Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Варшава
С[екретно]
Присутствуют:
Председательствующий - председатель Совета министров Винценты Витос.
Маршал сейма Войцех Тромпчиньский.
Депутаты сейма: доктор Владислав Керник, доктор Александр Скарбек, Стефан Солтык, Норберт Барлицкий, Адам Хондзыньский, Михал Вихлиньский, Ян Возницкий, гр. Ежи Баворовский, Александр де Россэ, Ян Стапиньский.
Представители правительства: вице-председатель Игнацы Дашинский, министр внутренних дел Леопольд Скульский, министр иностранных дел Еустахы Сапега.
Представители военных: ген.-полковник Юзеф Галлер, военный министр Юзеф Лееневский, вице-министр Казимеж Соснковский.
От президиума Совета министров: начальник отдела Эдвард Лехович, начальник отдела (протокол.) доктор Владислав Студзиньский.
От Ген. штаба главного командования ген.-лейтенант Тадеуш Розвадовский.
Начало заседания в 9 ч. 20 мин. вечера.
1. Утвержден протокол десятого заседания Совета обороны государства от 26 июля 1920 г.[1]
2. Депутат Барлицкий требует охарактеризовать положение на фронте. Депутат Хондзыньский просит доложить правду, чтобы для Совета обороны государства не были неожиданностью последующие неприятные известия. Депутаты Баворовский, Россэ, Керник и Солтык высказываются в том же духе.
Ген. Розвадовский заявляет, что он докладывает об истинном положении дел, что известия искажаются отступающими, что положение понемногу улучшается. Армия нуждается в отдыхе.
Депутат Стапиньский высказывает упрек, что появляющиеся в печати сообщения о мнимой помощи не опровергаются, а сообщения эти ослабляют боевую готовность общества.
Депутат Солтык говорит об отсутствии заботы о раненых и необходимого им питания в тылу.
Депутат Хондзыньский запрашивает о потерях, особенно в артиллерии.
Депутат Скарбек говорит о необходимости наказаний, спрашивает, приведены ли в исполнение приговоры по делам офицеров, и затрагивает вопрос о разделении добровольцев на небольшие отряды и о средствах связи. [203]
Депутат Керник предлагает для поднятия боевого духа армии[2] предоставить возможность производить унтер-офицеров в офицеры, спрашивает, есть ли у нас сведения о силах врага.
Депутат Баворовский поднимает вопрос об эвакуации учреждений.
На затронутые вопросы дали ответы вице-председатель Дашинский (о распоряжениях по вопросу о судах над виновными военнослужащими и особенно офицерами)[3]; мин. Скульский (о распоряжении оградить Варшаву при помощи полиции от массового наплыва эвакуированных и планомерно направлять их в другие места, причем подчеркивает, что гражданские власти могут эвакуировать только по приказу военных властей); мин. Сапега (о том, что опровержение сообщений о мнимой помощи может нам повредить); ген. Соснковский (о прибытии оружия в Гданьск и разгрузке его английскими матросами[4], о неблагоприятном положении с транспортом вследствие нейтралитета Германии и в результате задержки транспортов, как например, в Марбурге[5], о том, что в налаживании коммуникаций может нам помочь только Антанта, что эвакуация раненых и уход за ними пока действительно не на высоте, но военному ведомству приходится преодолевать большие трудности и бороться с внезапно возникающими болезнями, как паратиф, что относительно добровольцев на предыдущих заседаниях высказывалось пожелание поделить их для поднятия духа, что он согласен с проектом доктора Керника насчет производства в офицеры, но видит трудности его осуществления, ибо это может распространяться только на фронтовиков, а с фронта высылка представлений и связь с соответствующими инстанциями, от которых зависит назначение, затруднены); ген. Розвадовский (о большевистских силах, о наведении порядка в тылу армии, потерях).
3. Вице-председатель Дашинский, предупреждая о безусловной секретности, излагает вопрос о перемирии. Он сообщает, что, кроме представителей армии, будет представитель правительства, которому будет принадлежать право решающего голоса. Правительство выработало требования относительно линии перемирия. Желательна была бы так наз. линия Ллойд-Джорджа[6]. Если бы этой линии не удалось добиться, минимальной границей является существующая линия фронта. Переговоры о перемирии должны быть непродолжительными. Переговоры эти могут быть прерваны представителями: 1) если бы в качестве линии перемирия была предложена худшая, чем существующая, линия фронта; 2) в случае, если от Польши потребуют разоружения в каком-либо объеме или форме; 3) в случае вмешательства во внутренние дела государства. Расстояние между польскими и советскими линиями должно составлять 50 км, сокращение его допустимо.
По заявлению вице-председателя Дашинского развернулись прения. В прениях депутат Скарбек и депутат Вихлиньский высказались против посылки представителя правительства, другие ораторы, как то: Россэ, Барлицкий, Керник, Стапиньский, Баворовский и другие, высказались за посылку представителя правительства. Депутат Барлицкий считает, что представитель правительства будет осуществлять контроль над тем, чтобы переговоры не были сорваны из-за мелкой детали, важной для военных, но менее существенной в политическом отношении. Оратор с удовлетворением приветствует тот факт, что коалиционное правительство сознает свою ответственность. Депутат Керник предлагает принять принцип, что всякие уступки по вопросам, которые по своему существу относятся к мирным переговорам, недопустимы. Депутат [204] Стапиньский требует стремиться к тому, чтобы на юге линию перемирия отодвинуть как можно дальше на восток.
Депутат Вихлиньский считает поводом к срыву переговоров также условие не увеличивать армию. Депутат Хондзыньский выступает против существующей линии и добавляет условие об отношении к населению на занятых большевиками территориях. Депутат Баворовский говорит о передвижении линии на юге и спрашивает о фамилии представителя. Этот же вопрос задают депутаты Россэ, Вихлиньский и Скарбек. Маршал Тромпчиньский уточняет вопрос об отношении к населению, живущему на запад от Двины.
После замечаний министра Сапеги и ген. Розвадовского вице-председатель Дашинский отвечает на поставленные вопросы. Он констатирует, что коалиционное правительство хочет принять на себя ответственность за перемирие, считает, что нельзя отделять армию от правительства, армия - это орган правительства. Оговаривает, что правительство не допустит затягивания переговоров о перемирии. Правительство требует от Совета обороны государства прямого ответа, согласен ли он на представленные условия, и подчеркивает, что при принятии к сведению Совет обороны государства также берет на себя ответственность наравне с правительством. Правительство не пойдет на перемирие любой ценой, но надо выставлять умеренные требования, чтобы Польша не осталась в одиночестве. Нерушимым является пункт о независимости, и это нашло отражение в условиях разрыва. Что касается линии, то принятие линии Ллойд-Джорджа предопределяет линию на юге. Каждую другую линию, даже лучшую, надо критически рассмотреть, приемлема ли она. Существующая линия, хоть и неприятна, не исключает возможности обороны. Во время перемирия не допускаются значительные передвижения войск, однако надо будет найти какой-то выход. Он соглашается с предложениями депутата Керника и гг. Хондзыньского и Тромпчиньского.
В результате голосования единогласно принимаются условия перемирия, доложенные вице-председателем Дашинским; всеми голосами против двух - посылка представителя правительства. Были приняты также предложения: 1) предложение депутата Керника о том, что всякие уступки, касающиеся вопросов, которые по существу своему относятся к мирным переговорам, недопустимы; 2) предложение депутата Хондзыньского и Тромпчиньского, что при переговорах о перемирии надо затронуть вопрос об отношении к населению, проживающему на запад от Двины, до момента заключения мира. В заключение была сообщена фамилия представителя - вице-министра Владислава Врублевского.
Заседание закрылось в 1 ч. ночи.
Винценты Витос
Подлинник, рукописный текст на польском, языке[7].
AAN, Protokoły posiedzeń Rady Obrony Państwa, k. 138-139.
[1] См. док.: Протокол десятого заседания Совета обороны государства (Польша, 26 июля 1919).
[2] В прениях депутат Вл. Керник заметил: «...по имеющимся сведениям наши войска бегут, а не отступают под огнем неприятеля» (см. AAN, Kancelaria Cywilna Naczelnika Państwa, t. 171, k. 107).
[3] Высказывание И. Дашинского по этому вопросу таково: «Приговоры офицерам приводятся в исполнение, на Южном фронте расстреляно 30» (там же, k. 168).
[4] См. док.: Протокол десятого заседания Совета обороны государства (Польша, 26 июля 1919), прим. 10.
[5] Речь идет о задержке немецкими железнодорожниками в Марбурге транспорта с оружием и боеприпасами, предназначенного для Польши (см.: «Robotnik», 29.VII 1920).
[6] Речь идет о пограничной линии, предложенной в ноте министра иностранных дел Великобритании Д. Керзона народному комиссару иностранных дел РСФСР Г. В. Чичерину от 11 июля 1920 г. Эта линия, называвшаяся ранее линией Ллойд-Джорджа вошла в историю под названием линии Керзона.
[7] Кроме официального протокола, сохранился черновик протокола одиннадцатого заседания Совета обороны государства (см. AAN, Kancelaria Cywilna Naczelnika Państwa, t. 171, k. 105-110).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. III. - М., 1965. С. 203-205.
Комментарии |
|