Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Банска Быстрица
23 мая 1920 г.
Международная реакция действует, она хочет снова отнять все завоевания, которые нам дала послевоенная революция.
Реакция повсюду имеет большое влияние на правительство, потому что реакция и буржуазия - это два различных понятия, которые, однако, так неразрывно взаимосвязаны, как сила и материя, а поэтому мы видим, как во всем мире с помощью правительств прилагаются усилия к тому, чтобы извратить, сделать неосуществимой, убить идею социализма.
Буржуазия всего света объединилась, открыто объединилась против революционного пролетариата и общими силами работает над восстановлением старого довоенного капиталистического порядка.
Пролетариат почти всего мира боролся за ликвидацию империализма, за право на самоопределение малых народов, за демократию.
Партия, выдвинувшая этот лозунг, победила, трудящиеся ликовали от радости, а малые нации почувствовали себя счастливыми от того, что, наконец, и они имеют равное право с большими нациями, что никто не сможет более на них напасть и поработить их. Так было обещано Вильсоном и Антантой, и народ за эту прекрасную идею проливал кровь и помог буржуазии стран Антанты победить. Теперь же буржуазия хотела бы отстранить пролетариат подобно тому, как это было после 1848 г. Она лишь себе приписывает победу и хочет лишь для себя извлечь выгоду.
Мы в Словакии лучше всех видим, на что способно буржуазное общество. Мы видели, как оно после переворота лицемерно изменяло свой облик, рассчитывая на защиту трудящихся. А сегодня? Сегодня никак не умещается у него в голове то, что у народа есть право голоса, что народ не хочет оказаться лишенным плодов своего труда предпринимателями и спекулянтами.
Реакция всего мира объединилась против пролетариата, она вооружает целые армии против Советской России, преследует (где может) социалистов, а поэтому и пролетариат всего мира должен иметь перед собой одну общую цель - сломить реакцию. Буржуазия нам в этом чинит препятствия, это совершенно естественно, она хочет с помощью цензуры отнять у нас в Словакии старый лозунг Карла Маркса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», но нас это не пугает, мы хотим отмены цензуры, которая ничего не спасла, а лишь восстановила против себя народ.
Долгое время нам мешали выражать симпатии в адрес русского народа. Почему? Писать же о России чепуху, противоречившую правде, было всегда разрешено.
Так действует реакция для того, чтобы столкнуть нас с истинного пути. Но тщетно. Наш народ умеет читать между строк, даже из белых полос он узнает о ситуации. Цензура пережила себя, она вызывает смех. Тот, кто честно поступает, выдержит любую критику, примет хороший совет и не боится глупцов. Социалистическому государству цензура не будет нужна. Тогда каждая хорошая мысль может быть осуществлена. [344]
И именно этого боится буржуазия. Хороша, к примеру, мысль о том, что каждый должен сам на себя работать, а не эксплуатировать других. [Но ведь] «работать» с помощью головы, [т. е.] как толька можно грабить деньги других путем спекуляции, означает по сути не «работать», а воровать. Буржуазия запрещает распространять эти и им подобные идеи и называет их большевизмом. Мы, в свою очередь, называем идеи, противоположные большевистским, мерзостью, разбоем. Кто из нас прав?
Польская реакция при поддержке международной реакции вторглась на Украину, чтобы поработить этот народ. А местные спекулянты с восторгом ее приветствовали. Наши буржуазные газеты пишут о том, что украинский народ восторженно приветствовал польские войска. Пройдет немного времени и мы будем писать о том, что польский народ приветствовал с восторгом русские войска в Варшаве. Мы будем этим удовлетворены, так как мы за прогресс, а не за реакцию.
Однако и нашу реакцию мы должны сломить. К примеру, у нас, как пишет газета «Право лиду», много русских реакционных офицеров. Мы платим им жалованье, а они свободно агитируют против Советской России, кроме того, у нас 10 000 русских пленных солдат, которые за позорно малую плату должны работать у зажиточных крестьян под надзором этих русских реакционных офицеров. Эти солдаты - приверженцы Советской России, и необходимо их отправить на родину вместе с офицерами. Почему мы их здесь держим?
Мы хотим и должны установить дружественные отношения с Россией, чтобы получать оттуда продовольствие, одолеть спекулянтов у нас в стране и шаг за шагом сломить реакцию.
На руководящие посты мы должны выдвинуть прогрессивных людей, а реакционеры, чиновники, этот старый инвентарь старого допотопного мира, должны исчезнуть.
«Hlas l'udu», Bán'ská Bystrica, 23. mája
1920, č. 24.
Перевод со словацкого.
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. - Т. 1. - М., 1973. С. 344-345.
Комментарии |
|