Брат Амвросий, доставив мне твои подарки, принес вместе с тем и приятней­шее письмо, которое заключало в себе удостоверение [154] твоей искони испытанной верности и подтверждение старой дружбы. Это истинная приязнь, скрепленная союзом Христовым, основывающаяся не на хозяйственной пользе, не на телесном только соприсутствии, не на хит­ром и вкрадчивом ласкательстве, но на страхе Божием и на ревности к изучению Божествен­ного Писания. В древних историях читаем, что некоторые обходили области, путешествовали к незнаемым народам, переплывали реки для того, чтобы лично повидаться с теми, о ком уз­нали из книг. Так Пифагор посетил мемфисских жрецов; так Платон с величайшими затрудне­ниями странствовал в Египет, и к тарентинцу Архиту, и в ту часть Италии, которая некогда называлась великой Грецией. Великий афинс­кий наставник, учением которого оглашались академические гимназии, становится странни­ком и учеником, желая лучше скромно выслу­шивать чужое учение, чем с наглой самоуверен­ностью проповедовать свое. Наконец, гоняясь за знаниями, как бы рассыпанными по всему земному шару, Платон был захвачен в плен пи­ратами и продан в подданство жесточайшему тирану (Дионисию Сицилийскому), был пленником, узником и рабом, но как философ не знал себе соперника. Мы читаем, что к Титу Ливию, испускавшему млечный источник красноречия, приходили некоторые вельможи с краев Испа­нии (из Гадеса) и из пределов Галлии; людей, не любопытствовавших видеть Рим, привлекла слава одного человека. Было тогда неслыханное во все века и достославное чудо: люди, пришед­шие в такой город, искали чего-то иного, кроме [155] города. Аполлоний (был ли он маг, как говорит народная молва, или философ, как сообща­ют пифагорейцы) был у персов, прошел через Кавказ и владения албанцев, скифов, массагетов, пробрался сквозь богатейшее царство Ин­дийское и в заключение, переправившись через широчайшую реку Физон (Инд), достиг владе­ний браминов, чтобы послушать Гиарка, сидя­щего на золотом троне, пьющего от источника Тантальского и среди немногих учеников излагающего учение о силах природы и движении планет. А отсюда через страны эламитов, вави­лонян, халдеев, мидян, ассириян, парфов, си­рийцев, финикийцев, арабов и палестинцев, воз­вратившись в Александрию, Аполлоний пошел далее в Эфиопию, чтобы видеть гимнософистов и пресловутый престол солнца на песке. Упоминаемый нами путешественник всюду находил предметы для изучения и, постоянно путешест­вуя, постоянно усовершенствовался. Филострат написал о нем целых восемь томов.

Но зачем говорить о людях века сего? Апостол Павел, сосуд избранный и учитель языков, сознававший в себе присутствие Вели­кого Посетителя, о чем говорит так: Вы ище­те доказательства на то, Христос ли гово­рит во мне (2 Кор. 13, 3), - тот самый Павел, обойдя Дамаск и Аравию, пришел в Иеруса­лим, чтобы увидеть апостола Петра, и про­был у него 15 дней. В продолжение этой та­инственной седмицы и осмерицы дней будущий учитель языков должен был получить пропо­ведническое образование. Спустя четырнад­цать лет апостол Павел, взяв с собой Варна­ву и Тита, снова дал отчет апостолам в своем [156] благовествовании, да не вотще течет или про­тек. Живой голос имеет в себе какую-то скрытую энергию и сильнее звучит, передаваясь из уст наставника непосредственно в уши ученика. Когда в Родосе читали речь Демосфена против Эсхина и все удивлялись и хвалили, то сам Эсхин, бывший тогда уже родосским изгнанни­ком, со вздохом сказал: «А что было бы, если бы вы послушали самого зверя, произносящего собственные свои слова?»

Все вышеизложенное сказано мной не потому, чтобы я сам мог и был способен научить тебя чему-нибудь, но потому, что твое прилежа­ние и усердие к учению, помимо всякого отно­шения ко мне, само по себе достойно одобрения. Способность к учению заслуживает похвалу не­зависимо от достоинства учителя. Мы обраща­ем внимание не на то, что ты приобрел, а на то, чего ты ищешь. Мягкий воск пригоден для леп­ной работы, и хотя бы до него не касались руки художника и ваятеля, он все-таки в потенциале содержит в себе все то, что из него может быть создано. Апостол Павел, по его собственному свидетельству, у ног Гамалиила изучил закон Моисея и пророков, так что, вооружившись эти­ми духовными стрелами, он мог с уверенностью говорить следующее: Оружия воинствования на­шего не плотские, но сильные Богом на разру­шение твердынь: [ими] ниспровергаем замыс­лы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание (2 Кор. 10, 4-6). В Послании к Ти­мофею, с младенчества изучившему Священные Писания, апостол увещевал его прилежно [157] читать их, да не вознерадит о той благодати, которая дана ему через священное рукополо­жение. В Послании к Титу, кратко изобразив епископские добродетели, апостол, между про­чим, упоминает и о знании Писания, говоря, что епископу нужно быть держащимся истин­ного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 9). Святая необразованность полезна только для себя и насколько созидает Церковь добродетельной жизнью, на­столько же вредит Церкви, если не противится разрушающим ее. Аггей был пророком, и еще через него Господь говорил: Спроси священни­ков о законе (Агг. 2, 11).

Итак, в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о за­коне. И во Второзаконии мы читаем: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7). Также и в 118-м псалме: Пета бяху мне оправдания твоя, на месте пришельствия моего (Пс. 118, 54). Также в описании праведного мужа, которо­го Давид сравнивает с райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается сле­дующая: В законе Господни воля Его, и в зако­не Его поучится день и нощь (Пс. 1, 2). Даниил в заключение священнейшего видения говорит, что праведники сияют, как звезды, а понимаю­щие, то есть ученые, как небо. Видишь ли, какое различие между праведной необразованностью и ученой праведностью? Одни сравнивают­ся со звездами, а другие с небом. Впрочем, по еврейскому подлиннику и то и другое изрече­ние [158] может быть отнесено к ученым, потому что в еврейском тексте читаем так: и смыслящии просветятся, как светлость тверди, и науча­ющие других праведности, как звезды в веч­ные веки (Дан. 12, 3). Почему Павел апостол на­зывается сосудом избранным? Без сомнения, потому что он служит хранилищем закона и Священного Писания. Фарисеи поражены уче­ностью Господа и удивляются, каким образом апостолы Петр и Иоанн знают закон, не учив­шись. Ибо что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым и они были - согласно со словами Священно­го Писания - φεοδιδακτοι (наученные Богом). Двенадцать лет было Спасителю, когда Он, во храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их Своими мудрыми вопросами.

Но можем ли мы назвать необразован­ным Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: Хотя я и невежда в слове, но не в познании (2 Кор. 11, 6)? Иоанн - необ­разованный, рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: В нача­ле было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1)? Греческое слово Аоухх; имеет многие значения: оно значит и слово, и разум, и вычисление, и причину какой-либо вещи, че­рез посредство которой что-либо происходит. Все это мы поистине видим во Христе. Этого не знал ученый Платон, этого не разумел крас­норечивый Демосфен. Ибо написано: погуб­лю мудрость мудрецов, и разум разумных от­вергну (1 Кор. 1, 19). Истинная мудрость погубит ложную мудрость. И хотя в учении о Кресте [159] есть буйство проповеди, однако апостол Павел говорит: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к сла­ве нашей (1 Кор. 2, 6-7). А премудрость Божия есть Христос. Христос - Божия сила и Бо­жия премудрость (1 Кор. 1, 24). Эта премудрость была сокрыта в тайне, почему и надписание 9-го псалма гласит о тайнах Сына, в котором все сокровища мудрости и разума сокровенны и Который Сам был сокровен в тайне, предуставлен прежде век. Он же был предзнаменован и предызображен законом и пророками. Посе­му и пророки называются видящими, ибо они видели Того, Кого другие не видали. Авраам видел день Его и возрадовался (см.: Ин. 8, 56). От­верзаются для Иезекииля небеса, заключенные для грешного народа. Открый они мои, гово­рит Давид, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Ибо закон духовен, и нужно откро­вение, чтобы мы могли уразуметь его и откры­тым лицом созерцать славу Божию.

В Апокалипсисе показывается запеча­танная семью печатями книга (Отк. 5, 1); и ес­ли ты дашь ее кому-нибудь из людей, знаю­щих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что эта книга запечатленна». Как много людей в настоящее время вообра­жают себя знающими письмена и, однако, дер­жат запечатленную книгу и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Да­видов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит [160] (Откр. 3, 7)! В Деяниях апостольских святой ев­нух или муж (ибо и тем и другим именем на­зывается он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? - сказал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8, 30-31). Я - скажу, кстати, о себе - не святее и не при­лежнее этого евнуха, потому что он, оставив царский двор, от Эфиопии, то есть от послед­них пределов мира, пришел во храм и, так как любил закон и Божественное знание, что даже в повозке читал Священное Писание, однако, держа книгу, размышляя о словах Господних, произнося их языком и устами, все-таки не по­нимал Того, Кого, помимо собственного созна­ния, чтил в книге. Пришел Филипп и показал ему Иисуса, Который скрывался, заключенный в книге. О удивительная сила учителя! В тот же час верует евнух, крестится, становится святым и верным, из ученика превращается в учителя и в уединенном источнике церкви более находит для себя, чем в позлащенном храме синагоги.

Я коротко написал об этом (ибо тесные пределы письма не позволяют более распространяться), чтобы ты уразумел, что в рассужде­нии о Священном Писании нельзя идти без предшественника и путеводителя. Умалчиваю о грамматиках, риторах, философах, геомет­рах, диалектиках, музыкантах, астрономах, астрологах и медиках, знания которых весьма полезны для смертных и разделяются на три части: на догмат, метод и практику. Обраща­юсь к менее значительным искусствам, кото­рые производятся не столько умом, сколько ру­кой. Земледельцы, каменщики, ремесленники, [161] пильщики, дровосеки, шерстобои, валяльщики сукон и прочие рабочие домашней рухляди и различных дешевых вещиц не могут обойтись без учителя.

«Медицинское искусство обещают ме­дики, ремесленники рассуждают о фабричных делах» (Гораций). Только знание Писаний усвояют себе все повсюду.

«Все мы, и ученые, и неученые, пишем поэмы» (Гораций). И болтливая старуха, и сумасбродный старик, и многоречивый софист - одним словом, все предвосхищают себе знание Писаний, терзают их и учат других прежде, чем бы самим научиться. Одни, приняв важный вид и гремя отборными словами, среди женщин любомудрствуют о Священном Писании. Дру­гие, о стыд! Узнают от женщин то, что переда­ют мужчинам; мало того, благодаря легкости языка и своей смелости учат других тому, чего сами не понимают. Умалчиваю о подобных мне, которые после изучения светской литературы, обращаясь к Священному Писанию и искусств венной речью пленяя слух народа, все, что ни говорят, считают законом Божиим и не спо­добляются знать мысли пророков и апостолов, но к своим собственным мыслям приискивают несоответственные тексты, как будто бы это было хорошее дело, а не самый порочный род учения искажать мысли Писания и подчинять его своему произволу, несмотря на явные про­тиворечия. Как будто мы не читали стостиший Вергилиевых и Гомеровых и не можем (следуя произвольным толкованиям) назвать христиа­нином даже неверующего во Христа Марона, который писал: [16]

Уже возвращается и девица,
возвращаются времена

«Сатурнова царства»,
Уже новое поколение
спускается с высоты неба.

Вергилий

Или объяснить в смысле слов Отца к Сы­ну следующий стих: «О Ты, Мое рождение, мои силы, Мое единственное великое могущество!» Или сопоставить словам Спасителя на Кресте следующий стих: «Столько он вытерпел в па­мяти и оставался тверд»!

Свойственны детям и шарлатанам подобные попытки учить тому, чего не знаешь, и даже, подчиняясь своим личным прихотям и вкусам, не знать о собственном незнании.

Всего яснее написана книга Бытия, в которой говорится о природе мира, происхожде­нии человеческого рода, о разделении земли, о смешении языков и о переселении еврейского племени в Египет. Далее помещена книга Исход с десятью казнями, с десятословием, с таинственными и Божественными заповедями. Затем следует Левит, в которой каждое жертвоприношение, каждый почти слог - и одежды Аароновы, и весь чин Левитов дышат небесными таинствами. А книга Числа не заключает ли в себе тайны всей арифметики, и пророчества Валаамова, и сорока двух станов в пустыне? А Второзаконие - второй закон и предызображение евангельского закона - не содержит ли в себе то, что уже писано прежде, однако так, что из старого все становится новым? Они суть Пятикнижие, те пять слов, которые апостол [163] хотел произносить в церкви (см.: 1 Кор. 14, 19). Иов, образец терпения, каких таинств не объемлет в своей речи? Он начинает прозой, продолжает стихом, оканчивает простой речью; выполняет все законы диалектики во вступле­нии, предложении, подтверждении и заключе­нии. Каждое слово в его речи многозначитель­но. Упомяну об одном: о воскресении тел Иов пророчествует так ясно и вместе с тем сдер­жанно, как никто другой. А я знаю, говорит Иов, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Эта на­дежда скрыта в моем недре (Иов. 19, 25, 26). Пе­рехожу к Иисусу Навину, который был прооб­разом Господа не только делами, но и именем; он перешел Иордан, ниспроверг царства вра­гов, разделил землю победоносному народу и под именем различных городов, сел, гор, рек, источников и границ описывает духовные цар­ства Церкви и небесного Иерусалима. В Книге Судей сколько начальников народа, столько прообразов. Руфь Моавитянка исполняет про­рочество Исаии: Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона (Ис. 16, 1). Самуил в смерти Илии и в убиении Саула изображает окончание Ветхого Завета. А в лице Садока и Давида указывает таинства нового священства и нового царства. Malachim, то есть 3-я и 4-я Книги Царств, описывают царство Иудейское от Соломона до Иехонии и царство Израильское от Иеровоама, сына Наватова, до Озии, отведенного в плен ассириянами. Если обращать внимание на историю, то слова просты; если же вникнуть в смысл, [164] скрывающийся в письменах, то прочтем сказа­ние о малочисленности Церкви и о нападениях на нее еретиков. Двенадцать пророков, заклю­ченные в тесных пределах одного тома, предызображают гораздо более, чем дает буквальный смысл. Осия часто упоминает о Ефреме, Сама­рии, Иосифе, Израиле, о жене блуднице и ча­дах блужения, о заключенной в спальне мужа прелюбодейце, которая долгое время сидит как вдова и в плачевной одежде ждет возвращения мужа. Иоиль, сын Вафуилов, изображает зем­лю двенадцати колен опустошенной саранчой, червями и хлебной тлей и пророчествует о том, как по кончине прежнего поколения изольется Дух Святый на рабов и рабынь Божиих, то есть на сто двадцать имен верующих, которые должны были исполниться Духа Святого в горнице Сионской; эти сто двадцать восходят пос­тепенно, возвышаясь от первой до пятнадцатой ступени, которые таинственно указываются в Псалтири. Амос - пастух, селянин, возде­лыватель сикомор - не может быть изложен в кратких словах. Ибо кто удовлетворительно выразит три или четыре преступления Дамаска, Газы, Тира и Идумеи, сынов Аммоновых и Моавитян, и в седьмых и восьмых Иуды и Израиля? Амос обращает свою речь к коровам тучным, находящимся на горе Самарийской, и пророчествует о разорении дома больше­го и меньшего. Амос сам видит производяще­го саранчу и Госиода, стоящего на вылитой, или адамантовой, горе, и корзину плодов, при­влекающую наказание на грешников и глад на землю: не глад хлеба и не жажду воды, но - [165] слышания слова Божия. Авдий, имя которого значит «слуга Божий», гремит против кроваво­го Едома и земного человека. Духовным копь­ем он поражает того, кто всегда завидует брату Иакову. Иона - «голубь» прекраснейший - своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покая­нию и под именем Ниневии возвещает спасе­ние язычникам. Михей Морасфитянин, «сона­следник» Христа, возвещает разорение дочери разбойника и полагает засаду против нее за то, что она ударила в щеку судию Израилева. Наум - «утешитель» земли - порицает град кровей и после его разрушения говорит: Вот, на горах - стопы благовестника, возвещаю­щего мир (Наум. 1, 15). Аввакум - «борец» му­жественный и твердый - стоит на страже и ут­верждает ногу на укрепление, чтобы созерцать Христа на Кресте и сказать: Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! (Авв. 3, 3-4). Софония - «созерцатель» и познаватель тайн Господних - слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и видит боль­шое разорение на холмах. Он также запове­дует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все навью­ченные серебром. Аггей - «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостью, - обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет [166] Желаемый всеми народами (Aгг. 2, 6-7). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченно­го в запятнанные одежды (Зах. 3, 3), и тот ка­мень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей (Зах. 3, 9), и све­тильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны ча­шечки, другая с левой стороны ее (Зах. 4, 2-3). И после видения коней вороных, черных, бе­лых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефре­ма, и коня от Иерусалима провидит и предска­зывает бедного Царя, сидящего на жеребенке, сыне подъяремной ослицы.

Малахия открыто в заключение всех пророков говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников. Нет Моего благоволе­ния к вам, говорит Господь Саваоф, и прино­шение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте бу­дут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Малах. 1, 10-11). Кто может понять или изложить учения Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, пи­сал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со сторо­ны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырех­кратный алфавит (книга Плача). Третий (Иезекииль) в начале и конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у ев­реев эти главы, равно как начало книги Бытия, [167] не позволено было читать до тридцатилетнего возраста. Л последний из четырех пророков, знающий времена и всего мира φιλοíστωρ[1], яс­ной речью провозвещает о камне, без помощи рук оторвавшемся от горы и ниспровергшем все царства. Давид - наш Симонид, Пиндар и Алкей, также Флакк, Катулл и Серений - звучит о Христе на лире и на десятиструнном псалтири вызывает Его воскресение из гроба. Миролюбивый и боголюбезный Соломон ис­правляет нравы, изучает природу, соединяет Христа с Церковью и воспевает сладостную брачную песнь святого супружества. Есфирь, прообразуя собой Церковь, избавляет народ от опасности и, вследствие убиения Амана, имя которого значит «беззаконие», доставля­ет потомству жребий в пиршестве и день празд­нества. Книга Паралипоменон, то есть сокра­щение древних документов, такова, что если кто, не зная ее, захочет присвоить себе знание Писаний, тот смеется сам над собой. В каж­дом почти имени и в каждом соединении слов затрагиваются пропущенные в Книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангель­ские вопросы. Ездра и Неемия, то есть «помощник и утешитель от Господа», заключены в одном томе; они созидают храм, строят сте­ны города. Вся толпа народа, возвращающе­гося в отечество, перепись Левитов, Израиля и пришельцев, разделение труда построения стен и башен - вот что Ездра и Неемия час­тично изображают на древесной коре, частич­но хранят в сердцевине дерева. [168]

Ты видишь, что, увлеченный любовью к Писаниям, я переступил обычные размеры письма и все-таки не написал всего того, что хотел. Речь шла только о том, что мы должны знать и чего желать, чтобы и нам можно было сказать: Возлюби душа моя возжелати судь­бы Твоя на всякое время (Пс. 118, 20). Впрочем, пусть исполнится на нас изречение Сокра­та: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Коснусь вкратце и Нового Завета; Матфей, Марк, Лука и Иоанн - колесница Господня и поистине Херувимы, что значит «множество зна­ния», во всем теле исполнены очей, блестят, как искры, стремительны, как молния, имеют сто­пы прямые и устремленные горе: они крылаты и способны летать, они поддерживают друг друга, взаимно соединены между собой и, как колеса, влекущиеся одно за другим, стремятся, куда на­правит их веяние Святого Духа. Апостол Павел писал к семи Церквам (ибо восьмое, Послание к Евреям, многими не ставится в этот ряд). Он дает наставление Тимофею и Титу, ходатайству­ет перед Филимоном за беглого раба (Онисима). Но об апостоле Павле я думаю лучше молчать, нежели писать мало. Книга Деяний апостоль­ских, по-видимому, содержит простую историю и излагает младенчество рождающейся Церкви, но если мы возьмем во внимание, что писатель этой книги есть врач Лука, которого «похвала во Евангелии», то также и здесь увидим, что все слова его дают врачевство для немощной души. Апостолы Иаков, Петр, Иоанн и Иуда выдали семь посланий, настолько же таинственных, на­сколько сжатых и кратких и вместе обширных: кратких - словами, но обширных мыслями так, [169] что едва ли чей духовный взор не будет поражен при чтении этих посланий. Апокалипсис Иоанна столько содержит в себе таинств, сколько слов. Я сказал немного, но по сравнению с достоинством книги всякая похвала недостаточна, ибо в каждом слове заключаются многие смыслы.

Скажи, пожалуйста, любезный брат, жить среди Божественных Писаний, в них поучать­ся, ничего иного не знать и не искать - не значит ли это уже здесь, на земле, быть оби­тателем Царства Небесного? Не соблазняйся в Священном Писании простотой и как бы гру­бостью слов, происшедшей или вследствие по­грешности переводчиков, или вследствие наме­ренного приспособления к назиданию простого народа; в одном и том же изречении иное услы­шит ученый и иное неученый. Я не настолько дерзок и туп, чтобы приписывать себе знание Писаний и похвалиться возможностью срывать на земле плоды, тогда как корни укреплены на небе, но, признаюсь, я хочу знать Писания, я не хочу сидеть на одном месте; отказываясь быть учителем, обещаю в себе спутника. Просящему дается, толкущему отверзается, ищущий нахо­дит. Будем на земле учиться тому, знание чего будет неразлучно с нами на небе.

Принимаю тебя с распростертыми объятиями, и (скажу некстати и с велеречием Гермагора) о чем ты ни спросишь, я вместе с тобой постараюсь узнать. Ты имеешь любезнейшего тебе брата Евсевия, который удвоил для меня удовольствие, полученное от твоего письма, рассказав о честности твоих нравов и о презрении к веку сему, о верности в дружбе, о любви ко Христу. О твоем благоразумии и красноречии, [170] помимо свидетельства Евсевия, давало знать само твое письмо. Поспешай, прошу тебя, и ско­рее отсекай, а не развязывай веревку спущен­ного в море кораблика Никто, намереваясь отречься от мира, не может выгодно продать того, что он предварительно презрел. Если потерпишь какой-нибудь убыток, вмени его вместо приоб­ретения. Старинное изречение: «Для скупого также не существует то, что он имеет, как и то, чего не имеет». Для верующего весь мир полон богатств, а неверующий нуждается даже в обо­ле[2]. Будем жить, как ничего не имеющие и всем обладающие. Одежда и пища - вот богатства христианские! Если ты имеешь в своих руках какую-либо вещь, продай; если не имеешь, не заботься о приобретении. Отнимающему ризу нужно отдать и срачицу. Если ты, откладывая постоянно до завтра, волоча день за днем, бу­дешь осторожно и помалу продавать твои владеньица, то Христу не будет чем питать Своих бедных. Все отдал Богу тот, кто принес в жерт­ву сам себя. Апостолы оставляют корабль и мрежи. Вдова кладет две лепты в сокровищницу и считается выше богачей. Легко презирает все тот, кто всегда помышляет о своей смерти.


[1] Знаток (греч.).

[2] Обол - мелкая монета, равная 1/6 драхмы.


<< Назад | Содержание | Вперед >>