Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
У. Моррис, художник и поэт, был одним из выдающихся деятелей СДФ, затем Социалистической лиги. Публикуемый документ иллюстрирует его разрыв с буржуазным мировоззрением и переход на социалистические позиции лучших представителей радикализма.
...Что касается меня, то я полагал сначала, что можно содействовать реальному социалистическому прогрессу, оставаясь в рядах буржуазного радикализма; но я отошел от последнего, когда убедился в своей ошибке. Радикализм - ложный путь, он может развиваться, так сказать, только как радикализм, ибо, возникший в среде средних классов и служащий их интересам, он всегда останется под контролем крупных капиталистов. Он ничего не имеет против политического прогресса, но хочет им только и ограничиться. Что касается подлинных социальных перемен, то он стремится, по возможности не допустить их.
...Я не вижу пользы для народа в политической свободе, если она не станет в его руках средством к достижению разумного и подлинно человеческого существования. Даже образование не приносит пользы, если уделом людей, получивших образование, продолжает оставаться рабский труд [124] и они принуждены вести жизнь, заполненную повседневными мелкими заботами. ...Ясно, что освобождение не придет к народу до тех пор, пока он обречен жить на заработки, обеспечивающие ему лишь средства к существованию, а это неизбежно в условиях конкуренции. И я не думаю, что рабочие в скором времени осознают свои возможности. Понятно, почему книга Г. Джорджа принята в нашей стране и в Америке как новое евангелие.
Adelman Р. The Rise of the Labour Party
(1880-1945). L., 1972, p. 93 - 94.
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru
(В сокращении)
...Что касается меня, то я полагал сначала, что можно содействовать реальному социалистическому прогрессу, оставаясь в рядах буржуазного радикализма; но я отошел от последнего, когда убедился в своей ошибке. Радикализм - ложный путь, он может развиваться, так сказать, только как радикализм, ибо, возникший в среде средних классов и служащий их интересам, он всегда останется под контролем крупных капиталистов. Он ничего не имеет против политического прогресса, но хочет им только и ограничиться. Что касается подлинных социальных перемен, то он стремится, по возможности не допустить их.
...Я не вижу пользы для народа в политической свободе, если она не станет в его руках средством к достижению разумного и подлинно человеческого существования. Даже образование не приносит пользы, если уделом людей, получивших образование, продолжает оставаться рабский труд [124] и они принуждены вести жизнь, заполненную повседневными мелкими заботами. ...Ясно, что освобождение не придет к народу до тех пор, пока он обречен жить на заработки, обеспечивающие ему лишь средства к существованию, а это неизбежно в условиях конкуренции. И я не думаю, что рабочие в скором времени осознают свои возможности. Понятно, почему книга Г. Джорджа принята в нашей стране и в Америке как новое евангелие.
Adelman Р. The Rise of the Labour Party
(1880-1945). L., 1972, p. 93 - 94.
Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. - М., 1985. С. 124 - 125.
Комментарии |
|
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!