Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Строго конфиденциально
Господин министр!
В своем донесении от 8 с. м. (164/20/Р), как и в предыдущих, я сообщал об опасениях, возникших в здешних правительственных кругах, относительно наших якобы захватнических тенденций на восточных окраинах в связи с ответом, который польское правительство намеревается дать на мирные предложения Советов[1]. Поскольку наши беседы с г. Мильераном и г. Палеологом, а также сведения из других достоверных источников подтвердили мои наблюдения, я считаю необходимым осветить вопрос глубже и показать господину министру, каковы, по моему представлению, в настоящее время настроения Quai d'Orsay[2] в отношении наших задач на востоке, какие причины их вызвали и каких последствий можно ожидать.
Прежде всего замечу, что здешнее Министерство иностранных дел до сих пор не имеет официального текста проекта наших условий мира на востоке, о вручении которого послам стран Антанты в Варшаве 14 числа с. м.[3] Вы сообщили мне в телеграмме за № 110. Могу подтвердить, что только вчера получена здесь первая шифрованная телеграмма по этому вопросу от французского посла в Варшаве, содержащая общие сведения о том, что наши мирные условия не отходят далеко от предварительных требований, уже известных из неофициальных источников. Отсюда видно, что настроения Quai d'Orsay, о которых сейчас идет речь, не являются следствием каких-либо конкретных сведений, а вытекают из предположений, основанных на информациях, полученных из Варшавы, а также на общих политических рассуждениях; может быть, они обусловлены и побочными, косвенными влияниями, которые я постараюсь осветить ниже.
Отличаясь в некоторой степени от намерений остальных союзников, французские планы в отношении Советской России под влиянием событий претерпели коренные изменения.
Печальный опыт Колчака и Деникина показал французскому правительству, с одной стороны, явно национальный характер большевистской системы, а следовательно, и наличие определенного национального самосознания, сплочения и усиления Советской России; с другой стороны, бесцельность и невозможность дальнейшей вооруженной борьбы с ней, как силами самих союзников извне, так и при их помощи внутри России. В этих условиях наша война с большевиками, в понимании французского правительства, в силу обстоятельств утратила признанный за нею в свое время г. Клемансо характер защиты Европы от большевизма (теория колючей проволоки) и свелась к разрешению исключительно польско-большевистских споров либо силой оружия, либо путем заключения мира, опирающегося на систему военных гарантий и военной [603] готовности для обороны на случай возможного, впрочем, мало вероятного военного нападения большевиков на Польшу.
Не следует при этом забывать, что все более ощущаемая французским правительством политическая изоляция Франции в среде союзников, подтвержденная поведением Соединенных Штатов и серьезным расхождением во взглядах как с Англией, так и с Италией по целому ряду первостепенных вопросов, заставляет ее искать всюду и везде положительных гарантий на будущее как для восстановления своей экономики, так и для устранения возможности немецкого реванша. В качестве характерного примера подобных действий французов на Западе могут служить неоднократно упоминавшиеся мной брюссельские переговоры.
Не подлежит сомнению, что столько раз провозглашаемая программа создания на востоке сильной и великой Польши, как антинемецкой гарантии, в устах французского правительства звучит реально и искренне. Однако, по его мнению, основывающемуся то ли на печальном опыте с царской Россией, то ли на недостаточном знакомстве с нами, Польша сейчас является организмом, еще недостаточно сформировавшимся для того, чтобы иметь возможность дать во всей полноте требуемые гарантии, игнорируя возрожденного или даже находящегося еще в состоянии анархии русского колосса. Впрочем, мне не кажется, чтобы это мнение обусловливалось какими-либо остатками гипнотического влияния бывшего русского союзника или какими-либо претензиями к нам, но нельзя отрицать, что русские реакционеры, а также еврейско-кадетские круги прилагают много усилий и уменья для раздувания враждебной нам кампании в связи с вопросом о наших восточных границах.
Если сопоставить отмеченное мной выше убеждение здешних правящих кругов в том, что Советская Россия путем постепенного превращения в национальное государство придет к воссозданию России, - а это хотя и не является очевидной истиной, но все же имеет серьезные шансы на осуществление, - с довольно лихорадочной деятельностью Франции по сколачиванию антинемецкого блока, то вывод напрашивается сам собой: Франция хочет видеть в Польше прежде всего еще одну гарантию против Германии. Чтобы в действительности стать ею, Польша не должна находиться с возрожденной Россией в конфликте, до которого ее неизбежно доведут, если не теперь, то в будущем, слишком далеко зашедшие требования в отношении возврата восточных территорий. Если здешние правительственные круги уже свыклись с мыслью о польском характере Вильно, Гродно, а может быть, даже и Минска, то в отношении территорий, лежащих дальше на восток, в особенности же украинских земель, они не перестанут придерживаться того мнения, что, оставаясь предметом наших непосредственных или косвенных претензий, эти территории неизбежно станут очагом будущего польско-русского конфликта.
Чтобы развеять эти опасения французов, недостаточно наших уверений в том, что польская военная оккупация, распространяющаяся до Днепра, является только военной гарантией против большевизма и не предрешает судьбы занятых территорий, что, наконец, мы, требуя от Советов очищения территорий до границ 1772 г.[4], не предрешаем присоединения их к Польше, осуществить которое полностью мы даже не собираемся. Как я мог убедиться, причина опасений французского правительства лежит прежде всего в нашем требовании определить будущее [604] восточных окраин путем плебисцита. Понятно наше стремление решить эту задачу в момент, когда мы несомненно имеем перевес над противной стороной. Понятно также наше стремление к скорейшему определению границ, вызываемое хотя бы только необходимостью создания рациональной организации экономики Польши. Проведение плебисцита под непольским контролем в настоящих условиях немыслимо. Но если бы плебисцит проводился под контролем и в условиях оккупации со стороны Польши, являющейся заинтересованной стороной, то даже при неправдоподобной скрупулезности сохранения видимости объективности плебисцит никогда не получил бы признания со стороны будущей возрожденной России и неизбежно стал бы источником нашего с ней конфликта.
Я старался изложить здесь насколько возможно яснее и точнее французскую точку зрения, имея в виду влияние, какое она может оказать на позицию французского правительства во время наших переговоров с большевиками, а эта позиция имеет первостепенное значение для осуществления нашей программы.
Официальный текст основных условий нашего будущего договора с большевиками, который ожидает как Quai d'Orsay, так со своей стороны и я, даст мне возможность обосновать свои доводы при переговорах с французским правительством.
Пока я хочу только обратить Ваше внимание, господин министр, на то, что, по моему убеждению, независимо от положения, занимаемого Францией на международной арене, независимо от ослабления или усиления ее в сравнении с другими союзниками, мы в решении вопроса о наших восточных границах должны опираться прежде всего на французское правительство и при предварительном обсуждении с ним этого вопроса должны быть предельно откровенны и самым убедительным образом должны показать, что отделяем вопрос о немедленных военных гарантиях, которые мы требуем от большевиков, от решения судьбы спорных восточных территорий.
Вы наверное согласитесь со мной, что в этих условиях чрезвычайно важно, чтобы Варшава постоянно держала меня в курсе событий и дел как внутренних, так и внешних; был бы весьма признателен, если бы Вы дали такое специальное поручение какому-либо компетентному лицу из министерства.
Мавриций Замойский
Машинописная копия на польском языке.
СAW, Kolekcje, 440 12/13.
[1] См. док.: Протокол тайного заседания Совета министров Польши по обсуждению основ мирных переговоров с Советским правительством (Польша, 8 марта 1920).
[2] Название Министерства иностранных дел Франции по месту его нахождения в Париже на наб. Кэ Д'Орсэ.
[3] См. док.: Нота министра иностранныхдел Польши Ст. Патека английскому посланнику в Варшаве Г. Румбольду об условиях, на которых польское правительство готово начать мирные переговоры с Советской Россией (Польша, 15 марта 1920).
[4] См. док.: Протокол тайного заседания Совета министров Польши по обсуждению основ мирных переговоров с Советским правительством (Польша, 8 марта 1920).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. II. - М., 1964. С. 603-605.
Комментарии |
|