Содержание | Библиотека | Статьи


«Am Anfang war die Tat». «Вначале было дело». И «дело» революции, ее бешеная диалектика развертывались в буйном поступательном ходе событий, в скачке и необыкновенно быстрой смене исторических картин, калейдоскопической [439] перегруппировке классов, во все новых и новых «ситуациях». Теоретическая мысль едва поспевала за этим галопом истории[1].

В предисловии ко 2-му изданию I тома «Капитала» Маркс писал о диалектике:

«В своей рациональной форме она для буржуазии и ее глашатаев-доктринеров есть соблазн и безумие, потому что она объемлет не только положительное понимание существующего, но также понимание его отрицания, его необходимой гибели; потому что она всякую осуществленную форму созерцает и в ее движении, а, стало быть, как нечто преходящее; потому что ей, диалектике, ничто не может импонировать; потому что она по существу своему проникнута критическим и революционным духом»[2].

Революция шла так быстро вперед, что ленинская революционная диалектика должна была всем Плехановым показаться «соблазном и безумием», то есть «бредом». Но этот «бред» на самом деле вскрывал основную жилу исторического процесса. Тезисы Ленина совершенно объективно анализировали империализм и его войну. Но одновременно они взрывали на мельчайшие части социал-патриотизм, не оставляли камня на камне от идеологии «защиты отечества», а такими лозунгами, как лозунг братанья, прорывали фронт империалистической дисциплины. Они весьма и весьма «соответствовали» и времени, и месту, вопреки всем и всяческим проклятиям со стороны буржуазных кликуш. Тезисы Ленина совершенно объективно предугадали, опираясь на зародышевые формы пролетарской диктатуры, новый тип государства-коммуны. Тем самым они взрывали почти все «старые представления о предмете». Они сдирали кожу с буржуазной демократии, обнажали ее классовое существо. Они разоблачали до конца Львовых[3], Керенских, Милюковых[4] и всю «социалистическую» братию. А с другой стороны, они будили массы лозунгами своей власти, власти трудящихся, и лавина массового сочувствия вздымалась им навстречу. Они, вопреки Плеханову, [440] очень и очень соответствовали «моменту». Тезисы Ленина выставляли лозунг конфискации всех помещичьих земель и перехода к «контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов»[5]. Они поэтому подымали на борьбу миллионы рабочих и крестьян, измученных войной и тянувшихся к земле, фабрике, власти. Наконец, они выставляли лозунг революционного Интернационала, «Интернационала против социал-шовинистов и против «центра»[6]. Все это весьма и весьма соответствовало «текущему моменту», если только этот момент понимать именно как «текущий». Вот почему, несмотря на крутой излом событий в июле 1917 года, на попытку Корнилова[7] въехать на белом коне в революционные центры в августе, пролетариат, сплотившись вокруг «бреда», т. е. вокруг программы большевиков, сравнительно легко разбил противника и зажал в кулаке всех министров Временного правительства, а в залах Смольного провозгласил Советскую власть.

За это время действовала «неписаная» программа большевиков. Все знали уже ее основные пункты: мир, земля, рабочий контроль, Советская власть, курс на международную революцию и социализм. Писаной (т. е. законченной, принятой официально и т. д.) программы не было. Да и где же ее было написать? Книга Ленина «Государство и революция» была написана автором во время его нелегального «отпуска», когда за ним гонялись ищейки Керенского, юнкера и разведчики. Эта работа была тоже одной из важнейших подоснов будущей Программы. Но уже в «Послесловии к 1-му изданию» Ленин говорил:

«Настоящая брошюра написана в августе и сентябре 1917 года. Мною был уже составлен план следующей, седьмой, главы: «Опыт русских революций 1905 и 1917 годов». Но, кроме заглавия, я не успел написать из этой главы ни строчки: «помешал» политический кризис, канун октябрьской революции 1917 года. Такой «помехе» можно только радоваться. Но второй выпуск брошюры... пожалуй, придется отложить надолго; приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нем писать»[8].

А в это же примерно время Г. В. Плеханов (соавтор Ленина по старой Программе РСДРП), блестящий основоположник русского марксизма, завершая свое трагическое развитие, писал в «Открытом письме к петроградским рабочим»:

«Товарищи! Не подлежит сомнению, что многие из вас рады тем событиям, благодаря которым пало коалиционное правительство [441] А. Ф. Керенского, и политическая власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Скажу вам прямо: меня эти события огорчают»[9].

Круг замкнулся. Проверка «программ» и «тактик» была дана. Миллионы «проголосовали» действием. Открылась новая страница всемирной истории. Категории «Поприщиных», «бреда», «грёзофарса» стали на свои действительные места: «утописты минимализма» стали в свои «огорчительные» позитуры, их «коалиционный» бред обнаружил себя именно как бред «титулярного советника Авксентия Ивановича Поприщина». История бросила их на свалку и зашагала своим путем.

[1] Формально дело с программой шло так: тезисы Ленина «О задачах пролетариата в данной революции» (апрель); его же «Проект переработки теоретической, политической и некоторых других частей программы» (апрель); обсуждение вопроса на Апрельской конференции; «Материалы по пересмотру партийной программы», с предисловием Ленина (май 1917 г.); в то же время в Москве вышел сборник «Материалы по пересмотру партийной программы» (статьи Милютина, Сокольникова, А. Ломова, В. Смирнова); на VI съезде обсудить программу не удалось; затем появилась статья Бухарина (в журн. «Спартак»); после этого - критическая статья Ленина «К пересмотру партийной программы» («Просвещение»; см. т. XIV, ч. 2, с. 147 - 173); к VII съезду был роздан написанный Лениным «Черновой набросок проекта программы» (но о дальнейшем - в тексте).

См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 113 - 118.

См.: Проект изменений теоретической, политической и некоторых других частей программы. (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 139 - 144).

См. там же, т. 31, с. 237 - 265.

См. там же, т. 32, с. 135 - 162.

«Материалы по пересмотру партийной программы»: Сб. М., 1917.

Милютин В. П. (1884 - 1937) -советский государственный и партийный деятель. В социал-демократическом движении участвовал с 1903 г., примыкал к меньшевикам, с 1910 г. - большевик. На II Всероссийском съезде Советов вошел в Совет Народных Комиссаров в качестве наркома земледелия. В ноябре 1917 г. - сторонник создания коалиционного правительства с участием меньшевиков и эсеров, заявив о несогласии с политикой партии, вышел из ЦК и из правительства, позже признал свою ошибку. В 1918 1921 гг. - зам. председателя ВСНХ, затем на ответственной советской и хозяйственной работе. Член ЦК партии в 1917 г., в 1920 - 1922 гг. - кандидат в члены ЦК, член ЦКК в 1924 - 1934 гг. Член СТО и ЦИК СССР. Незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Сокольников (Бриллиант) Г. Я. (1888 - 1939) - советский государственный и партийный деятель. Юрист, доктор экономических наук. В революционном движении с 1903 г. В партии с 1905 г. Участник революции 1905 - 1907 гг. В 1909 - 1917 гг. был в эмиграции. Вернулся в Россию после Февральской революции 1917 г. С апреля 1917 г. - член Московского комитета и Московского областного бюро РСДРП (б). Член исполкома Моссовета. На VII (Апрельской) конференции и VI съезде РСДРП (б) избирался членом ЦК. 23 (10) октября 1917 г. введен в состав Политбюро ЦК РСДРП(б), член редколлегии «Правды», участник вооруженного восстания в Петрограде. В 1918 г. - член делегации, подписавшей Брестский мирный договор. В 1918 - 1920 гг. - член реввоенсоветов 2-й и 9-й армий, командующий 8-й армии Южного фронта. С 1920 г. - командующий Туркестанским фронтом, председатель Туркестанского ВЦИК и СНК РСФСР, входил в первый состав Туркбюро ЦК РКП (б). Сторонник Н. И. Бухарина в период профсоюзной дискуссии. С 1921 г. - член коллегии Наркомфина, зам. наркома финансов. С 1929 г. - полпред в Англии, затем зам. наркомлеса СССР. На VII, XI - XV съездах партии избирался в члены ЦК, на XVI, XVII - кандидатом в члены ЦК ВКП(б), кандидат в члены ЦК в 1924 - 1926 гг. В 1926 г. исключен из ВКП(б), затем восстановлен в партии. Был незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Ломов А. (Оппоков Г. И.) (1888 - 1938) - советский партийный и государственный деятель. В партии с 1903 г. В 1917 г. - член Московского областного бюро и ЦК РСДРП (б), зам. председателя Моссовета. Делегат VII (Апрельской) конференции и VI съезда РСДРП (б). Активный участник Октябрьской революции, член Московского ВРК. Делегат II Всероссийского съезда Советов. Во время дискуссии о Брестском мире 1918 г. - «левый коммунист». В 1918 - 1921 гг. - член Президиума и зам. председателя ВСНХ. С 1921 г. - на партийной, хозяйственной и государственной работе. Член ЦК партии в 1927 - 1934 гг. (кандидат в 1918 - 1919 гг. и 1925 - 1927 гг.). Член ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Смирнов В. М. (1887 - 1937) - в революционном движении участвовал с 1904 г., член партии с 1907 г. В 1914 - 1917 гг. вел революционную агитацию среди солдат. В 1917 г. - член Московского революционного комитета. Делегат VI - IX съездов партии. Член редколлегии «Правды», «Экономической жизни». В 1920 г. - член коллегии Промбюро ВСНХ Украины. В 1921 г. - член коллегии Госплана. В 1927 г.- член коллегии ЦСУ СССР. В 1927 г. исключен из партии. Незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

VI съезд РСДРП(б) состоялся 26 июля (8 августа) - 3 (16) августа 1917 г. в Петрограде. Работал полулегально. Порядок дня съезда: 1) Доклад Организационного бюро; 2) Доклад ЦК РСДРП (б); 3) Отчеты с мест; 4) Текущий момент: а) война и международное положение; б) политическое и экономическое положение; 5) Пересмотр Программы; 6) Организационные вопросы; 7) Выборы в Учредительное собрание; 8) Интернационал; 9) Объединение партии; 10) Профессиональное движение; 11) Выборы; 12) Разное. Кроме того, на съезде обсуждался вопрос о неявке В. И. Ленина на суд. Съезд высказался против явки Ленина на суд контрреволюционного Временного правительства. Основными вопросами были политический отчет ЦК и доклад о политическом положении. Была дана ленинская оценка политической обстановки, анализ расстановки классовых сил, намечен курс на вооруженное восстание. Съезд выдвинул лозунг борьбы за полную ликвидацию диктатуры контрреволюционной буржуазии и завоевание власти пролетариатом в союзе с беднейшим крестьянством. Особое внимание было уделено вопросу о союзе рабочего класса с крестьянством. Съезд утвердил экономическую платформу партии, уделил большое внимание работе партии в профсоюзах, обсудил вопрос о руководстве партии союзами рабочей молодежи, принял новый Устав партии, принял в партию межрайонцев, избрал ЦК во главе с В. И. Лениным.

См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 351- 381.

См. там же, т. 36, с. 70 - 76.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 22: «В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна».

[3] Львов Г. Е. (1861 - 1925) - князь, крупный помещик, кадет. В период первой мировой войны - председатель Всероссийского земского союза, затем один из председателей объединенного союза земств и городов. После Февральской революции 1917 г. - председатель буржуазного Временного правительства и министр внутренних дел. Один из инициаторов кровавой расправы с рабочими и солдатами Петрограда в июльские дни 1917 г. После Октябрьской социалистической революции эмигрировал за границу; участвовал в организации иностранной военной интервенции против Советской России.

[4] Милюков П. Н. (1859 - 1943) - лидер партии кадетов, историк, публицист. В 1909 г. - один из основателей партии кадетов, затем председатель ее ЦК и редактор центрального органа газеты «Речь». Депутат III и IV Государственных дум. В 1917 г. - министр иностранных дел в первом составе Временного правительства; проводил политику продолжения империалистической войны «до победного конца». В августе 1917 г. - один из вдохновителей корниловского мятежа. После Октябрьской революции 1917 г. принимал участие в организации иностранной военной интервенции против Советской России; активный деятель белой эмиграции.

[5] Ленин. Соч., 1921, т. XIV, с. 19.

Ленин В. И. О задачах пролетариата в данной революции. - Полн. собр. соч., т. 31, с. 116.

[6] См. там же.

[7] Корнилов Л. Г. (1870 - 1918) - генерал царской армии, монархист. В июле - августе 1917 г. - верховный главнокомандующий русской армии. В августе возглавил контрреволюционный мятеж. После подавления мятежа был арестован и заключен в тюрьму, откуда бежал на Дон и стал одним из организаторов, а затем командующим белогвардейской Добровольческой армии. Убит во время боев под Екатеринодаром.

[8] Там же, с. 396. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 120 (курсив Н. И. Бухарина.- Ред.).

[9] Плеханов Г. В. Год на Родине, т. 2, с. 244.