжать руку ему, чтобы вложить грамоту духовную. Он же сам, как живой, протянул руку и принял грамоту из руки митрополита. [294] И нашел страх и ужас великий на всех. И положено было честное тело его в церкви Рождества святой Богородицы, месяца ноября в 23 день, на память святого Амфилохия епископа, с псалмами и песнопением, славя Отца и Сына и Святого Духа, Святую Троицу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


ПРИМЕЧАНИЯ

«Повесть о житии Александра Невского» была написана во Владимиро-Суздальской Руси вскоре после кончины князя в 1263 году, поскольку уже в следующем году ею воспользовался автор «Жизнеописания Даниила Галицкого».

По жанру это произведение относится к княжеским жизнеописаниям, но ему присущи и черты воинской повести.

В агиографическом памятнике прославляются героические подвиги новгородского, а затем и Великого князя Владимирского Александра Ярославича (1220-1263), защитника русских земель от шведских и немецких рыцарей. За победу над шведами в 1240 г. на р.Неве молодой князь и получил почетное прозвище Невский.

Позднее Александр Невский был канонизирован. Его память русской церковью отмечается дважды в году - 5 июня и 6 декабря.

«Повесть о житии Александра Невского» переведена по тексту, опубликованному в «Хрестоматии по древней русской литературе. Сост. Н.К. Гудзий». Изд. 8-е. М., 1973. С. 157- 163.

Перевод А.Н. Ужанкова, примечания Н.И. Прокофьева.


[1] Иосиф Прекрасный — библейский персонаж, отличался красотой и умом, обладал способностью предсказывать бедствия и находил, пути избавления от них.

[2] Самсон — библейский герой, обладал большой силой.

[3] Веспасиан — римский император Веспасиан Тит Флавий (9 — 79), покорил Иудею.

[4] Церковь святой Софии — главный собор древнего Новгорода, построенный в XI в.

[5] Архиепископ Спиридон — новгородский архиепископ Спи-ридон (1229-1249).

[6] Земля Ижорская — земля, расположенная по левому притоку Невы реке Ижоре; ижорские корелы, жители этих мест, подчинялись Новгороду.

[7] И была сеча великая... — Невская битва произошла 15 июля 1240 г., недалеко от впадения реки Ижоры в Неву. Александру было тогда 20 лет. В этой битве шведы были наголову разгромлены, войска Александра Невского понесли минимальные потери. Поэтому во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, которым награждали младших офицеров за личную храбрость и тактическое мастерство, когда победа одерживается при малых потерях.

[8] Сошлись оба войска. — Битва на Чудском озере, или Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1242 г.

[9] Невруй — военачальник крупного карательного отряда Это нашествие произошло в 1252 г.

[10] Август — римский император Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.).

[11] Константин — римский император Константин Гай Флавий Валерий (285 - 337), при нем христианство было принято в качестве государственной религии.

[12] Тело его понесли во Владимир — Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре города Владимира, его прах в начале XVIII в. Петр I перенес в Александро-Невскую лавру в Петербурге.


Текст воспроизведен по изданию: Гладкова О.А. (сост.) - Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра // Слово о древней Руси. - М., 2000. С. 287 - 295.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."