1. Да дарует мне Первое Начало вещей в то веровать, то разуметь и исповедовать, что было бы угодно Его величию и что возвысило бы души наши к созерцанию Его.

Господи Боже наш, Моисею, рабу Твоему, вопрошающему Тебя, Учителя истиннейшего, о Твоем имени, [дабы передать] его сынам Израилевым, Ты, знающий, что о Тебе может вместить разум смертных, имя Свое благословенное открывая, ответил: Я есмь Сущий[1]. Ты есть истинное бытие, Ты есть всецелое бытие. Это, если мне было бы возможно, желал бы я знать. Помоги мне, Господи, вопрошающему, к какому познанию об истинном бытии, которое есть Ты, может прийти наш естественный разум.

2. Господи, Боже наш, Ты, сказавший о Себе: Я есмь первый и последний[2], научи раба Твоего доказать с помощью разума то, что Ты есть и первое производящее [начало], и первый по превосходству, и последняя цель - то, во что раб Твой несомненнейшим образом верует.

3. Господи Боже наш, Твоей единой природы, воистину первой, хотел бы я хоть как-то, если Тебе будет угодно, явить совершенства, в существовании коих я не сомневаюсь.

Верую, что Тебе присущи простота, бесконечность, премудрость и воля.

4. Господи Боже наш, многие относящиеся к Тебе совершенства, известные философам, могут приписать Тебе и католики. Ты - первое производящее [начало]. Ты - последняя цель. Ты - высший по совершенству и все превосходишь. Ты - не имеющий причины своего бытия, а потому непорождаемый и неуничтожимый, более того, вообще не могущий не быть, ибо Ты есть от себя необходимое бытие; и потому Ты вечный, ибо целиком и сразу обладаешь непрерывностью длительности без возможности к последовательности; [161] ибо никакая последовательность не может быть ни в чем, кроме как в непрерывно причиняемом или по крайней мере в зависимом от другого в бытии, ибо зависимость далеко отстоит от необходимости существования от самого себя.

Ты живой и живешь жизнью благороднейшей, ибо Ты обладаешь разумом и волей. Ты блаженный, более того, Ты по существу Своему есть [само] блаженство, ибо Ты есть постижение Самого Себя. Ты есть видение Себя ясное и любовь сладостнейшая; и хотя Ты блажен в Себе Самом и совершенно достаточен Себе, Ты, однако, сразу актуально постигаешь все умопостигаемое. Ты можешь все причиняемое сразу и желать контингентно и свободно, и, желая, производить; воистину Ты имеешь бесконечное могущество. Ты неохватный, [Ты] бесконечный; ибо ничто всеведущее не может быть конечным.

Ничто всемогущее не может быть конечным, как не может быть конечным высшее из сущих; как не может быть конечной последняя цель. Ничто само через себя существующее и совершенно простое не может быть конечным. Ты предельно прост, не имея никаких частей, реально различных, не имея никаких реальностей в сущности Твоей воистину не тождественных. В Тебе не находится никакого количества, никаких акциденций; и потому Ты неизменяем по акциденциям, равно как Ты неизменен в сущности Твоей, как я уже сказал выше.

Ты один безусловно совершен во всем: не как совершенный ангел или совершенное тело, но как совершенное сущее, Ты не лишен ничего, что было бы в какой-либо другой возможной сущности. Не может каждая сущность быть формально присущей чему-либо; но может иметься в чем-либо формально или эминентно[3], как Ты, Господи, обладаешь - Ты, Который есть высший из сущих, более того, единственный бесконечный из сущих. Ты бесконечно благ, Ты лучи Твоей благости щедрейшим образом сообщаешь, к Тебе, Возлюбленнейшему, единичные [творения] своим способом обращены как к последней своей цели.

Ты один только есть первая истина Ибо то, что [в действительности] не есть то, чем кажется, ложно. Следовательно, основание [163] явления есть нечто отличное от самого являющегося, поскольку если бы основанием явления[4] была только его природа, она являла бы то, что оно есть. Для Тебя ничто иное не есть основание явления, поскольку в Твоей сущности, явленной Тебе прежде всего, [явлено все прочее]; и поэтому для Тебя ничто последующее не есть основание явления[5]. В этой, говорю, сущности все умопостигаемое совершеннейшим образом присутствует перед Твоим разумом.

Ты есть, следовательно, преяснейшая умопостигаемая истина и истина безошибочная, достоверно объемлющая всякую умопостигаемую истину. Ибо прочие [вещи], что в Тебе являются, не для того в Тебе являются, чтобы Тебя вводить в заблуждение, поскольку они в Тебе являются; так как этот способ появления не препятствует им предстать в собственном виде перед Твоим разумом. Если наше зрение обманывается, когда появление постороннего мешает появиться тому, что есть на самом деле, то не так в Твоем постижении вещей; более того, когда явлена Твоя сущность, все в ней светящееся от ее совершеннейшего сияния является Тебе сообразно своей собственной сущности. Об истине Твоей и идеях в Тебе нет нужды более пространно толковать для исполнения моего намерения.

5. Многое говорится об идеях[6], но даже если бы о них не было [столь много] сказано, более того, будь они вообще не упомянуты, и без них не меньше известно о Твоем совершенстве. Это очевидно, так как Твоя сущность есть совершенная причина познания любого познаваемого под любым аспектом познаваемого. Пусть, кто хочет, называет это идеей; я не желаю здесь задерживаться на этом греческом и платоновском термине.

Помимо вышесказанного, что о Тебе говорят философы, католики часто называют Тебя всемогущим, необъятным, вездесущим, справедливым и милосердным, провидящим о всех творениях, и особенно - о наделенных разумом, что относится к теме следующего трактата[7].

В настоящем же трактате я в первую очередь попытался увидеть, какие метафизические положения о Тебе выводятся как-либо [165] естественным разумом. В последующем будут приведены положения веры, которые не может постичь рассудок, и которые, однако, тем достовернее для католиков, что не на разуме нашем слепотствующем и во многом заблуждающемся, но на Твоей прочнейшей истине твердо основываются.

Есть, однако, одно [положение], которое я рассматриваю здесь [...].

6. А именно, что один Ты есть Бог, кроме Которого нет другого, как Ты сказал через пророка[8]. Для доказательства этого не считаю разум вовсе не пригодным Для этого вывода предлагаю пять положений, и если каждое из них будет доказано, то из этого будет следовать то главное положение, которое требовалось доказать.

Первое: существует только один бесконечный разум. Второе: существует только одна бесконечная воля. Третье: существует только одно бесконечное могущество. Четвертое: существует только одно необходимое бытие. Пятое: существует только одна бесконечная благость [...].

7. Господи Боже наш! Ты есть един по естеству. Ты есть един по числу. Истинно Ты сказал, что нет иного бога, кроме Тебя. Ибо хотя есть много богов согласно мнению или названию, но Ты еси единственный Бог по естеству. Истинный Бог, из Которого все, в Котором все, через Которого все.

Который благословен вовеки. Аминь.

[1] Исх 3, 14.

[2] Ср. Отар 1, 8.

[3] Эминентно - превосходящим образом. Нечто включает (содержит) другое эминентно в том случае, если, находясь в одном и том же порядке, превосходит его: например, число 10 эминентно включает число 9. Бог таким образом эминентно обладает любым совершенством, которое может быть присуще любой вещи, не являясь при этом самой этой вещью формально.

[4] Основание явления - не очень точный, но единственно возможный перевод технического термина ratio apparendi, обозначающего то, благодаря чему та или иная вещь является познающему разуму так, как она является.

[5] Дунс Скот указывает, что Бог познает все познаваемое, познавая Себя, свою сущность, и таким образом, "основанием явления" всего того, что познает Бог, не является ничто иное, кроме Его сущности. Из этого далее выводится, в том числе, и безошибочность божественного знания и его полная независимость и индетерминированность.

[6] Дунс Скот имеет в виду современных ему мыслителей, учивших о предвечных идеях в разуме Бога, по образцам которых Бог сотворил вещи этого мира.

[7] О каком трактате идет речь, неясно. В другом фрагменте данного произведения (De primo principio) называется трактат Theoremata, однако вполне может быть, что это - позднейшая вставка, поскольку в параллельном тексте Ordinatio указано не название трактата, но номер раздела самого Ordinatio. Надо учитывать также, что Дунc Скот иногда называет термином tractatus (повествование) разделы или вопросы Ordinatio, объединенные одной темой.

[8] Ср. Ис 20, 2.


Дальше