Содержание | Библиотека | Новейшая история России
Февральская революция позволила большевикам выйти из подполья. Партия быстро восстанавливала свое влияние на заводах и фабриках. Гораздо слабее было ее влияние на солдат Петроградского и других тыловых гарнизонов. В Кронштадте и на флоте в целом наибольшим было, по-видимому, влияние анархистов, которые действовали в 1917 году как ближайшие союзники большевиков. С 5 марта в столице начала выходить в свет газета «Правда». Все политзаключенные получили свободу. Из ссылки и из тюрем [27] начали возвращаться члены ЦК РСДРП(б). В Петрограде в марте наибольшим влиянием среди большевиков пользовались Лев Каменев, Иосиф Сталин, Александр Шляпников, Михаил Калинин, Вячеслав Молотов. В Москве во главе большевиков был Николай Бухарин. Яков Свердлов вернулся из ссылки в Петроград, но был направлен на Урал для восстановления там большевистских организаций. Обстановка в стране быстро менялась, и у партии не было в марте ясной политики по вопросам войны и мира, по вопросам власти и перспектив революции.
Ленин прибыл в Петроград из Швейцарии 3 апреля. Его встречали на Финляндском вокзале тысячи рабочих, солдат и матросов. Свою краткую речь с броневика Ленин закончил словами: «Да здравствует мировая социалистическая революция!» 4 апреля 1917 года в Таврическом дворце на собрании большевиков, а затем и на большом совместном и многолюдном заседании большевиков и меньшевиков Ленин обнародовал свои знаменитые «Апрельские тезисы». В мою задачу не входит подробное разъяснение этого важнейшего документа или полемика с ним. Ленин заявил большевикам, что партия не должна оказывать никакой поддержки Временному правительству; ее лозунгом является «Вся власть Советам!» Война не стала и после падения самодержавия оборонительной и демократической, ее империалистические цели не изменились и, следовательно, большевики должны бороться за немедленное заключение мира «без аннексий и контрибуций», что, однако, невозможно без свержения власти капитала. Земля в стране должна быть национализирована, банки и крупные предприятия нужно поставить под рабочий контроль. Лозунг социалистической революции не означает немедленного введения социализма. «Не введение социализма как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением»[1]. Да, власть в России перешла в руки буржуазии, и с этой точки зрения буржуазная революция в России уже победила, ибо решен главный вопрос всякой революции - вопрос о власти. Однако буржуазные партии показали свою неспособность решить главные проблемы буржуазно-демократической революции, и это [28] ставит большевиков перед необходимостью готовить новую революцию, которая передаст власть в руки пролетариата и беднейшего крестьянства.
Меньшевики, как и следовало ожидать, отвергли тезисы Ленина. Однако немало возражений слышалось и со стороны большевиков. Дискуссии шли в организациях около трех недель, и только на Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б), состоявшейся 24 - 29 апреля в Петрограде, предложенная Лениным политика была принята подавляющим числом голосов.
Деятельность большевиков летом 1917 года была последовательной и логичной, и их влияние в массах быстро росло. В первые дни Февраля о своей причастности к большевистской партии заявили около 24 тысяч человек. К концу апреля в партии имелось уже до 80 тысяч человек, в середине июля - 240 тысяч. В начале октября в партии было около 400 тысяч членов[2]. При выборах на Первый Всероссийский съезд Советов в июне 1917 года большевики получили немногим более 10% всех мандатов, их представителей не было в руководящих органах Советов, где доминировали меньшевики и эсеры. Но уже к концу августа партия большевиков взяла под свой контроль Советы в Петрограде и Москве, а также в главных промышленных центрах страны. Росло влияние большевистских организаций в армии и на флоте. В сентябре стало очевидным, что очередной Второй Всероссийский съезд Советов может закончиться победой большевиков. Ни одна из российских партий не могла конкурировать в это время с агитацией большевиков. Описывая в своей хронике событий 1917 года один из крупных митингов в Петрограде, меньшевик Николай Суханов свидетельствовал: «Вокруг меня было настроение близкое к экстазу, казалось, толпа запоет какой-нибудь религиозный гимн... Троцкий формулировал какую-то общую краткую резолюцию. Кто за? Тысячная толпа как один человек подняла руки... Троцкий чеканил слова: «Это ваше голосование будет вашей клятвой всеми силами поддержать Совет, взявший на себя великое бремя довести до конца победу революции и дать землю, хлеб и мир!» Несметная толпа держала руки. Она согласна. Она клянется...»[3]. [29]
О событиях, связанных с непосредственной подготовкой Октябрьского вооруженного переворота в Петрограде, о полемике Ленина с Зиновьевым и Каменевым, об организации самого переворота в Петрограде и Москве, о работе Съезда Советов, его декретах и о составе первого, пока еще «временного», Советского правительства во главе с Лениным все мы знаем еще со школьных лет. Много страниц посвящает этим событиям и самый последний учебник для 10 - 11-х классов средней школы[4]. Несомненно, мы и сегодня продолжаем узнавать о многих неизвестных ранее подробностях и деталях событий, о новых толкованиях и оценках, и я буду говорить ниже о некоторых из них. Отмечу только, что подготовленный и организованный большевиками вооруженный переворот, положивший конец правлению Временного правительства, был быстрым и почти бескровным. Многие обыватели в Петрограде даже не заметили смены власти. Работали заводы и фабрики, не прерывались занятия в школах, кинематографы и рестораны были переполнены, театры давали представления, публика гуляла на Невском. Ленин приехал в Смольный на Съезд Советов в вагоне трамвая. «Он стоял, - писал американский социалист Джон Рид, - держась за край трибуны, обводя прищуренными глазами массу делегатов, и ждал, по-видимому не замечая нарастающую овацию, длившуюся несколько минут. Когда она стихла, он коротко и просто сказал: "Теперь пора приступить к строительству социалистического порядка"»[5]. Очень скоро, однако, влияние русской революция почувствовала не только Европа, но и весь мир.
[1] В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 31, стр. 116.
[2] «Коммунист», 1990, № 12, стр. 19.
[3] Н. Суханов. Записки о революции, т. 7. Берлин, Петербург, Москва, 1923, стр. 90 - 91.
[4] А. Левандовскнй и Ю. Щетинин. Россия в XX веке. М., 1997.
[5] Д. Рид. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1968, стр. 117.